"Нужно смотреть на то, что сделано в судостроении до нас, при нас и что мы оставим нашим последователям". ОСК собрала первый Совет старейшин

- A + КомментарииПрочитано 2786 раз   |
В сентябре 2014 года в интервью "Корабел.ру" президент ОСК Алексей Рахманов заявил о планах создать Совет старейшин, куда вошли бы заслуженные корабелы, машиностроители, представители науки – люди, которые большую часть жизни посвятили кораблестроению и судостроению.
[Ссылка на интервью]
Спустя полтора года, 16 февраля 2016 года, первое заседание Совета все же состоялось. На мероприятии, которое проходило в здании Центрального военно-морского музея, кроме президента ОСК Алексея Рахманова, его первого заместителя Леонида Стругова и директора Департамента информации корпорации Ильи Житомирского, присутствовали люди, должности которых для читателей "Корабела" напоминать не надо. Это Владимир Александров, Игорь Спасский, Леонид Грабовец, Владимир Пешехонов, Игорь Пашкевич, Юрий Кормилицын, Николай Жарков, Владимир Юхнин, Виктор Татарский, Анатолий Череватый, Олег Шуляковский, Алексей Орыщенко, Валерий Левченко и Николай Ивакин.

Мы не будем перегружать читателей стенограммой этого почти трехчасового разговора, но основные моменты беседы до сведения общественности доведем.
Совет старейшин. Алексей Рахманов / Корабел.ру

Первым, как и положено по должности, выступил президент ОСК Алексей Рахманов: "Создать Совет старейшин ОСК, куда вошли бы люди, которые работают, работали, так или иначе были тесно связаны с судостроительными предприятиями, мы планировали достаточно давно. И цель такого собрания состоит в том, чтобы помочь нам не утерять связь поколений, не забыть то хорошее, которое было в прошлые годы, а возможно что-то и возобновить. Вторая, не менее важная цель — услышать ваше мнение, советы и мысли о том, что сейчас происходит в ОСК и как нам улучшить работу корпорации. Практика показывает, что самое талантливое и гениальное уже было кем-то придумано, а зачастую и реализовано. И негоже забывать о достижениях. Коллективный ум, который создал наш мощнейший подводный и надводный флот, не мог последние 300 лет ошибаться.

При этом нельзя забывать и о развитии, о том, что жизнь диктует все новые вызовы. Иногда это можно назвать модными веяниями и решениями. Но для нас очень важно, чтобы в этой моде не забывали здравый смысл и главную цель, которую мы перед собой ставим – развитие российского флота и ОСК как неотъемлемой его части".
Совет старейшин. Владимир Александров / Корабел.ру

Вслед за ним выступил Владимир Александров (бывший директор завода "Адмиралтейские верфи"): "Прежде всего, нужно смотреть на то, что сделано в судостроении до нас, при нас и что мы оставим нашим последователям. Здесь сидят люди, которые принимали участие не в одном реформировании отрасли, в разные периоды. Мы все стояли у истоков ОСК — кто-то ближе, кто-то дальше.

Хотел напомнить коллегам об уникальной и знаковой для нас встрече Анатолия Собчака и тогдашнего министра судостроительной промышленности Игоря Коксанова, которая состоялась 23 августа 1991. Тогда наш министр сказал, что он пересмотрит всю организационную структуру своего ведомства, потому как жизнь требует изменений. В Ленинграде тогда планировалось создать мощный судостроительный комплекс. Ответственным за создание новой структуры и проведение необходимых преобразований Коксанов хотел поручить замминистру судостроительной промышленности. Но на мой взгляд, за 25 лет мы не сильно продвинулись в этом направлении. У нас остались те же проблемы, те же узкие места.

