реклама

"Не ладно что-то в рыбном королевстве". Часть II

4 2334 11 мин
В первой части статьи "Не ладно что-то в рыбном королевстве" мы начали обстоятельно разбираться с тем, что происходит в рыбопромышленной отрасли нашей страны. Вопрос только был обозначен. К концу года появляются итоговые доклады, отчеты и прогнозы. Информации изобилие. Но везде одно и то же: проблемы, трудности, отложенные вопросы, принятые, но не исполненные решения... Одной из острейших проблем рыбохозяйственного комплекса страны было и остается, причем, похоже, надолго – состояние рыбопромыслового флота
На момент подготовки этого материлала Росрыболовство выложило на своем официальном сайте очередной – по итогам 2015 года – отчет "Российские рыбаки в 2015 году на 5 % увеличили вылов водных биоресурсов – до 4,33 млн тонн". Данные были представлены 23 декабря на оперативном совещании в Федеральном агентстве по рыболовству. Глава ведомства Илья Шестаков завершил свое выступление словами: "Год заканчивается достаточно позитивно, и надеюсь, что в 2016 году будет такая же динамика". Отчетность хорошая, и оптимизм руководства вселяет надежды. Только нет в ней освещения основной проблемы отрасли – состояния рыбопромыслового флота. "Корабел.ру" продолжает анализировать положение дел в рыбохозяйственном комплексе страны, начатый в публикации "Не ладно что-то в рыбном королевстве. Часть I"

"Картина та же, только в профиль..."

Итак, общее положение по регионам далеко от бравурного. Более половины регионов в финансовом плане находятся на грани дефолта. Долги по кредитам перекрывают бюджет! Регионы-"передовики", согласно недавнему исследованию Standart & Poor's, указаны на Слайде 1 ниже. А ведь частью ключевые Государственные программы финансируются из региональных бюджетов.

9 декабря 2015 года был опубликован довольно-таки пессимистичный доклад The World Bank Group Russia Monthly Economic Developments December 2015 – Всемирный Банк, "Тенденции российской экономики Декабрь 2015 года", который констатировал, что "рост промышленного производства в России оказался непродолжительным: в октябре объем промпроизводства с учетом сезонности сократился на 0,1% к предыдущему месяцу, после того как в сентябре был зафиксирован рост в 0,6%. В обрабатывающих отраслях производство сократилось на 5,9% к соответствующему периоду предыдущего года по сравнению с 5,4% в сентябре... Инвестиционный спрос оставался слабым: инвестиции в основной капитал сократились на 5,2% к соответствующему периоду предыдущего года по сравнению с 5,6% в сентябре".
 
Слайд 1 
Слайд 2 
Слайд 3 
Слайд 4 
Регионы России с максимальным долгом в отношении к текущим расходам на конец 2015 года

агентство Standart & Poor's
Динамика курсовой стоимости рубля за год, с октября 2014 года по ноябрь 2015 года
Центробанк РФ, The World Bank Group
Динамика инфляции к началу с января по начало декабря 2015 года (в %)
Росстат РФ, The World Bank Group, Haver Analytics
 Динамика основных показателей экономического развития России на октябрь 2015 года
Росстат РФ, The World Bank Group, Haver Analytics

У нас в стране, что греха таить, почти нормой стало то, что рыбодобыча была и остается донором бюджета (!), а вот переработка рыбы "традиционно" дотируется бюджетом. Шиворот-навыворот. Не странно ли? Ведь, практически во всех странах, где существует рыбный промысел, рыбодобывающая отрасль не являлась и не является эффективным видом деятельности. Однако местный производитель на государственном уровне получает поддержку. Соответственно, выловленные водные биологические ресурсы доставляются в первую очередь на свою территорию, а уж потом – на внешние рынки. В итоге выстроенные внутри рыбохозяйственного комплекса производственно-технологические цепочки позволяют создавать такую добавленную стоимость, которая покрывает объемы получаемой поддержки.

Становится понятным, почему обработка и переработка отечественной рыбы перенесена в другие страны. Россия до недавнего времени по большей части импортировала рыбу в виде сырья, при этом население стран-импортеров получало все плюсы от такого положения дел. Рыбопереработка должна развиваться в таком направлении, чтобы динамичное развитие экономики страны стало фактом не только в далекой перспективе, но и в настоящей действительности.

В России давно приняты и действуют документы, регламентирующие морскую деятельность. Вот только часть из них, опубликованных на официальном web-ресурсе Морской коллегии при Правительстве РФ:
  1. "Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 года" (распоряжение Правительства РФ №2205р от 08 декабря 2010 года);
  2. "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2030 года";
  3. Федеральная целевая программа "Мировой океан" (Указ Президента РФ №11 от 17 января 1997 года (на официальном сайте Морской коллегии);
  4. Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" (Постановление Правительства РФ №860 от 7 декабря 2001 года);
  5. "Концепция Федерального закона о государственном управлении морской деятельностью РФ";
  6. "Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года";
  7. Проект ФЗ "О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации";
  8. Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".

