Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение о взыскании с Крыловского государственного научного центра 227,9 млн рублей в пользу страховой компании «Согаз» по иску, связанному с повреждением двигателя головного ледокола проекта 22220 «Арктика». Об этом сообщают «Ведомости».

Напомним, атомоход «Арктика» построен на «Балтийском заводе» ОСК по проекту ЦКБ «Айсберг» для ФГУП «Атомфлот». В ходе швартовных испытаний 4 февраля 2020 года произошло возгорание правого гребного электродвигателя ледокола. Во время пуско-наладочных работ системы электродвижения при подаче напряжения от преобразователя частоты на правый ГЭД сработала защита и произошло аварийное отключение преобразователя частоты. Специалисты обнаружили замыкание на корпус носовой статорной обмотки ГЭД, обмотка была повреждена.
Двигатель признали не подлежащим восстановлению. Представители Ленинградского электромашиностроительного завода (ЛЭЗ,) заявили о невозможности восстановления работоспособности носовой обмотки двигателя (повреждено четыре фазы из шести).
В свою очередь, представители ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ, входит в «Крыловский ГНЦ»), которые занимались разработкой системы электродвижения, посчитали, что в инциденте виноват брак при изготовлении двигателя. При этом в ЛЭЗ (поставщик ГЭД) винили скачок напряжения от преобразователя частоты на ГЭД.
В марте 2022 года страховавшая судно на этапе строительства компания «Согаз» выплатила «Балтийскому заводу» страховку за сгоревший двигатель в размере 240 млн рублей. В феврале 2023 г. страховщик обратился в петербургский арбитраж с иском к Крыловскому ГНЦ, чтобы взыскать с него эту сумму как с виновника происшествия.
Суд рассмотрел заключения трех различных экспертных комиссий, перед которыми была поставлена задача установить причину и виновника произошедшего. Межведомственная комиссия Минпромторга определить причину аварии не смогла. Эксперты ЧЭУ «Городское учреждение судебной экспертизы» пришли к выводу, что причиной аварии стало «значительное уменьшение изоляции статорной обмотки двигателя ввиду нарушения правил хранения и подготовки к вводу в эксплуатацию». Эксперты Омского государственного университета путей сообщения решили, что возгорание правого гребного электродвигателя «Арктики» случилось из-за электрического пробоя корпусной изоляции статора, явившегося следствием действий персонала, нарушившего программу пуско-наладочных работ.
Суд констатировал, что «экспертные заключения, представленные в суд, содержат противоположные выводы». При этом суд взыскал по иску с Крыловского ГНЦ 223,5 млн рублей в пользу страховой компании и 4,2 млн рублей расходов на проведение экспертиз. Вместе с госпошлиной научному центру придется заплатить в общей сложности 227,9 млн рублей.
В опубликованной в мотивировочной части судебного решения позиции Крыловского ГНЦ говорится, что двигатель благополучно прошел приемочные испытания, а срок гарантии на него к моменту аварии не наступил, поскольку авария случилась до сдачи судна в эксплуатацию в октябре 2020 года.