Например, между конструкторскими бюро, научными организациями и заводами есть часто нерешаемые противоречия, которые отнюдь не способствуют тому, что теперь называют "эффективностью производства". И если мы не добьемся качества в конструкторско-технологической документации, вряд ли можем говорить о каких-то прорывах. Нас часто упрекают в непрофессионализме, в непонимании происходящих событий, в том что мы делаем дорогие корабли. Но с другой стороны, в свое время генеральный директор "Совкомфлота" Сергей Франк сказал президенту, что Адмиралтейские верфи делают лучшие танкеры в мире. Тогда почему нас упрекают в неправильных экономических действиях?
Давайте разбираться с самого начала.
Совет старейшин. Леонид Грабовец / Корабел.ру

Ведь все эти проблемы давно известны: это неправильные отношения с заказчиком при определении цены, когда нам дают 20-30% предварительного финансирования, а надо 70-80%, как на Западе; это и кредитные ставки, о которых всем уже надоело говорить; это бесчинство заказчика, когда нас заставляют удовлетворять его прихоти. Давайте садиться за стол переговоров и наконец решать эти проблемы?
То, что сегодня в петербургском судостроении и у наших коллег из Ленинградской области не строятся транспортные суда – это беда для всех нас. Плохо, когда мы делаем убыточную продукцию, но еще хуже когда у нас простаивают стапеля. Занимаясь гражданским судостроением мы многого добились: повысили качество продукции, усовершенствовали технические характеристики наших кораблей. На тех же подводных лодках мы применили современное покрытие, которое взяли с танкеров.
 
Совет старейшин. Николай Жарков / Корабел.ру

Далее, кроме собственных судостроительных проблем, у нас есть и целый набор проблем внешних. Например, уважаемые металлурги поставляют нам незагрунтованный и невыправленный прокат по цене качественного продукта. Мы тратим десятки, сотни тысяч нормо-часов, чтобы ликвидировать все дефекты металлопроката за свой счет. А все это в конечном счете влияет на экономику. Отсюда возникает вопрос, отчего не поставить перед металлургами задачу поставлять верфи конкретную деталь или хотя бы выправленный и загрунтованный, со снятыми фасками прокат, как это делается во всем мире, коли мы на него ссылаемся? Кроме этого, коэффициент использования металла у нас достигает 82%, а то и меньше. Зачем мы возим туда и обратно металлолом? Сколько можно было сэкономить времени, сил и денег, если бы лом и отходы оставался у них. Это тоже один из вопросов для ОСК.

И третий момент – надо бережнее относиться к директорам заводов и предприятий. Если ОСК считает, что она способна управлять всем и ей не требуются директор, тогда нужно прямо сказать, что на предприятии есть начальник производства и его функции ограничиваются технической стороной. А управлять работой завода будет корпорация. Но я считаю, что это мнение ошибочное, чтобы управляющие из ОСК подменяли директоров заводов.
Я достаточно хорошо знаю петербургские заводы и считаю, что на них большой квалифицированный состав специалистов. И в области подготовки производства, и в области экономики. Большой аппарат строителей, без которых нельзя ничего этого сделать".
Совет старейшин / Корабел.ру

Президент ОСК отреагировал так: "Очень хороший вопрос про металлургов. На каждом нашем заводе стоит свой станок для грунтовки, снятия кромок и правки листа. Но у тех же шведов, финнов или других европейцев, у которых мы покупаем металл, лист приходит уже грунтованный, со снятыми фасками, рисками и сразу идет на производство.
Нам нужно просто договориться с отечественными металлургами о создании сервисных центров и платить им за чистый металл.
Что касается руководителя предприятия, то тут я бы не стал сводить все функции директора к функциям начальника производства. У директора есть и финансовая, и кадровая ответственность – десятки пунктов, за которые я сам никогда не смогу у него взять ответственность.
Но при этом каждый директор живет в своем собственном мире, потому что он отвечает за свой собственный завод – от забора и до обеда. И говорить ему о том, чтобы он начал думать о том, что творится на соседнем предприятии – это достаточно сложный вопрос. Корпоративный центр вынужден объединять предприятия ОСК и это не нравится некоторым нашим директорам – это правда. Но при этом я никогда не говорил, что хочу уменьшить роль директора конкретного предприятия. Просто нужно искать компромиссы".
Совет старейшин. Юрий Кормилицын / Корабел.ру

