реклама

Профессия – главный сварщик, часть № 3 – Адмиралтейские верфи

В настоящее время профессия сварщика является одной из самых востребованных в промышленности. На Адмиралтейских верфях эти специалисты всегда на особом счету, и, по справедливому мнению главного сварщика предприятия Павла Масленникова, их навыки и умения никогда не утратят своей актуальности.
Главный сварщик АО
Главный сварщик АО "Адмиралтейские верфи" Павел Масленников / Фото: пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи"

– В чем сегодня заключается работа Ваша и Вашего отдела?

 

– Наш отдел обеспечивает технологическую подготовку сварочного производства, взаимодействие с классификационными обществами по направлению аттестации технологий и персонала, выполняет входной контроль качества материалов и оборудования, техническое сопровождение процессов закупки сварочных материалов и оборудования и многое другое. Специалисты отдела принимают самое непосредственное участие в строительстве всех заказов. Не так много подразделений на предприятии, с которыми ОГС не взаимодействовал бы в режиме постоянной текущей работы.
 

– Давайте немного поговорим о профессиональных тонкостях. Большинство из нас, даже несмотря на работу в промышленной отрасли, не разбираются в видах сварки. Ручная, полуавтоматическая или роботизированная сварка? Что и для каких задач лучше подходит?

 

– Сегодня основной объем (более 70%) сварочных работ на нашем предприятии выполняется с помощью полуавтоматической сварки. Это один из наиболее эффективных и экономичных способов. Ручная сварка на заводе имеет более ограниченное применение. Она используется как правило для изделий из цветных металлов и сплавов на их основе, а также из сталей специального назначения. Роботизированная сварка чаще всего эффективна при изготовлении конструкций с высокой степенью серийности и однотипности. На Адмиралтейских верфях (учитывая специфику деятельности) роботизированная сварка пока не нашла применения. Тем не менее проработка вопросов ее внедрения идет уже давно.

Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО
Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи"

Секреты мастерства от главного сварщика: "Как достигнуть идеального шва?"

 

– Качество сварного соединения зависит от многих факторов. Это и квалификация сварщика, и точность изготовления деталей судна, а также качество сварочных материалов, сборки сварного соединения, основных листовых и профильных материалов, проработки рабочей документации на этапе проектирования судна и т.д.

 

Без преувеличения можно сказать, что идеальный сварной шов – это результат работы не только самих сварщиков, но и почти всех специалистов предприятия, занятых разработкой проекта судна, ведущих входной контроль материалов и оборудования, проводящих подготовку и аттестацию сварщиков, а также осуществляющих контроль качества продукции на всех этапах её жизненного цикла.

 

Таким образом, идеальный шов – это интегрированный показатель уровня развития технологий, системы менеджмента качества и культуры производства на всех этапах строительства судна.

 

– Говорят, существует такое понятие, как магия сварки. Согласны ли Вы с таким утверждением, и если "да", то в чем она заключается?

 

– Действительно, есть что-то магическое, когда в руке сварщика горит дуга с температурой в несколько тысяч градусов, а от нее, казалось бы, "неприступная" сталь плавится и принимает ту форму, которую ей "диктуют". В такие моменты человек ощущает свою власть над природой. Возможно именно это, а еще мощная энергетика процесса завораживает и пленяет.
 

Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО
Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи"

– Какое оборудование для сварки сегодня используется на заводе?

 

– В настоящее время парк сварочного оборудования на АО "Адмиралтейские верфи" преимущественно российского производства. Это и оборудование для аргонодуговой сварки неплавящимся электродом, для полуавтоматической сварки в среде защитного газа, для автоматической сварки под слоем флюса. Высокая доля отечественного оборудования – результат многолетней целенаправленной работы службы главного сварщика, ориентированной на закупку главным образом продукции российских производителей. Нашему предприятию в целом удалось обеспечить импортонезависимость в отношении основной номенклатуры сварочного оборудования. Основным поставщиком на наше предприятие на протяжении многих лет была фирма ИТС. Позже начались поставки от фирмы ЗТИ (EVOSPARK). На предприятии постоянно проводится реновация сварочного оборудования. Ежегодно в рамках инвестиционной программы разрабатывается перечень сварочного оборудования, планируемого к закупке. В настоящее время основное внимание уделяется подбору российских автоматов для сварки под флюсом. 
 

Как на верфях обстоят дела с закупкой расходников и ЗИП?

