О ТЕХ, КТО В МОРЕ
Выборг, вросший, буквально - вцепившийся - в неприступный скалистый грунт Финского побережья, давно и необратимо пропитан морской романтикой. А к самым романтическим водным видам спорта, безусловно, относится яхтинг. Володзимеж Гловацкий в своей книге "Увлекательный мир парусов" дает любопытную интерпретацию феномена увлечения парусным спортом: "Яхтинг снимал с человека ощущение все возрастающей зависимости от техники. После заводского цеха, где люди чувствовали себя всего-навсего винтиками производственного гиганта, несколько квадратных метров пространства яхты представлялись истинным королевством ничем не стесняемой свободы".
“Ты помнишь,
как все начиналось?”
Парусный спорт, несмотря на свою дороговизну, обладает заманчивой чертой: ему "все возрасты покорны". 25 мая, во время очередного весеннего переселения яхт на воду на мысе Бобовый, об этом говорили буквально все яхтсмены. По крайней мере, те, кого удалось отвлечь от этого волнующего события хотя бы на несколько минут. Члены муниципального яхт-клуба, носящего "географическое" название, - прямое доказательство того, что "очарованные" парусом остаются верны этому виду спорта долгие годы. Один из старейшин клуба Александр Харитонов рассказал, что "парусники" редко остаются один на один со своей страстью. Как правило, все ближние заболевают яхтингом. В море выходят семьями, вместе с детьми и даже - с внуками.
Когда-то в городе портовиков и судостроителей наблюдалось изобилие маломерных судов. Крупные предприятия (ВСЗ, Приборостроительный завод, Выборгский порт) не скупились на финансирование и развитие парусного спорта. Молодежь имела возможность приобщаться к элитному мореходству на мысе Смоляной и на городском пляже. Большинство из них остались в парусном спорте до сих пор, стали капитанами яхт. Александр Харитонов вспоминал золотые годы судостроительного яхт-клуба, официально родившегося в 1963 году: "На завод, в основном, приходили ребята после окончания училища. Тогда было популярным заниматься каким-либо видом спорта, в том числе и парусным, при ДОСААФ. Руководство завода шло навстречу увлечениям своих работников. В советские времена чаще всего приобретались швертботы. Ремонтировались старые - уже списанные яхты - и обретали вторую жизнь. Из списанного материала даже тримараны делали - лишь бы было на чем выйти в залив. При Порядине, когда он был еще директором завода, можно сказать, был расцвет. Он всегда шел навстречу спортсменам. В свое время на "десятке" я был председателем клуба. Так вот: именно при Георгии Порядине были приобретены яхты, которые и сейчас еще ходят…"
“Только смелым
покоряются моря”
В 1991 году ведомства вынуждены были отказаться от содержания спортивных судов: яхт и швертботов. С этого времени выборгский парусный спорт выживал практически самостоятельно. Судостроители-яхтсмены обратились к городской власти. Так клуб обрел муниципальный статус. Там, где раньше располагалась база мореходов - теперь охраняемая зона. Клуб переехал на Бобовый мыс. Нынешний руководитель сообщества яхтсменов Алексей Касинский характеризуется одноклубниками как ярый фанат, рачительный хозяин и самый мобильный капитан яхты "Урания". Говорят, что он ходит в плавание при любой возможности и держит рекорд по количеству часов, проведенных на воде. Вместе с ним в ближние и дальние походы отправляются жена и двое сыновей. Яхтсмены с Бобового утверждают, что сыновья понимают отца с полуслова-полувзгляда.
Уже минуло три года, как у руля клуба встал капитан "Урании". Но похоже, что обитатели Бобового признали его своим лидером намного раньше. Сам он говорит, что отдает парусному спорту все свое свободное время. И, естественно, отпуск. На вопрос, какие проблемы для клуба сейчас считаются самыми сложными, он ответил: "Пограничные ограничения… Мы осваивали водное пространство "по спирали", расширяя зону хождения под парусом. Как ни странно, в постсоветское время приграничный режим настолько ужесточился, что мы практически не имеем возможности ходить туда, где ранее бывали беспрепятственно. А вот когда пересекаешь финскую границу, все проблемы заканчиваются. У финнов минимальные условия: не мусорить и не шуметь по вечерам. Все финские стоянки оборудованы мусорными банками. Мы предпочитаем швартоваться у достаточно оборудованных причалов. Особая привлекательность - бесплатные сауны. В нашем списке посещения насчитывается восемь таких мест".
