Как известно, Украина обладает мощным портовым потенциалом. На Черного и Азовского й расположены 18 морских торговых портов и 12 портпунктов, не считая значительного числа частных портов и пристаней. Однако обеспечить существенный прирост как собственных объемов внешней торговли, так и объемов транзитных грузов до сих пор не удается. Практически все украинские порты значительно уступают иностранным конкурентам по объемам работ и по качеству услуг.
О проблемах и потенциале одного из портовых городов — Севастополя — "Зеркало Недели" побеседовало с Владимиром АРАБАДЖИ — директором Таврического регионального центра инновационного развития.
О проблемах и потенциале одного из портовых городов — Севастополя — "Зеркало Недели" побеседовало с Владимиром АРАБАДЖИ — директором Таврического регионального центра инновационного развития.
— Владимир Ильич, по результатам работы морских торговых портов Украины за девять месяцев 2007 года Севастополь (вместе с Евпаторией) оказался худшим среди 18 портов государственного сектора. Что предпринимает Севастопольский морской торговый порт для наращивания мощностей?
— По большому счету, конкретных действий очень мало. Иначе чем объяснить, что проекты реконструкции Херсонского, Ильичевского и Бердянского морских торговых портов были включены Минэкономики в число приоритетов государственной Программы экономического и социального развития Украины на 2008 год, а Севастопольского — нет?
А ведь эта программа, в свою очередь, станет составной частью плана сотрудничества между правительством Украины и Европейским банком реконструкции и развития, согласно которому до 2010 года наша страна надеется привлечь 72,3 млн. евро инвестиций для развития контейнерных терминалов. Разве Севастополь обладает меньшими ресурсами для строительства портовых терминалов, чем Херсон или Бердянск?
— Тогда в чем причина? Ведь преимущества Севастополя во многом уникальны...
— Действительно, Севастополь — единственный в Украине незамерзающий порт, имеющий естественную глубину по фарватеру бухты 17 и более метров. Более 280 капитальных энерговооруженных причалов общей протяженностью свыше 20 км остались в наследство от ВМФ СССР.
— Не секрет, что сегодня все украинские порты, и не только Севастопольский, проигрывают иностранным конкурентам по объемам работ. Чем это объясняется?
— В первую очередь, неконкурентной ценой наших портовых услуг. Если сравнить стоимость судозахода для судна панамакс-класса в Николаев, Одессу, Севастополь со стоимостью судозахода в Констанцу, то последняя явно вне конкуренции. При этом глубины у причалов и нормы погрузки в Констанце значительно больше, чем в украинских портах, что дает возможность быстрее обрабатывать суда большого водоизмещения.
— Севастополь — не только порт, но и высокотехнологичная промышленность, работавшая на оборону СССР. Удалось ли ее сохранить?
— К сожалению, нет. Крупнейшие заводы «Муссон», «Маяк», «Парус», «Эра» давно приказали долго жить. Гордость Севастополя — «Севморзавод», дававший в свое время работу 11 тыс. севастопольцев, кормивший почти треть населения города, распался на мелкие осколки. Это позволило выжить, но численность персонала сильно сократилась.
Основной потенциал Севастополя — в его глубоководных незамерзающих бухтах, в развитии высокотехнологичных экологически чистых мощностей портовых терминалов. И Севастополь должен использовать свой шанс и богом данные преимущества. Мы обязаны строить и развивать морской порт Севастополь! Конкуренты Одесса, Ильичевск, Херсон, Мариуполь, Николаев уже ушли далеко вперед.
На мой взгляд, крайне необходима государственная Программа развития Севастополя как коммерческого порта. Подчеркиваю — не государственные бюджетные деньги, а государственная программа, создающая условия и предоставляющая приоритет частным инвесторам.
— По большому счету, конкретных действий очень мало. Иначе чем объяснить, что проекты реконструкции Херсонского, Ильичевского и Бердянского морских торговых портов были включены Минэкономики в число приоритетов государственной Программы экономического и социального развития Украины на 2008 год, а Севастопольского — нет?
А ведь эта программа, в свою очередь, станет составной частью плана сотрудничества между правительством Украины и Европейским банком реконструкции и развития, согласно которому до 2010 года наша страна надеется привлечь 72,3 млн. евро инвестиций для развития контейнерных терминалов. Разве Севастополь обладает меньшими ресурсами для строительства портовых терминалов, чем Херсон или Бердянск?
— Тогда в чем причина? Ведь преимущества Севастополя во многом уникальны...
— Действительно, Севастополь — единственный в Украине незамерзающий порт, имеющий естественную глубину по фарватеру бухты 17 и более метров. Более 280 капитальных энерговооруженных причалов общей протяженностью свыше 20 км остались в наследство от ВМФ СССР.
— Не секрет, что сегодня все украинские порты, и не только Севастопольский, проигрывают иностранным конкурентам по объемам работ. Чем это объясняется?
— В первую очередь, неконкурентной ценой наших портовых услуг. Если сравнить стоимость судозахода для судна панамакс-класса в Николаев, Одессу, Севастополь со стоимостью судозахода в Констанцу, то последняя явно вне конкуренции. При этом глубины у причалов и нормы погрузки в Констанце значительно больше, чем в украинских портах, что дает возможность быстрее обрабатывать суда большого водоизмещения.
— Севастополь — не только порт, но и высокотехнологичная промышленность, работавшая на оборону СССР. Удалось ли ее сохранить?
— К сожалению, нет. Крупнейшие заводы «Муссон», «Маяк», «Парус», «Эра» давно приказали долго жить. Гордость Севастополя — «Севморзавод», дававший в свое время работу 11 тыс. севастопольцев, кормивший почти треть населения города, распался на мелкие осколки. Это позволило выжить, но численность персонала сильно сократилась.
Основной потенциал Севастополя — в его глубоководных незамерзающих бухтах, в развитии высокотехнологичных экологически чистых мощностей портовых терминалов. И Севастополь должен использовать свой шанс и богом данные преимущества. Мы обязаны строить и развивать морской порт Севастополь! Конкуренты Одесса, Ильичевск, Херсон, Мариуполь, Николаев уже ушли далеко вперед.
На мой взгляд, крайне необходима государственная Программа развития Севастополя как коммерческого порта. Подчеркиваю — не государственные бюджетные деньги, а государственная программа, создающая условия и предоставляющая приоритет частным инвесторам.