 

– Адмиралтейские верфи используют в основном российское оборудование, поэтому закупка расходных частей и ЗИП к нему не вызывает серьезных трудностей. Это позволяет сварочному производству относительно спокойно работать в условиях санкционного давления. 

Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО
Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи"

Что в первую очередь сварщику нужно от производителей?

 

– Для комфортной эксплуатации аппарата сварщику необходима его стабильная работа, понятный интерфейс управления (без перегруженности различными не всегда необходимыми функциями) и ремонтопригодность. Нашему предприятию важно, чтобы у производителя оборудования имелся сервисный центр, расположенный в территориальной близости от места эксплуатации. Это позволяет обеспечивать быстроту реагирования при гарантийных обращениях. Также очень важны готовность производителя вносить конструктивные изменения и адаптировать модельный ряд под требования конкретного потребителя.

 

Как Вы считаете, влияет ли разряд сварщика на его мастерство?

 

– Скорее мастерство влияет на разряд. По своему опыту могу сказать, что бывали случаи, когда на предприятие устраивались сварщики с не очень высокими разрядами, но в течение непродолжительного времени они достигали высокого профессионального мастерства и им присваивались более высокие разряды. И наоборот, иногда при трудоустройстве сварщик приходил с высоким разрядом, полученным в другой отрасли, но при тестировании оказывалось, что он "не тянет" под наши требования.
 

Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО
Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи"

Какими качествами должен обладать профессиональный сварщик?

 

– Требования к квалификации сварщиков изложены в различных нормативных отраслевых стандартах. Наверное, нет необходимости подробно про них рассказывать. Что касается личных качеств, которыми должен обладать сварщик, то это главным образом высокая ответственность, поскольку от качества его работы зачастую зависят жизни многих людей.

 

По какому принципу Вы набираете себе людей в команду?

 

– Моя трудовая деятельность началась в 1990-х годах прошлого века. Это было время, когда немногие выпускники технических ВУЗов оставались в специальности. С тех пор я с уважением отношусь ко всем, кто выбрал техническую специальность и решил посвятить свою жизнь работе в промышленности. Стараюсь ценить каждого сотрудника. Отсюда основной принцип – работать с теми, кто есть. Каких-то жестких требований при наборе в команду у меня нет. Главное – это базовый набор знаний по специальности и желание работать на общий результат.

Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО
Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи"

Как Вы считаете, насколько важно для профессионального развития принимать участие в конкурсах профессионального мастерства?

 

– Я считаю участие в конкурсах профессионального мастерства как внутри предприятия, так и тех, которые проходят на уровне Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), а также регионального и федерального значения – важной составляющей успешного развития специалистов. В 2022 году сварщик нашего предприятия Алексей Бахтин из цеха № 9 стал лучшим на Международном чемпионате высокотехнологичных профессий Хайтек, где в мастерстве соревновались более 600 конкурсантов. Это большая гордость и для нашего коллектива, и прекрасная мотивация молодежи, в том числе и самого участника.

 

Продолжаете ли тестировать на заводе новые образцы сварочных аппаратов?

 

– Да, такая работа никогда не прекращалась.

 

Существует ли обмен опытом со сварщиками с других заводов?

 

– В рамках АО "ОСК" создан и уже на протяжении нескольких лет действует Совет главных сварщиков. Проводятся регулярные заседания и обсуждаются различные профессиональные вопросы. Также корпорация организовывает совместные семинары по сварочной тематике и посещения предприятий-производителей сварочного оборудования и материалов. На таких мероприятиях наши специалисты не только знакомятся с новинками отрасли, но и общаются друг с другом.

Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО
Адмиралтейские верфи, сварка корпуса / Фото: пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи"

Как Вы считаете, сможет ли когда-нибудь промышленность, в частности, кораблестроение, обойтись без сварщиков? Или это именно та профессия, которая будет неизменно востребованной?

 

– Современное состояние развития технологий свидетельствует о том, что альтернативы сварке в ближайшем будущем – нет. Даже если часть объема сварочных работ в судостроении возьмут на себя роботизированные комплексы, то и тогда за роботом будет наблюдать и контролировать его оператор-сварщик. Не представляю, какая революция должна произойти в судостроительной промышленности, чтобы сварка и сварщики перестали быть востребованными.

 

Читайте по теме:

Профессия – главный сварщик, часть № 1 – Севмаш

Профессия – главный сварщик, часть № 2 – ПАО "ССК"

"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
На площадке ЮЦСС завершается строительство танкера "Волготранс-2502"
05:00 / судостроение