В выборгском небе - “Мираж”...
…И не только. 25 мая с помощью стрелы мощнейшего крана Pingueli (ежегодная помощь судостроителей), а в просторечье просто "пингвина", шесть яхт "попробовали" майской водички. Среди них - лидерская "Урания", "Родина", "Викинг", "Мираж"… Кстати, о "Мираже". Его история довольно поучительна и вполне способна выступить в качестве неопровержимого доказательства небывалого по нынешним временам энтузиазма и преданности парусному спорту. От "родного" комплекта на яхте класса "дракон" остался лишь киль. Все остальное - реконструкция, реставрация и фантазия, которая на выдумку хитра.
Немного об истории легендарных "драконов". Основные данные яхты: наибольшая длина - 8,9 м; наибольшая ширина - 1,95 м; осадка - 1,21 м; водоизмещение - 1700 кг; вес фальшкиля - 990-1010 кг; площадь парусности - 222 кв. м. Яхта "Дракон" была спроектирована норвежским конструктором Анкером в 1927 г. Это - легенда не только российского, но и мирового яхтенного мира. Созданная как крейсерская яхта для круизного плавания по шхерам, она очень быстро стала яхтой гоночной. Много лет "дракон" был олимпийским классом. И в этот период выпускался у нас серийно сразу на двух верфях - Таллинской и Ленинградской. Уйдя из олимпийского спорта, "дракон" постепенно стал яхтой элитарной, и сейчас ни один другой класс не может похвастаться таким количеством яхтсменов королевских кровей. Во главе Международной ассоциации класса "дракон" (IDA) стоит королевская семья Дании. Но самое главное - не история класса и не принцы, гоняющиеся на "драконах", а удивительная гармония всех форм этой классической деревянной лодки. Это тот символ парусной яхты, который существует в подсознании у человека.
Несмотря на то, что "Мираж" был подвержен "драконовским переделкам" - естественно, не от хорошей жизни, - обводы лодки, ее поджарость и стройность (под стать ее капитану Денису Власову) соразмерны и красивы. Нынешняя подготовка к спуску на воду заняла два месяца напряженной работы, учитывая, что прошлый сезон "Мираж" провел на берегу. За это время была выполнена огромная работа: заменено 2/3 палубы, 80% бимсов и часть бортовых досок. Последние болтики закручивались практически под нависшей стрелой.
"Мираж" - не единственный "мифический змей" на причале Бобового. В Выборге есть еще два перестроенных "дракона" - это "Амур" и "Викинг". Кстати, в позапрошлом году в своем классе на ежегодной регате "Паруса Выборга", в которой участвовали как выборгские, так и петербургские парусники, выборгский "дракон" "Мираж" занял третье место.
“Как строили лодки,
и лодки звались...”
Кран-монстр опустил все лодки на воду виртуозно, без единого всплеска! Многотонные яхты на его стреле казались хрупкими скорлупками. Особенно, если бросить взгляд на противоположный берег, где красуется, как будто облитый голубой глазурью, чудо современных технологий - катер "Гарпун". Кстати, каждая приводнившаяся лодка подвергается устоявшемуся ритуалу: капитан лично поливает ее палубу шампанским. Бить бутылки об изящные борта не принято.
Подготовка судна требует не только определенных знаний, но и наличия команды единомышленников, готовых денно и нощно пропадать на причале. Деревянный корпус, как правило, подвергается тщательной ревизии. Сгнившие участки древесины удаляются. В этом смысле дерево - по-прежнему самый технологичный и универсальный материал. Водонепроницаемость достигается с помощью композитных составов типа эпоксидной смолы.
Последние штрихи - нанесение краски-"необрастайки" (то есть препятствующей налипанию примитивных форм жизни к днищу) на недоступные ранее места, когда яхта уже приподнята на стреле. Все работают четко, слаженно. Соприкосновение яхты с водной гладью отслеживают с волнением: вдруг придется действовать в авральном режиме? Как пояснили мореходы с Бобового, наполнение яхты водой в первые 6-12 часов - дело обычное. Смолистым доскам надо дать возможность напитаться влагой: дерево набухнет и перекроет доступ воде.