Принят ряд других основополагающих документов и проектов, которые постоянно дополняются, подвергаются изменениям. И в каждой из приведенных программ, не считая включенных в них подпрограмм и региональных программ, имеются целые разделы, посвященные развитию строительства рыбопромысловых судов и обновлению промыслового флота. Однако в Министерстве промышленности и торговли пока склонны думать, что отечественные верфи будут по-прежнему сосредоточены на строительстве военных кораблей. Как и показали итоги 2015 года. В перспективе ближайших нескольких лет "локомотивом" судостроительной отрасли останется военная продукция. Дойдут ли руки до гражданского судостроения – вопрос открытый. Внятных и вразумительных ответов никто давать не торопится.

Хотя поручения президента и председателя правительства РФ о развитии гражданского судостроения на отечественных предприятиях из года в год появляются и с таким же постоянством не выполняются. Можно привести в качестве примера разгромную критику вице-премьера Дмитрия Рогозина на нескольких заседаниях Морской коллегии в течение 2015 года. Форменное дежавю: весной, летом, осенью и в начале зимы фактически одно и то же, "как ни крути – что в фас, что в профиль"... "Не выполнено", "Не определено", "Не разработано", "Не подготовлено"...

Так было в марте 2015 года. Повторилось и на совместном заседании Морколлегии и Государственного совета, прошедшем в начале декабря 2015 года в рамках V Международного форума "Арктика: настоящее и будущее". Вновь звучали нарекания на "работу по старинке" с самозабвенным погружением в канцелярщину, призывы "просто исполнить уже данное поручение в срок и по существу", даже угрозы взысканий и наказаний, нелицеприятные адресные выволочки за разбазаривание средств – "Правительство Российской Федерации вам больше не даст выводить деньги за пределы России, все будете заказывать внутри, поэтому планируйте на долгую перспективу".

Интересны руководящие уточнения по поводу импортозамещения и сотрудничества с зарубежными партнерами: "Учитесь тому, чего вы не знаете, но производите это на территории России, не завозите готовое, научитесь производить у себя". И ответственность за неисполнение ложится не только на предприятия ОСК, которая "уже не является монополистом в области судостроения, есть другие компании, и это общая проблема для всех".

Страна "погибших кораблей"?

Еще в апреле 2015 года на проходившей в Росрыболовстве коллегии "Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2014 году и задачи на 2015 год" отмечалось, что отечественный рыбопромысловый флот за период с 1991 по 2015 год сократился более чем в три раза – с 7000 до 2196 единиц. Только за 2014 год промысловый флот не досчитался 80 судов. При этом до 90 % общего объема вылова водных биоресурсов и 75 % производственных мощностей сосредоточено именно на наших судах.

В докладе руководителя Комитета Госдумы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимира Кашина говорилось, что "1736 единиц или 91,9 % судов используется сверх нормативного срока службы. Так судов, чей возраст превышает 20 лет, в составе российского рыбопромыслового флота насчитывается 1654 единиц, в возрасте от 16 до 20 лет – 114, от 11 до 15 лет – 95, от 6 до 10 лет – 21 судно, в возрасте до 5 лет – лишь 20 судов". Объективная потребность России в современных рыбопромысловых судах выглядит следующим образом: 180 крупных и средних судов различного назначения и более 220 малых судов общей стоимостью более 170 млрд рублей. Рыбопромысловый флот, как и говорилось выше, – основная "головная боль" отечественного рыбохозяйственного комплекса (см. Слайд 5).

Минуло полгода, и на Госсовете по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, проходившем в Кремле 19 октября 2015 года, опять звучит почти "традиционное", что первостепенной на сегодняшний день проблемой отрасли является изношенность корабельного парка. В стране фактически не осталось рыболовных судов, которые бы отвечали современным требованиям. Петр Савчук, заместитель руководителя Росрыболовства, тогда отметил, что "строительство нового рыболовецкого флота, который увеличит ежегодную прибыль в отрасли на 115 млн долларов, потребует 1,2 млрд долларов" (Kremlin.ru). Объем инвестиционных вложений, по подсчетам Росрыболовства должен составить порядка 1,2 млрд долларов, это 19 судов с годовой нагрузкой 40 тыс. тонн. Кстати сказать, на таком высоком уровне суммы озвучивались не в рублях (?).

Думается, что многие обратили внимание на слова заместителя главы Росрыболовства, что "если государство предоставит поддержку, то окупаемость проекта составит 9-10 лет... В сложившихся условиях европейских санкций и ответных действий России у страны появляется конкурентное преимущество это сделать. Я лично побывал на заводах, могу ответственно заявить, что наши судостроители могут строить корабли не хуже европейского класса" (Росрыболовство).

Что бы это значило? Оказывается, Петр Савчук считает, что в сложившейся ситуации есть преимущества – "со стороны государства появляется возможность помочь рыбакам обновить флот". Одной из ключевых задач российского рыбохозяйственного комплекса, по мнению чиновника, является "рост экономической эффективности и повышение добавленной стоимости производства. Мы можем ее решить только за счет обновления флота и развития логистики. Это основополагающие факторы для решения общей задачи. Если мы не начнем строить сейчас, то никакие цели не будут достигнуты. Поэтому нам нужны стимулы на государственном уровне для того, чтобы начать строить рыбопромысловые суда".

Общий вывод однозначен: российский рыболовный флот воспринимается как технологически отсталый. Вспомним, что пик советского гражданского судостроения пришелся на 1982-1987 годы. Суда с годом ввода в строй старше 1980-го сняты с эксплуатации. Сегодня промысловый флот находится на грани массового выбытия судов. Если положение в судостроении не выправлять, то в ближайшие годы рыбопромысловики могут остаться без флота.

Генеральный директор ФАУ "Российский морской регистр судоходства" Константин Пальников отметил, что "чем старше судно, тем больше судовладельцу нужно вкладывать средств в его ремонт, чтобы оно проходило надзор. Новое судно проще поддерживать в надлежащем техническом состоянии, и это будет играть решающую роль в замене флота. Мы готовы осуществлять надзор и классификацию над строительством новых судов, как на российских, так и на зарубежных верфях. Стоимость работ в России ниже, и это станет важным фактором для судовладельцев". Вот так вот!

Например, в начале октября 2015 года "Русская Рыбопромышленная компания" (РРПК) и "Объединенная судостроительная корпорация" подписали соглашение о намерениях строительства больших морозильных рыболовных траулеров для флота РРПК (Fishnet.ru). Документ регламентирует количество судов, их основные предварительные характеристики, а также закрепляет сроки и дальнейший ход работы по данному проекту. Кроме того, в соглашении определяются верфи и производственные мощности, на которых будет производиться постройка судов, в случае предоставления государством соответствующих мер поддержки.

2 декабря 2015 года на территории ФГУП "ЦНИИ "Центр научно-исследовательский институт судостроительной промышленности" под руководством замминистра промышленности и торговли России Александра Потапова состоялось совещание по итогам работы отечественной судостроительной промышленности в уходящем году и перспективам дальнейшего развития отрасли в реально существующих условиях (Минпромторг РФ).

Было признано, что 2015 год ввиду секторальных и экономических санкций оказался довольно напряженным для российского судостроения. Отрасли пришлось столкнуться с вызовами, продуктивно реагировать на которые нужно в короткие сроки. Как отметил Александр Потапов, по итогам года "судостроительная промышленность должна активизировать работу по выполнению поставленных задач в области военного и гражданского судостроения. При этом необходима дальнейшая концентрация и координация усилий государственных органов и предприятий судостроительной промышленности по изысканию дополнительных ресурсов развития.

"После всего" или взгляд изнутри

"Внешние" доводы и рассуждения интересны, но что скажут сами "эксплуатационники", люди, так сказать "на местах". Те, кто имеет непосредственное касательство к проблеме, те, кто на этих судах ходит. В этой связи показательным стало исследование "Всероссийского центра изучения общественного мнения" (ВЦИОМ), проведенное на Дальнем Востоке. Результаты доклада появились 13 октября 2015 года. В середине декабря "Корабелу.ру" были предоставлены материалы исследования с уточнениями и дополнениями.
 
Слайд 5
Слайд 6 
Слайд 7

Экспертный доклад ВЦИОМ основывается, в частности, на результатах опроса капитанов рыболовных судов дальневосточного региона. В ходе исследования изучались мнения всех ключевых заинтересованных групп: капитанов, представителей рыбопромышленного бизнеса, судостроителей и государственных чиновников из Росрыболовство. Целью исследования стало изучение текущего состояния российского рыбопромыслового флота для определения перспектив его развития. Проведено 16 экспертных интервью, из них с:
  • представителями рыбопромышленного бизнеса – 7;
  • представителями судостроительной отрасли – 4;
  • с федеральными чиновники – 3;
  • с межотраслевыми экспертами в области рыболовства – 2.
Проведен анализ публикаций СМИ по теме рыболовного флота за текущий календарный год. В рамках исследования были получены мнения ключевых групп стейкхолдеров (заинтересованных сторон: физических, юридических лиц или госучреждений). Опрошено 60 капитанов крупнотоннажных судов рыбопромыслового флота (полуформализованные интервью). Основные данные исследования с пояснениями в слайд-галерее ниже.
 
