Первое знакомство с ЛСП
Красота и технический уровень судна захватывают буквально с первых шагов. Форма корпуса, уникальный пропульсивный комплекс, ВРК, обводы, вертолетная площадка и масса научного оборудования — что ещё нужно для формулы успеха научной вылазки? Конечно, сплоченная команда и недюжая выносливость. Ведь арктическая экспедиция может длиться несколько лет, там нет привычной нам цивилизации, инфраструктуры, зато белая пустыня таит немало вызовов, требует закаленного характера и… знаний.

«Каждый в рейсе готов к трудностям и понимает, что экспедиция — это не только научные исследования, но и, например, как сейчас, физическая работа: загрузка продуктов, перемещение каких-то агрегатов, иная помощь. Скажу, что ЛСП мне по духу. Это отличное судно, хорошо оснащенное, пусть и не без мелких недочетов. В прошлом рейсе „Северный полюс“ стал моим домом на 20 месяцев, и я этого не забуду никогда, ведь то был первый рейс этого уникального судна», — рассказывает начальник отдела океанологии ААНИИ Кирилл Фильчук, а также начальник экспедиции «Северный полюс-41».

В скором времени замечаем, что на судне, и вправду, идёт большая работа: через 24 часа ЛСП «Северный полюс» отчалит, и надо подготовиться. Лишь некоторые из сотрудников, не торопясь, прогуливаются по своим делам с чашечкой чая или кофе в руках. Но, как отметил наш собеседник, буквально вчера они были в такой же рабочей одежде, как и он сам. А сейчас просто другие задачи в приоритете.

«Нет такого в арктической экспедиции, что если ты ученый, то только изучением занимаешься. Да и люди у нас подбираются, которые понимают, что исключительно кабинетной работы тут не будет», — добавляет Кирилл Фильчук, и мы расходимся.
Цель — капитанский мостик. Но прежде, чем попасть туда, решаем пройти через всё судно от палубы до машинного отделения и жилых помещений. В процессе ещё раз убеждаемся, что на ЛСП кипит работа: прямо при нас грузили поддоны с бутилированной водой и провизию.

По ходу следования нам попадаются ангар для научных исследований, сварочный пост, палубная мастерская, спасательные шлюпки. Мы ещё не в Арктике (да и, к сожалению, там не окажемся), но через иллюминатор всё-таки уже можем полюбоваться открывающимися красотами, и делаем это. Мурманск приветливо отвечает нам грядой холмов и отдыхающих по ту сторону берега судов.

За следующей дверью встречает аллея Славы полярников. В помещении для отдыха расположились стенды с историческими заметками и портретами известных исследователей, а также несколько гитар и даже шахматная доска. Отдыхают тут точно с музыкой. Оставляем в контейнере под грифом «Почта Деда Мороза» журнал «Корабел.ру» и двигаемся дальше.

Стандартная каюта на ЛСП «Северный полюс» на вид довольно комфортная: удобный стол, шкаф, кровать, настенные часы, есть иллюминатор, освещение не раздражает, а способствует комфортному отдыху или рабочему процессу. Также мы заметили телефон для связи, прикрепленный к стене телевизор, пульт управления кондиционером и множество других полезных мелочей. Внутри каюты есть достаточно удобная санитарная комната.

ЛСП «Северный полюс» — судно обжитое. То там, то тут встречаются какие-то картины, фотографии, даже чье-то художественное творчество. На этот раз дорога приводит нас в радиопост.
«Моя основная задача — наличие бесперебойной связи на судне. Слежу за всем радионавигационным оборудованием, провожу его техническое обслуживание, профилактику. Первый раз на ЛСП попал в прошлом году в августе. Эта — моя вторая экспедиция. День мой начинается с 8:00, далее в 9:00 первая передача научных данных, в 15:00 вторая, в 21:00 третья и последняя связь в 3:00. Отмечу, что все члены экипажа и научные сотрудники снабжены рациями, а также в нашем распоряжении есть цифровые радиостанции: выдаются только при массовом выходе на берег для серьезных работ. На специальном экране у себя я могу отслеживать эти радиостанции и видеть перемещение команды», — раскрывает особенности своей работы помощник капитана по радиоэлектронике Роман Шугин.