В парусном спорте вообще приветствуется командный дух. И не только на воде. Перед нынешним сезоном яхтсмены устраивали субботники, облагораживали территорию, создавали инфраструктуру причала (оборудование освещения и электропитания пирса, установка крана для снятия и подъема мачт и другого тяжелого оборудования, обустройство туалета, планировка территории). Торопились к началу сезона подготовить пирс. По словам ребят, работенка была та еще. С металлом, на морозе! Бурили прямо в лед, на глубину 18 метров.
“Моложе и лучше нас”
Яхт-клуб на Бобовом мысу относится к подразделению "Муниципальные спортивные сооружения", которыми руководит Олег Фетисов. По словам Алексея Касинского, муниципальные власти по мере возможности помогают спортсменам. Надо отметить, что на фоне былого яхтенного великолепия всего побережья Ленобласти и даже Питера наиболее выигрышно смотрятся выборгские яхтсмены. Худо-бедно, но парусный спорт возвращается на выборгский берег. "Непотопляемость" выборжцев базируется на крепких традициях и неуспокоенности самих яхтсменов. Никто из них не стремится к кастовости и элитарности. Наоборот, мореходы считают яхтинг достаточно доступным и демократичным видом спорта. И одна из задач клуба - приобщение подрастающего поколения к морским традициям города.
В 2002 году на базе школы № 14 возобновил свою работу клуб юных яхтсменов, которым руководит учитель труда Валерий Задворнов. Нынешней зимой школьники построили два швертбота. Для одного из них город помог приобрести комплект парусов. А чтобы закрепить полученные знания практическими навыками, муниципальная яхта "Миранда" нынешним летом пришвартуется возле спортивного лагеря "Зеленый остров". Так что смена подрастает.
Потихоньку благоустраивается территория Бобового мыса. Касинский уверен, что популярность парусного спорта будет возрастать с каждым годом. И уже сегодня надо готовиться к тому, чтобы клуб, который сейчас насчитывает порядка пятнадцати яхт, смог достойно принять новообращенных.
Будем надеяться, что в истории выборгских парусов больше никогда не повторится период запустения и сожжения. Впрочем, красота, как и рукописи, не горит.
Выборг, вросший, буквально - вцепившийся - в неприступный скалистый грунт Финского побережья, давно и необратимо пропитан морской романтикой. А к самым романтическим водным видам спорта, безусловно, относится яхтинг. Володзимеж Гловацкий в своей книге "Увлекательный мир парусов" дает любопытную интерпретацию феномена увлечения парусным спортом: "Яхтинг снимал с человека ощущение все возрастающей зависимости от техники. После заводского цеха, где люди чувствовали себя всего-навсего винтиками производственного гиганта, несколько квадратных метров пространства яхты представлялись истинным королевством ничем не стесняемой свободы".
“Ты помнишь,
как все начиналось?”
Парусный спорт, несмотря на свою дороговизну, обладает заманчивой чертой: ему "все возрасты покорны". 25 мая, во время очередного весеннего переселения яхт на воду на мысе Бобовый, об этом говорили буквально все яхтсмены. По крайней мере, те, кого удалось отвлечь от этого волнующего события хотя бы на несколько минут. Члены муниципального яхт-клуба, носящего "географическое" название, - прямое доказательство того, что "очарованные" парусом остаются верны этому виду спорта долгие годы. Один из старейшин клуба Александр Харитонов рассказал, что "парусники" редко остаются один на один со своей страстью. Как правило, все ближние заболевают яхтингом. В море выходят семьями, вместе с детьми и даже - с внуками.