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10 

За комментарием по проблеме промыслового флота "Корабел.ру" обратился непосредственно на места – в традиционные для нашей экономики рыбодобывающие регионы. Сделаны запросы по состоянию отрасли, ее проблемам и о возможных путях их разрешения. Сегодня нам отвечает Алексей Коротенков, министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (это фрагмент обстоятельного интервью по состоянию дел в рыбном хозяйстве Архангельской области, полный текст которого скоро на нашем портале).

Алексей Анатольевич, в Архангельской области в рамках региональной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" действует подпрограмма "Развитие рыбохозяйственного комплекса", на финансирование которой по плану выделено в общей сложности 2 млн. 274 тыс. рублей, по официальным данным областного Минфина. Каково состояние рыбопромыслового флота в регионе? Что планируется в промысловом судостроении?
 
Коротенков Алексей Анатольевич / Корабел.ру
– Вне всякого сомнения, состояние промыслового флота в стране вызывает тревогу. Это – серьезная проблема, которой мы озаботились давно. На балансе рыбодобывающих организаций в Архангельской области в 2012 году находилось 34 рыболовных судна, к 2015 году их количество сократилось до 19. Износ флота составляет свыше 80%, большая часть эксплуатируется сверх нормативного срока службы. Требуется модернизация рыбопромыслового флота, в дальнейшем – замена на новые современные суда. Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области осуществляет подготовку проведения мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в сфере рыбохозяйственного комплекса в связи с исполнением перечня поручений президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 09 ноября 2015 года №Пр-2338ГС.

Так, в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 9 октября 2012 года № 436-пп, в части развития рыбохозяйственного комплекса предусматривается выполнение мероприятий, направленных на существенное обновление и модернизацию основных средств, строительство новых судов рыбопромыслового флота на российских верфях, развитие береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции, в том числе за счет выделения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предусмотренных на инвестиционные цели.

При составлении программы учтены существующие позитивные обстоятельства, выделяющие Архангельской области среди других субъектов Российской Федерации:
 
  1. наличие на территории Архангельской области имеющего опыт строительства рыбопромысловых судов и обладающего необходимыми мощностями открытого акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка";
  2. наличие опыта успешной эксплуатации уже построенных рыбопромысловых судов проекта 50010: "Ягры" (1999 год), "Архангельск" (2002 год), "Койда-2" (2013 год).
  3. наличие существующего проекта рыбопромыслового судна, прошедшего апробацию, опытную эксплуатацию, что может существенно удешевить строительство новых судов.
Комплекс этих условий может быть рассмотрен как один из базовых вариантов строительства рыболовных судов на российских верфях; такие суда должны в полной мере соответствовать современным стандартам, а выпускаемая продукция должна быть конкурентоспособной.

P.P.S.: 24 декабря 2015 года была опубликована брошюра, подготовленная Министерством экономического развития Архангельской области, "Меры поддержки промышленных предприятий в целях реализации инвестиционных проектов".

Подготовил Сергей Голубев

Автор благодарит:
за активную помощь Олега Заболотского, заместителя министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области – начальника управления по рыбному хозяйству
за участие в подготовке статьи Марию Багирову, пресс-секретаря Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)



Комментарии   4.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Штанько Виктор Николаевич, 29.12.2015, 05:26---"Стоимость работ в России ниже, и это станет важным фактором для судовладельцев".
 
Ниже?? Что-то не очень верится.
В сравнении с кем ниже? За счёт чего?
-1+
#Донской Алексей Владимирович, 29.12.2015, 14:45Стоимость работ ФАУ "Российский морской регистр судоходства" в России ниже. Командировочных нет. Что ж тут непонятного? ))))))
-0+
#Штанько Виктор Николаевич, 30.12.2015, 01:35Спасибо! А ведь действительно, похоже что г-н Пальников это и имеет ввиду. Ну тогда это мощная мысль, без вопросов ))
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 29.12.2015, 14:52Из статьи складывается ощущение, что авторы считают, что Минпромторг и иные госорганы должны и могут принять меры к возрождению всего отечественного промыслового флота в рамках упомянутых программ. Да Минпромторг, и иже с ним, в принципе, не понимают, какие "продукты" нужны для коммерческого судоходства и рыболовства. И думаю, что не собираются в этом разбираться. Как и большинство судостроителей. "Полностью отделено" у нас гос.судостроение от судоходства. Может и к счастью! )))
Свежие новости
Восточный порт чтит память легендарного руководителя
18:26 / пресс-релизы