– Михаил Васильевич, расскажите: как вы стали корабелом?
– Родился и вырос в городе Комсомольске-на-Амуре в самой обычной семье: мама – врач, отец – военный. С детства был приучен к тому, что всего нужно добиваться самостоятельно, полагаться на собственные силы, поэтому по окончании школы пошел работать и параллельно учился в институте по специальности "технология машиностроения". Выбор стоял между авиационным заводом и судостроительным, заявления были поданы сразу в два института. Но из-за того, что моя будущая супруга пошла строить самолеты, я решил стать корабелом. Так в 17 лет начался мой трудовой путь с должности ученика трубопроводчика Амурского судостроительного завода.
Почему ученика? Все просто: в 17 лет у меня не было никакой профессии. Зато в отделе кадров мне сказали, что через два-три года меня могут взять в инженерно-технический состав предприятия.
– Помогала ли работа обучению?
– Я посещал вечернее отделение, где в основном обучались люди с профессией, стремящиеся занять новую позицию, расширить знания, попасть в кадровый резерв. Так что мы все были на равных. Учился хорошо, и учиться мне нравилось. Особенно было интересно соотносить теорию с практикой. Для этого попросил определить меня в механический цех.
– Первый день свой на проходной помните?
– Как будто сегодня все было. Зима, 15 февраля 2005 года, все замело, я возвращаюсь домой, и мы празднуем всей семьей мой первый рабочий день и день рождения отца. Приятное воспоминание. А еще я отлично помню, как меня встретил коллектив, а мастер сказал мне: "Чтобы лучше понять завод, как он устроен, нужно поработать грузчиком-экспедитором". Через какое-то время я уже отлично знал, где какие цеха располагаются, каков грузопоток, как выстроены отношения между заводчанами. Работа была очень интересной.
– Какова была ваша первая заработная плата?
– Так как я начал работать не с начала месяца, моя первая заработная плата составила 4000 рублей. Пока был учеником, получал 7000 рублей. Первая достойная зарплата после продвижения по службе составила порядка 15 000 рублей.
– Состояние завода на тот момент, когда вы пришли?
– На Амурском судостроительном заводе достраивали атомную подводную лодку. Это был мой самый первый заказ, на нем я и постигал азы судостроения. Большое спасибо бригаде, в которой служили заслуженные корабелы. Видимо, они меня и приучили любить и уважать свой труд, потому что сами очень любили свою работу и уважали труд не только основного кадрового состава, но и смежников. Я многому у них научился. Особенно тому, что корабль строят одновременно тысячи людей, и это труд всего коллектива.
– Вас никогда не посещало желание уйти или, например, заняться собственным бизнесом?
– Комсомольск-на-Амуре – город инженеров, поэтому я с детства понимал, что моя судьба – работать на предприятии. Кстати, единственная запись в моей трудовой книжке – Амурский судостроительный завод, чем я очень горжусь.
– Как думаете, нынешняя молодежь по-прежнему считает Комсомольск-на-Амуре городом инженеров?
– Он есть, был и будет всегда городом инженеров с огромными предприятиями, строящими корабли и самолеты.
– Ощущается ли в городе конкуренция между авиастроительным и судостроительным заводами?
– Между нашими предприятиями всегда есть небольшая конкуренция, но мы дружим. Я в очень хороших отношениях с генеральным директором авиационного завода Александром Ивановичем Пекаршем. Часто ставлю его в пример коллективу как человека, который также пришел на предприятие обычным инженером и стал генеральным директором.
– Вернемся к заводу. Что было после работы грузчиком-экспедитором?
– Я перешел в основную бригаду, где мне сказали, что если я буду много трудиться, то стану начальником цеха. Для 17-летнего парня это было нечто удивительное. На всю жизнь запомнил тот момент.
Мотивация стать мастером была сильнейшая. Хотелось чего-то достигать. И работа была соответствующая. Сверхурочные дни, график до 19:00, а после сразу на пары к 19:30 и до 21:00. А еще нужно домашнее задание выполнить. Иногда приезжал в институт, даже не успев помыться и переодеться, с масляными руками. И выполнял все задачи, которые перед нами ставили преподаватели.
