Чаще всего человек погибал в Атлантике самой худшей из всех смертей, которая зовется безвестной. Это не та общедоступная смерть, когда тебя подберут…
…накроют шинелью и уложат в братскую могилу. У этой смерти нет даже могилы. Поэтому моряки предельно точны в своих докладах: «Срок автономности вышел... в эфир на связь с базой не выходит... позывные – без ответа!» Ну, значит, конец.
(В. Пикуль. Реквием каравану PQ–17).
10 апреля 1963 года на связь не вышла американская подводная лодка «Трешер». От корабля и его экипажа осталось лишь масляное пятно на поверхности океана – Атлантика спокойно приняла очередную жертву...
АПЛ SSN-593 «Трешер» (Морская лисица) принадлежала к классу так называемых лодок-киллеров. Основная задача – борьба с подводными ракетоносцами, поэтому вполне естественно, что вся конструкция была подчинена ее выполнению – обводы (85 метровая сигара с узким выступом рубки в передней трети корпуса), вооружение, средства обнаружения подводных лодок противника и, конечно же, сердце корабля – атомный реактор S5W2 мощностью 15000 л.с.
С целью сведения к минимуму влияния посторонних шумов, носовые горизонтальные рули перенесли из надстройки корпуса в ограждение рубки, с этой же целью гидролокатор, ранее размещаемый по «остаточному» принципу – где найдется место, перенесли в носовую оконечность, потеснив торпедные аппараты. Самих аппаратов на «Трешере» – четыре, они могли вести стрельбу как обычными торпедами, так и управляемыми по проводам, а также ракето-торпедами комплекса «Саброк».
Закладка головного корабля из серии в 14 единиц была осуществлена 28 мая 1958 на военной верфи в Портсмуте. Надо ли говорить, что это и был «Трешер»? 9 июля 1960 года лодку спустили на воду, а 3 августа 1961 года ввели в состав ВМФ. За отведенные ему судьбой оставшиеся неполных два года «Трешер» принял участие в учениях NUSUBEX 3-61 и NUSUBEX 2-62, совершил несколько походов и учебных стрельб. Во время одного из таких выходов в море прозвенел первый, пока еще слабенький, звонок – в районе мыса Канаверал «Трешер» столкнулся с портовым буксиром, повредил одну из балластных цистерн и был вынужден стать в док для ремонта.
Затем наступило роковое 9 апреля 1963 года. В этот день «Трешер» в последний раз отдал швартовы и вышел в море для новых испытаний. Кроме всего прочего, программой предусматривалось и погружение на предельную глубину. Для обеспечения испытаний «Трешер» сопровождало спасательное судно ASR-20 «Скайларк».
В 06.35 утра 10 апреля «Трешер» и «Скайларк» прибыли в район испытаний. Прозвучала команда на погружение, ходовая вахта поспешно спустилась вниз, последним мостик покинул Джон Уэсли Харвей – командир корабля. Он же и захлопнул за собой люк. Открыться этому люку уже не было суждено...
В 07.47 с борта «Трешера» по звукоподводной связи сообщили, что корабль готовится к глубоководному погружению, в 07.52 – о том, что корабль находится на глубине 120 метров, в 08.09 – о том, что корабль находится на половине предельной глубины.
До последнего сеанса связи ничто не предвещало беды, в 19.12 корабли произвели очередную проверку связи, а спустя минуту с «Трешера» поступило сообщение, истолкованное каждым его слышавшим по- разному, но в одном все они единодушны – с лодки сообщали о незначительных трудностях, дифференте на корму и попытке продуть балластные цистерны. Затем на «Скайларке» услышали шум стравливаемого воздуха.
На протяжении последующих трех минут дежуривший на телефоне лейтенант Джеймс Д. Уотсон все время пытается установить связь с «Трешером», спрашивает, все ли у них в порядке, дает координаты судна и информирует о состоянии моря.
В 09.17 с «Трешера» поступило последнее сообщение, исковерканное настолько, что разобрать его было невозможно. Однако, по уверениям Уотсона, ему удалось разобрать слова «предельная глубина» и «превысил». Спустя несколько секунд все услышали шум, который Уотсон впоследствии охарактеризует как звук ломающихся переборок.
Определив свое место на момент получения последнего сообщения, «Скайларк» начал патрулирование района, пытаясь связаться с лодкой, бросая в воду пиропатроны, вызывая ее на связь, сигнальщики внимательно осматривают горизонт – вдруг вдали мелькнет знакомый силуэт... Все тщетно.
В 10.45 командир «Скайларка» Стенли Хекер решается сообщить о потере связи с лодкой. Однако до главнокомандующего подводными силами в Атлантике тревожное сообщение доходит только в 14.35. На флоте немедленно объявили тревогу, на поиски пропавшей лодки отправились самолеты и спасательное судно ASR-43 «Рикавери». В 17.30 с «Рикавери» передали сообщение – в 7 милях южнее места, указанного «Скайларком», обнаружено масляное пятно и куски пробки. Они дали возможность достоверно определить место гибели «Трешера». Но глубина в этом месте – 2560 метров – не оставила экипажу никаких шансов на жизнь.
В 10 часов 30 минут начальник Главного штаба ВМС США адмирал Андерсон сделал заявление журналистам: «Печальная необходимость вынуждает меня прийти к заключению, что подводная лодка «Трешер», которую мы в течение некоторого времени считали пропавшей, в действительности затонула. Безусловно, за прошедшие часы у неё было много возможностей дать знать о себе. С глубоким прискорбием и с чувством огромного горя я вынужден объявить о том, что атомная подводная лодка «Трешер», на борту которой находилось 129 человек, погибла».
…накроют шинелью и уложат в братскую могилу. У этой смерти нет даже могилы. Поэтому моряки предельно точны в своих докладах: «Срок автономности вышел... в эфир на связь с базой не выходит... позывные – без ответа!» Ну, значит, конец.
(В. Пикуль. Реквием каравану PQ–17).
10 апреля 1963 года на связь не вышла американская подводная лодка «Трешер». От корабля и его экипажа осталось лишь масляное пятно на поверхности океана – Атлантика спокойно приняла очередную жертву...
АПЛ SSN-593 «Трешер» (Морская лисица) принадлежала к классу так называемых лодок-киллеров. Основная задача – борьба с подводными ракетоносцами, поэтому вполне естественно, что вся конструкция была подчинена ее выполнению – обводы (85 метровая сигара с узким выступом рубки в передней трети корпуса), вооружение, средства обнаружения подводных лодок противника и, конечно же, сердце корабля – атомный реактор S5W2 мощностью 15000 л.с.
С целью сведения к минимуму влияния посторонних шумов, носовые горизонтальные рули перенесли из надстройки корпуса в ограждение рубки, с этой же целью гидролокатор, ранее размещаемый по «остаточному» принципу – где найдется место, перенесли в носовую оконечность, потеснив торпедные аппараты. Самих аппаратов на «Трешере» – четыре, они могли вести стрельбу как обычными торпедами, так и управляемыми по проводам, а также ракето-торпедами комплекса «Саброк».
Закладка головного корабля из серии в 14 единиц была осуществлена 28 мая 1958 на военной верфи в Портсмуте. Надо ли говорить, что это и был «Трешер»? 9 июля 1960 года лодку спустили на воду, а 3 августа 1961 года ввели в состав ВМФ. За отведенные ему судьбой оставшиеся неполных два года «Трешер» принял участие в учениях NUSUBEX 3-61 и NUSUBEX 2-62, совершил несколько походов и учебных стрельб. Во время одного из таких выходов в море прозвенел первый, пока еще слабенький, звонок – в районе мыса Канаверал «Трешер» столкнулся с портовым буксиром, повредил одну из балластных цистерн и был вынужден стать в док для ремонта.
Затем наступило роковое 9 апреля 1963 года. В этот день «Трешер» в последний раз отдал швартовы и вышел в море для новых испытаний. Кроме всего прочего, программой предусматривалось и погружение на предельную глубину. Для обеспечения испытаний «Трешер» сопровождало спасательное судно ASR-20 «Скайларк».
В 06.35 утра 10 апреля «Трешер» и «Скайларк» прибыли в район испытаний. Прозвучала команда на погружение, ходовая вахта поспешно спустилась вниз, последним мостик покинул Джон Уэсли Харвей – командир корабля. Он же и захлопнул за собой люк. Открыться этому люку уже не было суждено...
В 07.47 с борта «Трешера» по звукоподводной связи сообщили, что корабль готовится к глубоководному погружению, в 07.52 – о том, что корабль находится на глубине 120 метров, в 08.09 – о том, что корабль находится на половине предельной глубины.
До последнего сеанса связи ничто не предвещало беды, в 19.12 корабли произвели очередную проверку связи, а спустя минуту с «Трешера» поступило сообщение, истолкованное каждым его слышавшим по- разному, но в одном все они единодушны – с лодки сообщали о незначительных трудностях, дифференте на корму и попытке продуть балластные цистерны. Затем на «Скайларке» услышали шум стравливаемого воздуха.
На протяжении последующих трех минут дежуривший на телефоне лейтенант Джеймс Д. Уотсон все время пытается установить связь с «Трешером», спрашивает, все ли у них в порядке, дает координаты судна и информирует о состоянии моря.
В 09.17 с «Трешера» поступило последнее сообщение, исковерканное настолько, что разобрать его было невозможно. Однако, по уверениям Уотсона, ему удалось разобрать слова «предельная глубина» и «превысил». Спустя несколько секунд все услышали шум, который Уотсон впоследствии охарактеризует как звук ломающихся переборок.
Определив свое место на момент получения последнего сообщения, «Скайларк» начал патрулирование района, пытаясь связаться с лодкой, бросая в воду пиропатроны, вызывая ее на связь, сигнальщики внимательно осматривают горизонт – вдруг вдали мелькнет знакомый силуэт... Все тщетно.
В 10.45 командир «Скайларка» Стенли Хекер решается сообщить о потере связи с лодкой. Однако до главнокомандующего подводными силами в Атлантике тревожное сообщение доходит только в 14.35. На флоте немедленно объявили тревогу, на поиски пропавшей лодки отправились самолеты и спасательное судно ASR-43 «Рикавери». В 17.30 с «Рикавери» передали сообщение – в 7 милях южнее места, указанного «Скайларком», обнаружено масляное пятно и куски пробки. Они дали возможность достоверно определить место гибели «Трешера». Но глубина в этом месте – 2560 метров – не оставила экипажу никаких шансов на жизнь.
В 10 часов 30 минут начальник Главного штаба ВМС США адмирал Андерсон сделал заявление журналистам: «Печальная необходимость вынуждает меня прийти к заключению, что подводная лодка «Трешер», которую мы в течение некоторого времени считали пропавшей, в действительности затонула. Безусловно, за прошедшие часы у неё было много возможностей дать знать о себе. С глубоким прискорбием и с чувством огромного горя я вынужден объявить о том, что атомная подводная лодка «Трешер», на борту которой находилось 129 человек, погибла».