Также помощник рассказал нам, как в первый раз увидел белого медведя, и что в экспедиции они встречаются довольно-таки часто, но это не является чем-то из ряда вон выходящим. Первая научная служба Романа на ЛСП продлилась 10 месяцев, основным достижением за это время считает отсутствие сбоев в работе радионавигационного оборудования. Как и многие, кто надолго удаляется от большой земли, порой он скучает по родине и всегда рад вновь вернутся в Россию и встать ногами на твердую землю.
В экспедиции как в экспедиции
Пока изучаем судно, наступает обед. На камбузе быстро собираются экипаж и учёные, но нас в первую очередь интересует, при помощи чего готовят. Оборудование здесь, как оказалось, стандартное, как и на всех судах, но, что очень порадовало, российского происхождения. Как минимум на холодильном шкафе был замечен лейбл отечественной компании, поставляющей судовое оборудование. Также заглянули на склад и увидели полные продуктов полки. Здесь были даже арбузы. Но под конец экспедиции, говорят, из фруктов остаются в основном только яблоки. В камбузе долго не задерживаемся и двигаемся дальше.

«Как вы правильно поняли, сейчас мы все тут находимся на этапе активных сборов к 42-й экспедиции. Перед отходом обязательно будут власти, пресса, да и в принципе, нашим судном интересуются все без исключения, в том числе иностранцы. Особенно, когда мы проходим мимо Европейских стран. Но вскоре нас ждет Арктика и работа. Она действительно непростая, и действительно людям бывает непросто долго находится в замкнутом пространстве, но я бы не сказал, чтобы кто-то тут всерьез на что-то жаловался. Всё-таки и учёных, и экипаж подбирают. У меня, например, 25-летний опыт плаваний, а капитан наш вообще с 20 лет на море», — повествует старший помощник капитана Платон Дульман.

Пока обсуждаем особенности организации труда в экспедиции, переходим вместе к осмотру сауны и купели. Да, на ЛСП нет бассейна, зато есть купель, куда набирают забортную воду. Как рассказал нам Платон Моисеевич, баню здесь и купания любят практически все. Также он отметил, что ученые, особенно те, кто первый раз оказывался на ЛСП, с большим вдохновением и радостью воспринимали судно. Ведь до постройки «Северного полюса» арктические экспедиции проходили исключительно на льдинах в спартанских условиях. На вопрос о том, кто главный на судне, Платон Моисеевич поясняет, что у исследователей есть начальник и замначальника экспедиции, а у экипажа капитан и непосредственно он в роли его правой руки.

«Про судно могу сказать, что построено оно хорошо. Спасибо Адмиралтейским верфям. Отделка на уровне, у всех удобные одноместные каюты. Из интересного могу добавить, что каждому члену экипажа при заселении на судно выдают 80-литровый баул со всей необходимой одеждой, оборудованием для работы и жизни в условиях Арктики. Я много где работал, но такого уровня снабжения нигде не видел. Кстати, экипаж на ЛСП потихоньку молодеет. У нас, например, есть два матроса 2002 и 2003 годов рождения с образованием штурманов. Отличное ребята с достойным образованием», — знакомит с судном старший помощник капитана Платон Дульман.

Побывав в спортзале и убедившись в том, что им пользуются, прощаемся со старшим помощником и приходим во «владения» главного механика ЛСП «Северный полюс» Константина Бирули в центральный пост управления. С НЭС знаком с момента его строительства, первый раз на нём оказался 1 февраля 2022 г., когда пароход был ещё серого цвета, недостроенный. Первое впечатление Константина Сергеевича от судна было необычным. Механик помнит, как запускали главный двигатель, тестировали оборудование, а верфь предъявляла оборудование Регистру и заказчикам. На судно решил пойти работать, когда узнал о строительстве ЛСП, до этого работал на НЭС «Академик Фёдоров». Кстати, «Академик Фёдоров» в этой экспедиции поможет «Северному полюсу» дойти до места, обеспечит вморозку парохода.

«В машинной команде работает четыре человека: я, электромеханик, второй механик и моторист. На старых судах подобного класса в машине работало более 10 людей. Все это заслуга высокого класса автоматизации. Самое трудное в экспедиции — разлука с домом. Как ни крути, все равно скучаешь. Но интересного тоже много. В прошлой экспедиции к нам, например, приходила медведица с подросшими медвежатами, а молодой медведь погрыз научное оборудование. Пришлось его отогнать судовым гудком», — делится впечатлениями от работы Константин Бируля.
Машинное отделение
Сердце любого судна или корабля — машинное отделение. Экскурсию по нему специально для «Корабел.ру» провел второй механик.