Когда-то в городе портовиков и судостроителей наблюдалось изобилие маломерных судов. Крупные предприятия (ВСЗ, Приборостроительный завод, Выборгский порт) не скупились на финансирование и развитие парусного спорта. Молодежь имела возможность приобщаться к элитному мореходству на мысе Смоляной и на городском пляже. Большинство из них остались в парусном спорте до сих пор, стали капитанами яхт. Александр Харитонов вспоминал золотые годы судостроительного яхт-клуба, официально родившегося в 1963 году: "На завод, в основном, приходили ребята после окончания училища. Тогда было популярным заниматься каким-либо видом спорта, в том числе и парусным, при ДОСААФ. Руководство завода шло навстречу увлечениям своих работников. В советские времена чаще всего приобретались швертботы. Ремонтировались старые - уже списанные яхты - и обретали вторую жизнь. Из списанного материала даже тримараны делали - лишь бы было на чем выйти в залив. При Порядине, когда он был еще директором завода, можно сказать, был расцвет. Он всегда шел навстречу спортсменам. В свое время на "десятке" я был председателем клуба. Так вот: именно при Георгии Порядине были приобретены яхты, которые и сейчас еще ходят…"
“Только смелым
покоряются моря”
В 1991 году ведомства вынуждены были отказаться от содержания спортивных судов: яхт и швертботов. С этого времени выборгский парусный спорт выживал практически самостоятельно. Судостроители-яхтсмены обратились к городской власти. Так клуб обрел муниципальный статус. Там, где раньше располагалась база мореходов - теперь охраняемая зона. Клуб переехал на Бобовый мыс. Нынешний руководитель сообщества яхтсменов Алексей Касинский характеризуется одноклубниками как ярый фанат, рачительный хозяин и самый мобильный капитан яхты "Урания". Говорят, что он ходит в плавание при любой возможности и держит рекорд по количеству часов, проведенных на воде. Вместе с ним в ближние и дальние походы отправляются жена и двое сыновей. Яхтсмены с Бобового утверждают, что сыновья понимают отца с полуслова-полувзгляда.
Уже минуло три года, как у руля клуба встал капитан "Урании". Но похоже, что обитатели Бобового признали его своим лидером намного раньше. Сам он говорит, что отдает парусному спорту все свое свободное время. И, естественно, отпуск. На вопрос, какие проблемы для клуба сейчас считаются самыми сложными, он ответил: "Пограничные ограничения… Мы осваивали водное пространство "по спирали", расширяя зону хождения под парусом. Как ни странно, в постсоветское время приграничный режим настолько ужесточился, что мы практически не имеем возможности ходить туда, где ранее бывали беспрепятственно. А вот когда пересекаешь финскую границу, все проблемы заканчиваются. У финнов минимальные условия: не мусорить и не шуметь по вечерам. Все финские стоянки оборудованы мусорными банками. Мы предпочитаем швартоваться у достаточно оборудованных причалов. Особая привлекательность - бесплатные сауны. В нашем списке посещения насчитывается восемь таких мест".
В выборгском небе - “Мираж”...
…И не только. 25 мая с помощью стрелы мощнейшего крана Pingueli (ежегодная помощь судостроителей), а в просторечье просто "пингвина", шесть яхт "попробовали" майской водички. Среди них - лидерская "Урания", "Родина", "Викинг", "Мираж"… Кстати, о "Мираже". Его история довольно поучительна и вполне способна выступить в качестве неопровержимого доказательства небывалого по нынешним временам энтузиазма и преданности парусному спорту. От "родного" комплекта на яхте класса "дракон" остался лишь киль. Все остальное - реконструкция, реставрация и фантазия, которая на выдумку хитра.
Немного об истории легендарных "драконов". Основные данные яхты: наибольшая длина - 8,9 м; наибольшая ширина - 1,95 м; осадка - 1,21 м; водоизмещение - 1700 кг; вес фальшкиля - 990-1010 кг; площадь парусности - 222 кв. м. Яхта "Дракон" была спроектирована норвежским конструктором Анкером в 1927 г. Это - легенда не только российского, но и мирового яхтенного мира. Созданная как крейсерская яхта для круизного плавания по шхерам, она очень быстро стала яхтой гоночной. Много лет "дракон" был олимпийским классом. И в этот период выпускался у нас серийно сразу на двух верфях - Таллинской и Ленинградской. Уйдя из олимпийского спорта, "дракон" постепенно стал яхтой элитарной, и сейчас ни один другой класс не может похвастаться таким количеством яхтсменов королевских кровей. Во главе Международной ассоциации класса "дракон" (IDA) стоит королевская семья Дании. Но самое главное - не история класса и не принцы, гоняющиеся на "драконах", а удивительная гармония всех форм этой классической деревянной лодки. Это тот символ парусной яхты, который существует в подсознании у человека.