Следующим слово взял Юрий Кормилицын (бывший главный конструктор ЦМКБ "Рубин"): "Я подводник, главный конструктор проектов, еще с 1962 года преподаю проектирование подводных лодок в "Корабелке" и "Дзержинке". Но вот уже два года мы в СПбГМТУ не выпускаем ни одного специалиста по подводным лодкам. Тогда как "Дзержинка" выпускает каждый год сотни курсантов. Когда я вижу их на параде — душа радуется, но возникает один вопрос – на чем они ходить будут? Ведь специалистов, инженеров, кораблестроителей-подводников нет. Я бы попросил ОСК обратить на это внимание в первую очередь".
Совет старейшин. Олег Шуляковский / Корабел.ру
Далее выступали "надводники". Олег Шуляковский (бывший директор Балтийского завода): "В 2005 году были мы как-то в США, в городе Новый Орлеан. Тогда там проектировался новый эсминец Zumwalt – корабль, который сейчас уже ходит. И организовано дело было так. Американцы за забором от верфи построили здание, собрали проектантов, механиков, офицеров, представителей НИИ и прочих специалистов, по-нашему, был создан временный творческий коллектив. Они говорили, что все эти разношерстные люди должны каждый день встречаться, вместе пить кофе – только тогда они смогут решить все проблемы.
Я был в свое время с руководителем проектов советско-финских ледоколов и видел, как было организовано проектирование, закупки, организация внутреннего планирования, регулирования заработной платы, ответственность того или иного рабочего на финских предприятиях.

Напомню, тогда оба ледокола "Таймыр" и "Вайгач" были построены в срок, несмотря на то, что финны никогда атомных судов в глаза не видели. И к слову, обратились мы к ним только потому, что наши родные заводы и КБ заявляли, что за заявленный срок корабли не сделать.
Все за счет тех самых "временных творческих коллективов". Потому, что не может быть никаких отдельно взятых КБ, отдельно взятых предприятий. Проектирование и строительство корабля – это единое целое".
Совет старейшин. Владимир Юхнин / Корабел.ру
Владимир Юхнин (главный конструктор Северного ПКБ): "Раньше мы создавали координационные советы по конкретному проекту, куда включались представители всех предприятий, участвующих в его реализации. Подобный совет был даже по крейсеру "Аврора", не говоря уже о строительстве атомного крейсера "Киров". И собирались мы не в конце года, когда уже все сроки провалены, а довольно часто. Причем, решение данного совета утверждалось министром или на крайний случай замминистром судостроительной промышленности. А сейчас ОСК – это, конечно, красиво, но это не министерство".

Валерий Левченко (бывший директор Выборгского судостроительного завода) постарался перевести разговор в "мирное русло": "Мы в основном говорим по военному кораблестроению. Но гражданское судостроение — тоже востребовано и там те же проблемы, что и с военными.
Сегодня самое главное – найти проектанта и получить хотя бы более-менее внятный проект. Но это очень сложно. Поэтому сильное проектное бюро именно по гражданскому судостроению – вопрос первостепенный.
Второй вопрос — заказчики.

Таких кабальных договоров с заказчиками нет нигде. Когда пишут, что отсутствие финансирования не дает права переноса сроков, даже рассмотрения этого — как такое может быть? Чтобы сдать объект в срок нужно финансирование, при этом на заказчика нет никаких штрафных санкций, а на нас их масса. Здесь совместно с ОСК надо как-то уравнять силы и обязывать заказчика выполнять все свои обязательства".
 
Совет старейшин / Корабел.ру

Алексей Рахманов завершил встречу словами: "Я бы предложил сделать общий список вопросов, которые мы сегодня подняли, чтобы можно было сформировать повестку следующего заседания. Потому как из того, что было сказано видно, что мы работаем практически по всем озвученным темам в той или иной степени интенсивности и скорости. Нужно просто расставить приоритеты. Тут вы, с вашим огромным опытом, можете нам помочь – ведь скамейки запасных, к сожалению, у нас нет".
 
Совет старейшин. Игорь Спасский / Корабел.ру

Конечно, повестка первого заседания Совета старейшин включала не только обозначенные вопросы. Участники обсудили самый широкий спектр проблем от болтов и гаек до государственных стандартов и законопроектов. И будем надеяться, что наиболее дельные советы и мнения участников выльются в конкретные политические решения ОСК, помогут в работе корпорации. А Совет старейшин начнет работать на постоянной основе.
 