Первым делом расскажем про главный двигатель. На ЛСП «Северный полюс» это среднеоборотный нереверсивный дизельный двигатель с турбонадувом от Wartsila мощностью 4200 кВт.

Также судно располагает тремя вспомогательными дизель-генераторами от Wartsila мощностью 800 кВт и одним аварийным двигателем на 30 кВт. Для обогрева используется котельная установка из двух термальных котлов мощностью по 1500 кВт каждый.

Передача на ВРК Z-образная. Винт один, тянущий, поэтому смотрит в сторону носа, может вращаться на 360°. В отделении, где расположился агрегат, отвечающий за ВРК есть всё необходимое: основной шкаф управления, поворотный с тормозными резисторами, перевод на управление из машины. А если автоматика выйдет из строя, ВРК можно управлять даже вручную. Однако класс судна Ark 5 навряд ли позволит льдам нанести ему серьезный урон.
Также в машинном отделении помимо ключевых узлов можно найти и механическую мастерскую: оборудована точильным станком, сверлильным и токарно-ферезерным, сварочным аппаратом. Для небольшого ремонта самое то. В роли сварщика, кстати, выступает моторист.

Немного о происшествиях. В прошлом рейсе судно столкнулось с проблемой протечки термальных котлов, но общими усилиями поломка была локализована, а утечка тепла нейтрализована. Дежурить и следить за системой приходилось посменно. Однако в экспедиции всякое может случиться, и экипаж, как и ученые, всегда должны быть готовы встретиться лицом к лицу с трудностями и преодолеть их. А когда вернулись в Санкт-Петербург, уже встали на полный ремонт в Адмиралтейские верфи.
Всем в капитанскую рубку
Оборудование управления судном, со слов капитана ЛСП «Северный полюс» Сергея Дячкина, — стандартное, такое, которое можно встретить практически на любой выставке «НЕВА». Но есть и свои нюансы — много нового оборудования. Например, вместо стандартных гирокомпасов на судне установлены оптиковолоконные указатели, которые до этого ещё нигде не использовались, а дублирующие их компасы не обыкновенные, а спутниковые. Уникально для такого судна и наличие ВРК и одновременно необходимо, ведь во льдах нужна маневренность.

«Задача капитана — обеспечение безопасности экипажа, исследователей на льдине и вообще всех, кто находится на судне в экспедиции. Судно всем необходимым для этого располагает. Сейчас мы готовимся к отбытию, потом дойдем до выбранной точки и приступим к исполнению научных задач. Кстати, неверно говорить, что ЛСП вмерзает, так как технически мы просто вплотную швартуемся к льдине. Касательно длительности экспедиции: год вне цивилизации — стандартная история для арктической экспедиции. И, не сомневайтесь, люди сюда действительно отбираются. А любые недопонимания легко решает разговором», — рассказывает капитан ЛСП «Северный полюс» Сергей Дячкин.

Кстати, Сергей Александрович — первый капитан «Северного полюса», и вот теперь он вновь вернулся на судно. Пароход чувствует тонко и относится к нему, как к близкому человеку и считает, что это не «Он», а «Она». Также отмечает, что судно всегда надо хвалить. Возможно именно благодаря такому отношению и, конечно, многолетнему мастерству при переходе из Санкт-Петербурга в Мурманск удалось избежать шторма. Сергей Дячкин провёл судно между двумя циклонами и пришел в порт даже на день раньше.
Научная экспедиция «Северный полюс-42»
В тот момент, когда вы читаете эту статью, НЭС «Северный полюс» уже чуть более месяца находится в экспедиции (её открытие состоялось 30 сентября 2024 г. в точке с координатами 81°15’ с.ш. 141°15’ в.д.). На этот раз научная программа включает в себя более 50 различных проектов, направленных на изучение изменений природной среды Арктики и оценки степени уязвимости экосистем. Помимо этого анализируется геологическое строение дна Северного Ледовитого океана, а наши ученые определяют, есть ли какие-то предпосылки к дальнейшему уменьшению летнего ледяного покрова. Поможет им в этом современное оборудование, в том числе беспилотные аппараты.

Вернется в Мурманск ЛСП «Северный полюс» скорее всего весной 2026 г.
Задавала вопросы: Виктория Корабеловна
Подготовил текст: Петр Щеголихин





















