Флот: BARENTSEVO MORE
- A + КомментарииПрочитано 16341 раз   |
В сентябре 2020-о года ПАО ВСЗ передал заказчику первый из серии траулеров - “Баренцево море”. Строили его на российской верфи по норвежскому проекту: без срыва графика не обошлось, что-то приходилось переделывать по ходу строительства. На протяжении двух последних лет на верфи постоянно находился капитан флота СЗРК Игорь Трунин - он занимался согласованием документов, а также непосредственно следил за работами. Его мы попросили провести экскурсию по судну и рассказать о собственном мнении касательно “Баренцева моря”.
Сейчас мы на капитанском мостике и у кресла капитана. Расскажите об основных узлах на панелях.

Здесь действительно много всевозможных кнопок, которые включают или выключают системы судна. Есть также выход внутренней связи, могу дать ту или иную команду.

Старт двигателю дается в машинном отделении, там все запускается, а сюда передается управление. Я могу запросить, чтобы мне передали управление вот этой кнопочкой. И они передают. Рядом - система управления винта регулируемого шага и еще много чего. Мы же судно строили, поэтому знаем каждую кнопку.

Здесь же - два эхолота. Успели немного пройтись по Балтике, могу сказать - рыбы нет, Балтика пустая, по крайней мере по этому времени года.
 
Траулер "Баренцево море" / Корабел.ру

На каком судне Вы работали до “Баренцева моря”?

На подобном же рыболовном судне норвежской постройки. Оно 1995-го года, то есть ему уже 21 год.
Насчет этого траулера - я наблюдал все этапы его строительства, и выйду в первый рейс его обкатывать, рыбу ловить.

 
Траулер "Баренцево море" / СЗРК
Каково капитану, который привык проводить время на судне, следить за строительством? Насколько это большая ответственность?

Ответственность большая, да. И труд, конечно, различается, не капитанский, не несение вахты, что называется. Узнаешь очень много нового.
 
Траулер "Баренцево море" / СЗРК


Как складывался ваш рабочий день? Была целиком офисная работа?

Офисная, да, но ты посещаешь судно. Ты приходишь к 9 утра на Выборгский завод, до 6 часов вечера рабочий день. Грубо говоря половину проводишь в офисе, половину на судне, потому что на пароход приходишь – уже что-то наделали, то что не надо делать, идешь, разбираешься.

Как семья отнеслась к такой вахте? Вы ведь из другого города?

Моя семья в Великом Новгороде, это не так далеко от Питера. Поэтому я даже на выходные из Выборга до дома спокойно добирался, а в понедельник с утра на работе. Раньше жил в Мурманске, но переехал и семью перевез.

А родом Вы из какого города?

Родился вообще в Казахстане, это долгая песня, с кораблестроением совершенно не связанная.

И на каком этапе строительства судна Вы приехали на Выборгский завод?

Тут были механики уже, технолог был, потому что фабрику уже загрузили, когда я приехал. Приехал почти 2 года назад в конце марта 2019-о года. Судно еще было не оснащено совершенно, вот оно два года оснащалось. И самая главная проблема для завода была не железо отстроить, а именно оборудовать судно, оживить его.
 
Траулер "Баренцево море" / СЗРК


Есть разница между предыдущим судном и новым “Баренцевым морем”?

Вы знаете, на самом деле не так уж сильно и отличаются. Насыщенность фабрики здесь колоссальная по сравнению с тем судном, а вот общая концепция строительства судов одинаковая, норвежская.

А если говорить об оснащенности?

Здесь, допустим, гидролокатор, у нас такого не было. На предыдущем судне "Севрыба-1" был чисто донный вариант. А "Баренцево море" может работать и на пелагических породах рыбы. 

И сколько рыбы перевозится за раз?

Замороженной рыбы паллетированной – где-то 1250 тонн. Может быть 1300, но это опыт покажет потом уже. А если не паллетированной, если коробами ставить, то 1500 тонн.
 
Траулер "Баренцево море" / Фото: Корабел.ру

Траулер "Баренцево море" / Фото: Корабел.ру


Подходят ли другие суда, чтобы забрать рыбу?

Бывает, да. Обычно летом такие заморочки, лучше конечно разгружаться в порту, но иногда мы выгружаемся в море. Для этого у нас приспособлена горловина трюма прямо на промысловой палубе и грузовые стрелы, выгружаемся через эту горловину на транспортное судно. А на берегу мы выгружаемся через макгрегор. Аппарель открывается, там лифт ходит, паллеты ставятся в трюме, поднимаются до уровня причала, выдвигаются на причал и забираются погрузчиками.

Какова автономность судна?