Несмотря на то, что "Мираж" был подвержен "драконовским переделкам" - естественно, не от хорошей жизни, - обводы лодки, ее поджарость и стройность (под стать ее капитану Денису Власову) соразмерны и красивы. Нынешняя подготовка к спуску на воду заняла два месяца напряженной работы, учитывая, что прошлый сезон "Мираж" провел на берегу. За это время была выполнена огромная работа: заменено 2/3 палубы, 80% бимсов и часть бортовых досок. Последние болтики закручивались практически под нависшей стрелой.
"Мираж" - не единственный "мифический змей" на причале Бобового. В Выборге есть еще два перестроенных "дракона" - это "Амур" и "Викинг". Кстати, в позапрошлом году в своем классе на ежегодной регате "Паруса Выборга", в которой участвовали как выборгские, так и петербургские парусники, выборгский "дракон" "Мираж" занял третье место.
“Как строили лодки,
и лодки звались...”
Кран-монстр опустил все лодки на воду виртуозно, без единого всплеска! Многотонные яхты на его стреле казались хрупкими скорлупками. Особенно, если бросить взгляд на противоположный берег, где красуется, как будто облитый голубой глазурью, чудо современных технологий - катер "Гарпун". Кстати, каждая приводнившаяся лодка подвергается устоявшемуся ритуалу: капитан лично поливает ее палубу шампанским. Бить бутылки об изящные борта не принято.
Подготовка судна требует не только определенных знаний, но и наличия команды единомышленников, готовых денно и нощно пропадать на причале. Деревянный корпус, как правило, подвергается тщательной ревизии. Сгнившие участки древесины удаляются. В этом смысле дерево - по-прежнему самый технологичный и универсальный материал. Водонепроницаемость достигается с помощью композитных составов типа эпоксидной смолы.
Последние штрихи - нанесение краски-"необрастайки" (то есть препятствующей налипанию примитивных форм жизни к днищу) на недоступные ранее места, когда яхта уже приподнята на стреле. Все работают четко, слаженно. Соприкосновение яхты с водной гладью отслеживают с волнением: вдруг придется действовать в авральном режиме? Как пояснили мореходы с Бобового, наполнение яхты водой в первые 6-12 часов - дело обычное. Смолистым доскам надо дать возможность напитаться влагой: дерево набухнет и перекроет доступ воде.
В парусном спорте вообще приветствуется командный дух. И не только на воде. Перед нынешним сезоном яхтсмены устраивали субботники, облагораживали территорию, создавали инфраструктуру причала (оборудование освещения и электропитания пирса, установка крана для снятия и подъема мачт и другого тяжелого оборудования, обустройство туалета, планировка территории). Торопились к началу сезона подготовить пирс. По словам ребят, работенка была та еще. С металлом, на морозе! Бурили прямо в лед, на глубину 18 метров.
“Моложе и лучше нас”
Яхт-клуб на Бобовом мысу относится к подразделению "Муниципальные спортивные сооружения", которыми руководит Олег Фетисов. По словам Алексея Касинского, муниципальные власти по мере возможности помогают спортсменам. Надо отметить, что на фоне былого яхтенного великолепия всего побережья Ленобласти и даже Питера наиболее выигрышно смотрятся выборгские яхтсмены. Худо-бедно, но парусный спорт возвращается на выборгский берег. "Непотопляемость" выборжцев базируется на крепких традициях и неуспокоенности самих яхтсменов. Никто из них не стремится к кастовости и элитарности. Наоборот, мореходы считают яхтинг достаточно доступным и демократичным видом спорта. И одна из задач клуба - приобщение подрастающего поколения к морским традициям города.
В 2002 году на базе школы № 14 возобновил свою работу клуб юных яхтсменов, которым руководит учитель труда Валерий Задворнов. Нынешней зимой школьники построили два швертбота. Для одного из них город помог приобрести комплект парусов. А чтобы закрепить полученные знания практическими навыками, муниципальная яхта "Миранда" нынешним летом пришвартуется возле спортивного лагеря "Зеленый остров". Так что смена подрастает.
Потихоньку благоустраивается территория Бобового мыса. Касинский уверен, что популярность парусного спорта будет возрастать с каждым годом. И уже сегодня надо готовиться к тому, чтобы клуб, который сейчас насчитывает порядка пятнадцати яхт, смог достойно принять новообращенных.
Будем надеяться, что в истории выборгских парусов больше никогда не повторится период запустения и сожжения. Впрочем, красота, как и рукописи, не горит.