Могу рассказать интересную историю про первый день работы в должности начальника цеха, которую раньше СМИ не рассказывал. Прихожу на работу, звонит мне генеральный директор и вдруг говорит, что сейчас приедет вместе с министром промышленности и торговли Российской Федерации Денисом Валентиновичем Мантуровым. Понимаете, как я разволновался? Но во время встречи спокойно доложил о своем цехе, как там все устроено, и меня тут же забрали на совещание, где я Денису Валентиновичу уже от лица заводской молодежи рассказывал о том, как нам работается на предприятии, какие пути его развития мы видим.
– А бывало такое, что что-нибудь не получалось?
– Огорчения бывают. Но после я всегда анализирую проделанную работу и думаю, как в следующий раз ее сделать лучше.
– В какой момент вы поняли, что хотите быть не только бригадиром?
– Отвечу так. Чтобы стать генеральным директором Амурского судостроительного завода, нужна была жесткая дисциплина.
– В 37 лет вы становитесь полноправным генеральным директором одного из мощнейших заводов. Каково это? Что будете делать дальше?
– У меня, наверное, самая молодая команда в отрасли. Средний возраст – 42 года. Самое время добиваться, достигать целей и реализовывать задачи, которые перед нами ставит корпорация. Этим я и собираюсь заняться. Тем более, планов по развитию и загрузке завода масса. Недавно завершили испытания парома "Александр Деев" (проект CNF11CPD/00300) и сдали его. Спустили на воду первые два МРК. Работа кипит.
– Раз заговорили про заказы, давайте их перечислим.
– Строим серию из шести корветов и четырех МРК проекта 22800. Два из них в этом году уже спустили на воду, следующей весной отправим их на испытания. В штатном режиме во Владивостоке идет достройка второго парома "Василий Ощепков". Продолжаем работу над MPSV06, в следующем году переведем его на сдаточную базу.
– А еще у вас строится док-понтон. Как удалось добиться, чтобы именно вы его строили? Ведь по программе обновления доков заказ должен размещаться на другом заводе?
– Так как мы располагаемся на Дальнем Востоке, разместить заказ на каком-то другом подходящем заводе у нас просто не было возможности. К тому же все загружены под завязку. Поэтому ситуация была вынесена на обсуждение, и в корпорации и Минмпромторге нам согласовали строительство док-понтона на нашей территории. Транспортно-спусковой док "Зея" проекта 17571, о котором вы наверняка хотите спросить, хоть и выполняет свои задачи до сих пор, морально и технически устарел, его габаритов не хватит для строительства кораблей большего водоизмещения, более длинных и широких.
– Поговорим подробнее о паромах проекта CNF11CPD/00300. Не хотите пройтись на "Александре Дееве" до Сахалина?
– Честно, хотел отправиться на нем со сдаточной базы во Владивостоке, но времени на это нет. Возможно, получится осуществить задуманное в отпуске.
– Почему первый паром передали только в этом году?
– Думаю, не удивлю вас, если скажу, что ряд компаний отказались передать уже оплаченное оборудование и выполнить свои обязательства по контракту. Но мы нашли российских поставщиков. Например, "Речфлот" помог доукомплектовать и отладить лифт.
– На каком этапе строительства находится второй паром?
– Он сейчас находится во Владивостоке на сдаточной базе. Строительство идет, как и следовало ожидать, быстрее, потому что мы уже знаем, с какими проблемами можем столкнуться. Готовность – 71%. Скоро будем выводить судно на швартовные испытания.
– Готовы строить еще паромы проекта CNF11CPD/00300?
– Если будет такая потребность. Но судну необходимо перепроектирование. Тем более, появились компании, готовые помочь с оборудованием.
– Перейдем к MPSV06 "Керченский пролив".
– Та же ситуация: уход зарубежных компаний и поиск российских специалистов, готовых взяться за заказ. Из-за этого часть установленного оборудования пришлось демонтировать. Но на данный момент уже установлены новые ВРК, судно спущено на воду. Заказчик в лице Морспасслужбы, кстати, с пониманием отнесся к ситуации. В конце концов, в одной стране живем, и все знают, что происходит. Как и МРК, весной 2023 г. "Керченский пролив" жду испытания.
– Этот вопрос интересует многих: какие у вас планы на "Восточную верфь" и как там теперь все будет устроено?