Заявлено 2 месяца. Но из опыта скажу, что один рейс длиться не больше месяца. На самом деле на "Севрыбе-1" мы груз брали в лучшем случае за 10 дней, в худшем бывало и по месяцу, когда рыбалка плохая. От рыбалки, от погоды зависит. 

Как работается в пандемию? 

Плохо, проблемы со сменой экипажа. Работается, как можется.
 
Траулер "Баренцево море" / Корабел.ру


Какая часть улова на судне обрабатывается сразу?

Она вся обрабатывается. То есть ты поднимаешь рыбу, какая-то часть идет обезглавленная – отрубаешь голову, вычищаешь внутренности и на заморозку. Какая-то часть идет на филе, а все отходы – головы, хребты, хвосты, внутренности – это все перемалывается в крашере и идет на изготовление рыбной муки. Кроме того, можно печень, икру отбирать и консервы делать еще.

Сразу на судне?

Да, безотходное производство.
 
Траулер "Баренцево море" / Корабел.ру

Траулер "Баренцево море" / СЗРК

Траулер "Баренцево море" / СЗРК

Траулер "Баренцево море" / СЗРК

Траулер "Баренцево море" / СЗРК


А сколько людей работает?

47 человек экипажа. Если вам интересно сколько человек задействовано в производстве, то кроме пяти человек – 42 задействованы. Не задействован капитан, старпом, старший механик, второй механик и повар, остальные все на рыбе. Касательно зарплаты - у нас паевая система, то есть каждому идет процент от рыбопродукции произведенной.

Раз упомянули поваров, то такой вопрос: часто ли бывает в рационе та рыба, которую сами ловите? 

Да, используем. Не знаю, почему у некоторых компаний нельзя, мы - можем. Если ловим треску и пару-тройку трещин на камбузе зажарили, никто нам слова не скажет.

Вы вообще любите рыбу?

Да, я люблю рыбу, и я люблю треску. Треску можно есть все время. Если палтус можно один-два раза в месяц, а потом надоедает, также как и семгу, то треску можно каждый день есть. Как говорят: “трески не поешь – не поработаешь”.


В магазинах покупаете рыбу, в наших - российских?

Покупаю конечно, да. Если бы указывалось “производитель Севрыба-1” или другое судно нашей компании, я бы купил с уверенностью, но такое не рекламируется, не анонсируется на прилавке.

Первый улов как-то обозначен на упаковке? - “первая заморозка”, “заморозка на судне”?

Конечно, если поймана, заморожена, произведена на судне. Но когда ты, допустим, китайцам сдал, они его разморозили, нарезали с него филе и потом заморозили и привезли – это совсем другое. Уже не говорю, что они вкачивают какую-то химию, чтобы вода впитывалась для большего веса. Увеличивают гигроскопичность этой трески, что-то делают.

А у нас, когда рыба приходит, ничего с ней вообще не делают?

Нет, ничего. Чистый продукт, натурпродукт.
 
Траулер "Баренцево море" / Фото: Корабел.ру


Давайте теперь сново поговорим про пульт управления. Что можете про него сказать?

Пульт как пульт. Похож на все пульты, на самом деле. Кое-какие кнопки просто по-разному стоят, а так-то - самое главное ВРШ, руль, подруливающее устройство носовое. Подруливающая машина в носу 800 кВт, если нам надо от причала отжаться, мы можем нажать соответствующую кнопку, винт начинает работать, струя воды нас отжимает от причала.
 
Траулер "Баренцево море" / Корабел.ру


Сам мостик судна позволяет видеть всё судно?

На 360 градусов обзор. Это важно и для безопасности мореплавания, и для работы с траловым комплексом. Штурман же у нас не только ездит на пароходе и управляет, он еще ставит и поднимает трал. В том числе и я этим занимаюсь, если стою вахту. Допустим, мы со старпомом стоим пополам вахту, второго штурмана я отослал на рыбу, потому что там надо поработать, и я здесь работаю.
Если хорошая рыбалка, то по возможности все работают. Потому что все деньги для судна куются там, на “монетном дворе”.

Кок тоже получает процент?

Да, получает. Вообще кока два, второй идет на рыбу, а первый готовит на 47 человек - завтрак, обед, ужин, плюс чаи еще.

Обычно в компании постоянные сотрудники или бывает, что меняются?

Бывает, что меняются, но вообще экипажи довольно постоянные.

А бывает такое, что в экипаже вегетарианец? Или мусульманин?

У нас и мусульмане свинину едят. А на вегетарианской пище за рыбоделом 6 через 6 и без выходных работать, думаю, невозможно.
 
