Учитывая интерес инвесторов, недропользователей и грузоперевозчиков к региону, через десять лет масштабы перевозок в морях российской Арктики могут существенно превысить целевые показатели.
Помимо роста объемов грузоперевозок, развитие Севморпути включает и другие важные параметры, в числе которых рост мощности и габаритов грузового флота, расширение временных рамок навигации, переход к круглогодичной навигации, развитие береговой и прибрежной морской инфраструктуры. Все это обещает значительный экономический рост, но одновременно несет в себе существенную нагрузку на экосистемы Арктики и экологические риски, сообщает пресс-служба ААНИИ.
По словам Александра Макарова, контроль и прогнозирование состояния экосистем и управление влияющей на них хозяйственной деятельностью требуют комплексности, чёткой научной и административной координации, единого методологического подхода и инструментария. Реализовать контроль в такой ситуации возможно только в формате самостоятельной системы государственного экологического мониторинга, которая будет обладать необходимой целостностью.

"Комплексная система государственного экологического мониторинга СМП позволит контролировать состояние окружающей среды, оперативно реагировать на кризисные ситуации", — подчеркнул Александр Макаров.
В настоящее время силами ААНИИ создана основа такой системы. Ее внедрение и дальнейшее развитие позволит оптимизировать государственный контроль экологической ситуации в акватории СМП, будет содействовать обеспечению экологической безопасности, экологически ориентированному росту экономики и внедрению принципов "синей экономики". Это укрепит положительный международный имидж России, будет способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата в Арктике.
В ходе обсуждения доклада были затронуты вопросы развития аналогичного мониторинга для Антарктиды. Александр Макаров пояснил, что эта деятельность ведется согласно Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, всеми странами, подписавшими документ.
Еще один вопрос, который затронули участники — степень "технологической независимости" полярников в бытовом обеспечении: достаточно ли производится высококачественной одежды, экипировки? Александр Макаров обратил внимание, что здесь есть большие возможности для развития отечественной промышленности — начиная от высококачественной фурнитуры для спецодежды, до создания тканей, мембран, утеплителей.