– Чуть более месяца назад эта судостроительная площадка была отдана нам во внешнее управление, исполнительным директором назначен Виталий Валерьевич Клюев. На данный момент идет анализ финансово-хозяйственной деятельности. После того как поймем, что привело к убыточности верфи, совместно с корпорацией и Минпромторгом определим дальнейшие шаги. Но сразу скажу, что закрывать площадку никто не планирует. Тем более, со всеми сложностями, которые там были, они смогли сдать четыре краболова, и сейчас на заводе продолжается строительство других судов. На мой взгляд, ближайшие задачи – достройка тяжелых заказов, модернизация верфи. К сожалению, производственные мощности верфи давным-давно никто не обновлял.
При этом хочу отметить, что Восточная верфь располагает всеми видами энергетики, которых так не хватало на нашей сдаточной площадке, и в перспективе усилит Амурский судостроительный завод, позволит принимать и сдавать еще большее количество судов и кораблей. Возможности предприятия позволяют выполнять несколько заказов одновременно.
– Кадры – важнейшая часть любого предприятия. Как у вас на основной площадке обстоят с ними дела, требуются ли специалисты на "Восточную верфь"?
– Профессионалы нужны всегда. Если говорить о "Восточной верфи", то прежде всего мы хотим вернуть старый коллектив, но готовы принять и новых специалистов. Всему обучим. На Амурский судостроительный завод тоже требуются люди: основные производственные рабочие, инженеры. Но на месте не сидим, взаимодействуем с местными техникумами, хабаровскими учебными заведениями. У нас есть свои классы судостроения, где мы с первого года обучения прививаем детям интерес к профессии, ведем их до поступления в вузы и средние учебные заведения, приглашаем на практику с возможностью трудоустройства. Основной партнер наш, конечно, Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум. Добавлю, что если бы сегодня пришли одновременно 400 рабочих основных производственных специальностей, я бы их всех трудоустроил и нашел, что им делать.
– Как поддерживаете рабочих?
– Всегда стараюсь на собственном примере показать, как важно любить и уважать свой труд и труд коллег. Можно сколько угодно кричать на людей, заставлять их, но пока нет любви к общему делу, уверенного движения вперед не будет. Вместе же мы свернем горы! Поэтому у нас такой сплоченный коллектив. Очень всеми горжусь.
Если говорить непосредственно о заводе, то на сегодня сделано все необходимое: отремонтированы туалеты, душевые, столовые, комнаты для приема пищи, закуплены холодильники и другие элементарные вещи для комфортного перерыва. При этом я курирую работу Совета молодежи, советов бригадиров и мастеров на предприятии и оперативно собираю отзывы и предложения коллектива. Если что-то понадобится улучшить, всегда готов откликнуться.
– А может ли обычный рабочий связаться с вами напрямую?
– В каждом цехе можно найти QR-код, навести на него камеру телефона и задать вопрос руководителю. Есть возможность выбрать и меня. В течение 48 часов мы обязательно отвечаем на любой вопрос, который задал наш специалист. Обычно мне на телефон приходит сообщение в течение часа после того, как оно поступило в систему. Я его изучаю и назначаю того, кто будет готовить ответ.
– Какие еще преференции есть у сотрудников Амурского судостроительного завода?
– Недавно организовали завтраки, чтобы те, кто не успели позавтракать дома, могли это сделать на работе, до начала смены. Во всю работает услуга для основных производственных рабочих – стирка спецодежды. Сдаешь ее в пятницу в прачечную, а в понедельник получаешь чистую. Думаю, тема эта будет очень востребованной, потому что не всегда удобно стирать заводскую грязную одежду в чистой семейной стиральной машинке. Да и не такие это большие деньги для предприятия. Рабочие уже оценили.
– Расскажите подробнее о конкурсе на благоустройство.
– Понятно, что мы регулярно выходим на уборку территории, следим за чистотой, но хотелось как-то преобразить завод и вовлечь в это коллектив. Придумали конкурс на лучший проект благоустройства территории предприятия. Поначалу люди просто цветы сажать начали, клумбы создавали, а теперь мы можем похвастаться целыми композициями. Трубогибочный цех, например, создал конструкцию из труб, у нас теперь есть "морской узел". Третий цех собрал железного человека. Монтажный сделал макет пушки с корвета, а маляры нарисовали его у себя на стене цеха. Люди вовлеклись настолько, что уже фонтаны начали делать. Все это очень мотивирует, вдыхает в работу жизнь. Правильно же говорят: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
– Расскажите про вашу аллею.
– Спасибо, что спросили, очень приятно. Мы приняли участие в национальном проекте по благоустройству города и собрали достаточно голосов, чтобы край выделил средства именно на нашу аллею, ведущую к заводу. Все-таки по ней каждый день около 3000 человек проходят туда-обратно, и хочется, чтобы она выглядела достойно. В следующем году уже начнется ремонт.
– Получают какую-то поддержку приезжие специалисты?
– Для новых сотрудников, приехавших из других регионов, есть целая программа с подъемными, согласованная губернатором Хабаровского края. После того как специалист переезжает к нам, он единовременно получает миллион рублей, который может потратить на покупку или съем жилья, на обустройство. Можем взять человека даже без среднего специального образования, после школы. Поможем ему выбрать профессию, что-то подскажем. А обучим уже на месте. Трансфер, кстати, тоже оплачиваем из своих средств. При этом человек будет получать заработную плату, к нему прикрепят наставника. Главное – желание и готовность вкладываться в работу, а загрузка у нас – на семь лет вперед.
– Так масштабно, как у вас, больше нигде не праздновали День судостроителя. Людям понравилось?
– Всегда хочется выразить благодарность коллективу, особенно в преддверии дня рождения
завода. Переговорили с организаторами в городе о том, что можно сделать, какую площадку выбрать, и приняли решение организовать все с размахом. Отзывы были очень хорошие, потому что мы собрали на одной площадке и корабелов, и их детей, и жителей города. Было много интересных развлечений и конкурсов. Думаем, нужно устраивать такое каждый год.
– Вернемся к заводу. Поговорим немного о производственной системе. Какие заводы ОСК вы бы выделили?
– "Красное Сормово", безусловно, лидер в этой области. Азам учились именно у них. К нам даже приезжали их специалисты, смотрели, анализировали, как и что можно сделать. Сегодня мы тоже можем похвастаться штрих-кодами в инструментальных кладовых. Со своей стороны, если я вижу что-то интересное на другом заводе, всегда фотографирую новшество, отправляю своим. И знаю, что по приезде увижу, что они уже начали какую-то подготовительную работу, либо я сам возглавлю этот проект.
– С какими еще предприятиями поддерживаете регулярный контакт?
– Стараюсь со всеми предприятиями из ОСК контакт поддерживать и вне корпорации. Недавно в гости заезжал генеральный директор АО "Судостроительная Корпорация "Ак Барс" Ренат Мистахов. Показал ему завод, а он отметил, что с последнего визита, состоявшегося около восьми лет назад, многое изменилось. Мы дружим, всегда друг друга приглашаем на свои закладки, спуски, подъемы флага. У нас хорошие отношения. Теперь осталось мне самому посетить АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького".
– Перейдем к нашему традиционному блиц-опросу. Рецепт хорошего корабела?
– Хороший вопрос, я и не задумывался о нем. Думаю, нужно любить то, что делаешь, это главное. Как мы порой шутим, мы строим свои любимые корабли, а нам еще за это и деньги платят. Моя семья всегда мне говорит: "Постареешь, тебя уже перестанут пускать на завод, а ты все равно каждое утро будешь ходить туда". Честно скажу вам: я люблю Амурский судостроительный завод, люблю свой коллектив и то, что мы делаем.
– Сложно управлять таким большим заводом?
– Должна работать грамотно выстроенная система, готовая к любым вызовам. Конечно, можно руководить заводом в ручном режиме, но это очень тяжело. Любые новшества, вносимые извне, станут приносить коллективу лишь новые проблемы.
– Любимая книга.
– Я много читаю. В основном об опыте российских и зарубежных управленцев. Последняя книга – труд уже ушедшего из жизни генерального директора "Севмаша" Давида Гусейновича Пашаева. Он повествует о том, как в 1990-е загружал предприятие, развивал его и сохранял его работоспособность. Также мне нравятся книги Джека Уэлча и Генри Форда. Много беру у них идей, анализирую, как их опыт можно реализовать на своем предприятии.
– Бываете на авиастроительном заводе? Используете их опыт?
– Недавно был у них на предприятии, есть весьма интересные решения, примененные при строительстве "Суперджетов".
– Следите за телеграм-каналом своего завода?
– Конечно. И комментирую его. И лайки в "Корабел.ру" тоже ставлю.
– Что пожелаете корабелам?
– Чтобы всегда были заказы, а работа спорилась.
Задавала вопросы: Виктория Корабеловна
Подготовил к публикации: Петр Щеголихин
P.S. Обязательно рекомендуем к просмотру видеосюжет с Михаилом Боровским, который уже посмотрело 75 000 человек
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|