Траулер "Баренцево море" / СЗРК
 
Траулер "Баренцево море" / Фото: Корабел.ру

Траулер "Баренцево море" / СЗРК

Траулер "Баренцево море" / СЗРК


В шторм ловите?

Смотря какой шторм. Скажем так, на этом судне я думаю в 8-балльный шторм будем ловить без проблем. На “Севрыбе-1” в 6-7-ми балльный мы уже не ловили, штормовались, а бывали ситуации, когда мы даже уходили, прятались в норвежских фьордах, когда сильные шторма до 12 баллов. На этом прятаться, наверное, не будем, не знаю как при 9-ти балльном, но при 8-ми балльном точно будем работать.

Предлагаю продолжить рассказ по ходу прогулки по судну. Сначала каюты?

Да, давайте. Сейчас мы спускаемся с капитанского мостика и попадаем на “этаж”, где расположена каюты комсостава.

Сколько квадратных метров ваша каюта?

Я не мерил, но думаю 25 метров, 5 на 5.

Это только рабочая часть ее? Есть еще нежилая?

Да, жилая - это спальня, грубо говоря, и санузел.

А как с вай-фаем?

Вай-фай спутниковый.

У вас здесь есть связь с мостиком?

Да, со всем судном.

Это все норвежская мебель?

Да.
 
Траулер "Баренцево море" / СЗРК


Если сравнивать такую мебель и мебель на предыдущем траулере...

Эта лучше, более современная, раньше не было ни доводчиков, ни полозий. Там судну 21 год.

А сколько по времени у вас вахта? 8 часов?

6 через 6, английские вахты. 8 часов работать тяжело, 6 легче. Рядом - каюта старшего механика. Он последние два года тоже занимался приемкой этого судна. До этого работал в другой компании, но тоже на иномарке, скажем так, норвежской постройки, постарее проектом и послабее, чем здесь. Прямо в каюте у него - панель контроля за всеми механизмами судна, в любой момент может проверить - что, где и как. 

Это сделано для удобства?

Это удобно и довольно-таки безопасно в том плане, чтобы предупредить аварию или поломку. Первый класс автоматики предусматривает безвахтенное слежение.

Следующая дверь - прачечная: постирался, посушил, у нас белья грязного не бывает. Рассчитана на 13 человек. В принципе хватает, она быстро стирает.
 
Траулер "Баренцево море" / Корабел.ру


Нам рассказывали, что сроки сдачи судна затянулись. По-вашему, причины объективны?

Я считаю, что обещанные на постройку два года были сказаны сгоряча. В Турции мы одновременно с “Баренцевым морем” заложили краболов “Зенит” - как эталон, но “Зенит” в 5 раз меньше. Турки построили за 1,5 года, но уверен, что “Баренцево море” они строили бы года 2,5. На российской верфи у ПАО ВСЗ ушло 3,5 года.

“Баренцево море” - головное судно, но в ПАО ВСЗ строятся еще траулеры для вас. Сильно будут отличаться?

Практически нет, где-то по мелочам. 

А это - типовая двухместная каюта. Санузел здесь. Двухместная для людей, которые на разных вахтах работают. Один здесь, другой там. Вдвоем, по большому счету, здесь только на переходах могут совпасть.
 
Траулер "Баренцево море" / Фото: Корабел.ру


А сколько занимает переход?

Самый длинный переход трое суток.

А здесь есть радиосвязь?

Нет, радио нет, громкая есть, конечно. Маркировка на двух языках: здесь и поляки, и финны, и норвежцы бывают. У нас сейчас все россияне, но была половина норвежцев, половина россиян. Переходим в помещение, где находятся основные швартовые агрегаты.

Как в целом - график 6 на 6?

После 6 часов работы надо успеть поесть, помыться и уже доходишь до койки, телевизор включил, посмотрел и спокойной ночи.

А телевидение какое в море ловит?

Что настроим. И на английском что-то смотрим, и на других языках. 

Кстати, интернет на судне - бесплатный?

Интернет бесплатный. Ловит хорошо, всегда есть связь с семьей и домом. 
Понемногу мы приближаемся к фабрике. На палубе для манипуляций с уловом мы используем палубные механизмы и краны.

Нет страховочного крюка или чего-то подобного?

Нет. Используем устройства фирмы “Motus”. Очень дорогая штука, но очень качественная. Норвежская. Все рыбаки только мотусом пользуются.

За какое время удается заполнить сети?

По-разному бывает. Бывает и за 15 минут датчики срабатывают, а бывает по 6 часов наловить не можем. Больше 6 не ловим, чтобы рыба не портилась.

А это фабрика, верно?