[Больше фото в галерее ниже]
Совет старейшин. Алексей Рахманов
Совет старейшин. Игорь Пашкевич
Совет старейшин. Алексей Орыщенко
Совет старейшин. Леонид Грабовец
Совет старейшин. Леонид Грабовец
Совет старейшин. Юрий Кормилицын
Совет старейшин. Юрий Кормилицын
Совет старейшин. Владимир Юхнин
Совет старейшин. Николай Жарков
Совет старейшин. Владимир Александров
Совет старейшин. Игорь Спасский
Совет старейшин
Совет старейшин
Совет старейшин
Совет старейшин
Совет старейшин. Олег Шуляковский
Поделиться новостью
"Северное проектно-конструкторское бюро", ОАО Россия, Санкт-Петербург+7(812)784-94-85
"Адмиралтейские верфи", ОАО Россия, Санкт-Петербург+7(812)714-88-63
"Балтийский завод - Судостроение", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Россия, Выборг+7(81378)997-98
"Объединенная Судостроительная Корпорация", АО Россия, Москва+7(495) 617-33-00


Комментарии   6.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Коновалов Михаил Сергеевич, 24.02.2016, 11:26Дело весьма полезное, но название надо подкорректировать на что угодно, только не "старейшин", например "Совет ветеранов" это поскромнее и более результативнее. И полезно, чтоб были региональные представительства "Совета".
-2+
#Донской Алексей Владимирович, 24.02.2016, 16:14Пока заказчики - "вопрос второй" и уважаемые собравшиеся даже не пытаются думать для чего строить корабли и суда, а думают исключительно в формате "судоверфь нужна для развития отечественного судостроения" и "совместно с ОСК надо как-то уравнять силы и обязывать заказчика" - это не "совет старейшин", а детский сад.
--1+
#Арюпин Михаил, 29.02.2016, 13:37Как-то не очень конструктивно, без привязки к рыночным реалиям. Повестка как таковая была вообще? Привет из СССР получился какой-то.
Бывшие директора заводов постановили что "надо бережнее относиться к директорам заводов и предприятий".
 
А теперь конструктивные комментарии )
 
Касательно проката, который приходит на завод "никакой". Это, к сожалению, сложилось в России исторически, не просто так почти на каждом заводе есть своя линия по обработке металла. Что мешает внутри страны развить КООПЕРАЦИЮ когда одна-две современных линии обслуживают полстраны (Европа и ДВ)? Все остальное – это вопрос грамотной логистики и рыночных отношений с поставщиками.
 
Касательно “Если ОСК считает, что она способна управлять всем и ей не требуются директор, тогда нужно прямо сказать”. На то оно и внешнее управление чтобы принимать такие решения. Что не устраивает? Забыли уже как до прихода ОСК заводы меняли собственников и директоров раз в пару лет с разворовыванием всего и вся? Так уж получается, что внешнее управление в России  - это благо. далее...
--1+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 26.04.2016, 14:34К сожалению, этот Совет пока совершенно не занимается совместным с заказчиками решением проблемы ПЕРСПЕКТИВЫ корабле- и судостроения. Видимо, считают, что можно хорошо строить всё, что угодно - лишь бы строить...На самом деле расширение использования объектов новых типов возможно только тогда, когда будут убраны психологические барьеры: чтобы новый тип объекта не казался "страшным" и "необязательным". Да, я - опять про многокорпусные корабли, суда, катера. Весь мир строит - а нам "не надо"... Но если можно выходить на мировой рынок с уникальными предложениями - почему нужно пережёвывать старые технические решения?
--1+
#Тар Бор, 16.07.2016, 23:19что за бред, что еще за совет старейшин? Деньги надо платить проектировщикам нормальные, как это в европе делают, и нормально организовать проектирование. Чем занимается конструктор в европе, - своей работой - трассировкой труб. Чем он занимается у нас, - расставляет обозначения сварных швов, чтобы были по госту, пишет тех. требования и давление испытаний, оформляет вручную транспортные массивы для технологов, следит чтобы стрелочки были нужного размера и прочей херней.  Сами не можете, наймите людей из той же голландии и германии.
-1+
#Феодосьев Роман Юрьевич, 17.07.2016, 00:35Я дико извиняюсь, но судостроение Голландии и Германии находится в полной жопе уже давным давно и перспектив судостроения в Европе нет. У кого можно поучиться это Южная Корея и Япония, а рутинную работу можно автоматизировать и без приглашённых "гениев" -было бы желание.