Да. Здесь все практически стерильно. Места, куда может попасть бактерия – промываются. Эта процедура уже отлажена. Восемь вертикальных морозильных аппаратов для заморозки. 
 
Траулер "Баренцево море" / Фото: Корабел.ру

Сколько замораживается рыба?

3,5 часа.

Это так называемая “шоковая заморозка”?

Да. На фреоне 22-м это было бы 2:30-2:40, но сейчас новые нормы по защите экологии, 22-й фреон - он же озоноразрушающий. 

Потом рыба выпадает на транспортер и уходит на упаковку. Каждый брикет - в мешок. Он взвешивается, выходит этикетка, мешок запаивается, этикетка сверху приклеивается. Мешки собираются в паллеты.
 
Траулер "Баренцево море" / Фото: Корабел.ру


У вас есть суда, которым по 20 лет. А фабрики обновляются?

Да, постоянно что-то меняется. Это влияет на конечный результат. Если не будешь менять фабрику, у тебя продукция не будет конкурентоспособна и все.

Дальше по линии - загрузка в трюм, перед этим рыба в паллетах оборачивается пленкой. 

А какова емкость трюма?

1000 тонн. Если 100 тонн делать в день при хорошей рыбалке, то получается 60 тонн безголовой и 40 тонн филе. Примерно за 15 дней все забиваем. 
 
Исполнительный директор Группы компаний "Морская Техника" - Денис Клемин.
"Морская Техника" занималась поставкой комплектующих для судна.
Траулер "Баренцево море" / Фото: Корабел.ру


А как обстоят дела с консервами?

Основной конечный продукт у нас - это замороженная рыба. Мы кроме этого и муку делаем, и консервы: печень трески, икру трески.

Есть просто печень трески, а есть печень трески по-мурмански. Получается двух видов, или кусочками печень, или прошедшая через сепаратор, все жилы, пленки убираются и она как паштет. Это по-мурмански. Сырье одно и то же. Просто вид конечный немножко отличается.

Покупая в магазине - на банке смотрите – если “изготовлена в море”, тогда она получше. Потому что на берегу делают из размороженной, что-то добавляют, осветляют.

Касательно работы фабрики - за шесть часов хороший моряк тонну фасует. И для того, чтобы за 6 часов 10 тонн заморозить, надо чтобы 10 человек отсюда не уходя работали. Тогда мы за сутки 40 тонн филе заморозим. Это по поводу того, сколько человек должны работать.

 
Капитан Игорь Трунин и старший механик Андрей Чепига / Корабел.ру


Руки не “отваливаются” у них?

Бывает по-всякому. Но в спортзал не ходит никто.

И стоит всегда человек на одной и той же операции?

Его могут на другую поставить, если, бывает рыба не филейная, а большая. Бывает команда из офиса – делать другой ассортимент.

Филе делаем тоже разного вида – есть со шкурой, без шкуры, с костью, без кости. По стоимости отличается.

Зарплата разнится от вида продукции?

Если сделаешь больше филе, оно подороже оценивается. Можно 10 тонн филе сделать и 30 тонн чего-то другого за одно и то же время, поэтому зарплата объемом регулируется.

За сколько рейсов человек приноравливается?

Думаю, за один рейс нормальный человек научится.

А новичков берете в экипаж?

Берем, куда же деваться.

А какое требуется образование?

Сейчас же у моряков международный сертификат должен быть, вроде курсов трехмесячных. То же самое для специалистов – мотористов, машинистов. Основной состав должен иметь среднее-специальное или высшее.

Сколько пресной воды берете в рейс?

Питьевой? 26 тонн, две цистерны. Для технологических нужд, для обмыва рыбы мы используем забортную соленую воду. 

Скажите, вы этот траулер помогали строить, планируете следить за следующими?

На одном из них буду ходить.
 
Траулер "Баренцево море" / Корабел.ру

Траулер "Баренцево море" / СЗРК

Траулер "Баренцево море" / СЗРК
 
Траулер "Баренцево море" / СЗРК


На последнем?

Да. Я на “Баренцевом море” один раз схожу в рейс, потом вернусь в Санкт-Петербург, и на следующем снова выйду. Если не ошибаюсь, это будет в августе.

Значит, будет повод снова встретиться.

Конечно! Всегда рады.
 

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью
"Морская Техника", Группа компаний
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 309-46-46
"Палфингер Марин Рус", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 386-34-19, +7 (911) 152-5355
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Россия, Выборг+7(81378)2-64-32
"Северо-Западный Рыбопромышленный Консорциум", НП Россия, Мурманск+7(8152)99-92-01


Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость