Шестого ноября со стапеля Балтийского завода сошел атомный ледокол проекта 22220 "Чукотка" – уже пятый в соответствующей серии:
Он же стал уже первым судном данного типа, спущенным на воду уже при новом руководстве АО "Объединенная Судостроительная Корпорация". Три таких ледокола – "Арктика", "Сибирь" и "Урал" – успешно работают на трассах Северного морского пути. Еще три: "Якутию", "Чукотку" и "Ленинград" (два первых уже на плаву) питерские корабелы достраивают ударными темпами. Ожидается, что все эти суда выйдут на арктические линии в 2026-2030гг. Контракт на постройку седьмого в серии ледокола "Сталинград" также уже подписан.
Давая свое разрешение на спуск "Чукотки", Президент России Владимир Путин подчеркнул, что от укрепления ледокольного флота напрямую зависит реализация планов по обустройству арктических территорий и наращиванию грузопотока на трассах Северного морского пути, а вся отечественная экономика должна развиваться на базе собственных технологий и прорывных научных решений.
Подобное заявление главы государства представляется не только конкретной установкой для российской промышленности в целом (и корабелам – в частности) на скорейшее избавление от импортозависимости, но и четким сигналом "Объединенному" Западу о готовности нашей страны наконец-то обрести реальный технико-технологический суверенитет.
Ледоколы России: взгляд с другой стороны
Очередное достижение российских корабелов стало объектом весьма оживленного обсуждения в западных масс-медиа. При этом особо отмечалась особая (60 МВт) мощность пропульсивного комплекса этого 173-метрового гиганта, его способность преодолевать почти трехметровый лед, а также значительный запас прочности, обеспечивающий возможность 40-летней (как минимум) эксплуатации в экстремальных арктических условиях.
Отраслевые же зарубежные эксперты сосредоточили свое внимание на уже достигнутых Россией успехах по освоению Северного морского пути – особенно в части, касающейся оживления двусторонних морских перевозок с Китаем. В частности, аналитики норвежского Центра логистики Крайнего Севера (Center for High North Logistics – CHNL) с января по конец сентября текущего года зафиксировали 79 транзитных рейсов по Севморпути транспортных судов различных типов, в ходе которых по нашей арктической морской магистрали было доставлено 2,38 млн тонн груза – главным образом (95%) в порты Поднебесной.
Достигнутый результат оценивается как исключительно успешный для летне-осенней навигации и теперь иностранные наблюдатели готовятся оценить результаты ее продолжения в зимне-весенний период, когда судам понадобится ледокольная проводка. При этом отраслевые специалисты напоминают, что согласно указанию Президента России Владимира Путина и сделанным ранее заявлениям российского руководства, с 2024 года навигация по Северному морскому пути должна стать круглогодичной.
Не забывают и наших планов увеличения общего грузопотока по Севморпути к 2030 году до 150 млн тонн, а также про то, что для достижения подобного результата России необходимо построить ледоколов и других судов ледового класса в суммарном количестве как минимум 50 единиц.
Учитывая последствия санкций для отечественного судостроения, их инициаторы по-прежнему не теряют надежды на то, что России может не хватить ледоколов, из-за чего превращение Северного морского пути в конкурентоспособную альтернативу Суэцкого канала может быть вынужденно отложено до начала явного всемирного потепления с бурным таянием арктических льдов – иными словами на весьма не определенный по длительности период.
В этой связи зарубежные комментаторы с оживлением восприняли растиражированное в масс-медиа (май 2024г) сообщение официальных российских источников о возможном переносе сроков ввода в эксплуатацию атомного ледокола пр.10510:
(фото)
Строительство судна ведется на дальневосточном ССК "Звезда" с 2020 года. Первоначально его передача заказчику (ФГУП "Росатомфлот") была запланирована на 2027г, но теперь ожидается не ранее 2030-го. Основными причинами столь существенной подвижки сроков "вправо" считаются задержка с поставками ключевых элементов для ядерной энергетической установки (ЯЭУ), а также значительное увеличение общей стоимости ледокола.
Комментируя эту новость, наши конкуренты подчеркивают особое значение "Лидера" для эффективного круглогодичного обеспечения перевозок по Северному морскому пути. При длине корпуса 209 м и общей мощности пропульсивного комплекса (два атомных реактора РИТМ-400) в 120 МВт он станет самым крупным и мощным ледоколом в мире, потеснив на этом почетном месте своих собратий пр. 22220. Отмечаются и уникальные "лидерские" способности – преодолевать лед даже 4-метровой толщины и развивать по чистой воде скорость до 22 узлов.
Пересматриваются плановые сроки вода в эксплуатацию и последующих судов серии. Так, вместо еще двух ледоколов пр.10510, которые предполагались к сдаче до 2033г, теперь ожидается лишь один – и только к 2035 году.
Иностранные наблюдатели сдержанно объясняют подобные изменения планов пополнения ледокольного флота "обновлением арктической стратегии" России и осторожно намекают на недостаток средств для финансирования ее полномасштабной реализации. Между тем, даже предварительный анализ законопроекта № 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" (внесенного на рассмотрение Госдумы 30 сентября) показывает, что "обновление" в данном случае отнюдь не означает сокращения планов освоения российской Арктики.
Деньги есть – ледоколы будут
Так, для осуществление Федерального проекта "Развитие Большого Северного морского пути" (в рамках Национального проекта "Эффективная транспортная система") на период 2025-27 гг предполагается выделить почти 175, 5 миллиардов рублей. Примечательно, что более трех четвертей этой суммы (ок. 133 млрд руб.) при этом планируется направить как раз на строительство ледоколов:
Плановые бюджетные расходы по направлениям / год | 2025 | 2026 | 2027 |
Федеральный проект "Развитие Большого Северного морского пути" | 55 277,6 | 63 692,1 | 56 479,4 |
Всего на строительство судов | 49 242,5 | 43 497,2 | 41 075,7 |
Строительство головного атомного ледокола проекта "Лидер" | 32 723,5 | 30 326,5 | 26 727,4 |
Строительство судна атомно-технологического обслуживания | 2 219,9 | 2 642,9 | 5 383,2 |
Строительство 6-го серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 | 5 491,4 | 5 475,1 | 6 134,5 |
Строительство 5-го серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 | 6 334,7 | 5 052,7 | 2 830,6 |
Строительство атомных ледоколов гражданского назначения | 2 473,0 | 0,0 | 0,0 |
Распределение средств на судостроение в рамках ФП "Развитие Большого Северного морского пути" / Данные: законопроект № 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Как видим, львиную долю ожидаемых бюджетных расходов на арктическое судостроение составляют средства для достройки головного ледокола "Лидер" – почти 90 млрд рублей. Не забыты и очередные суда пр.22220 (соответственно, "Чукотка" и "Ленинград") на сооружение которых в ближайшие три года будет выделено соответственно 14 и 17,1 млрд рублей.
Дополнительный интерес (в том числе и для иностранных экспертов) представляет отдельная бюджетная статья на строительство "атомных ледоколов гражданского и назначения", сама формулировка которой как бы намекает на весьма широкую степень "универсальности" более крупных ледоколов пр.10510 и 22220.
Так что судя по уровню финансового обеспечения, все находящиеся к настоящему времени в постройке ледоколы с ЯЭУ войдут в строй – пусть даже с некоторым отставанием от первоначального графика. Это вселяет осторожный оптимизм в отношении поступательного наращивания грузопотоков по Северному морскому пути – в плановых объемах и в плановые сроки.
Реализации этого благоприятного для отечественной экономики сценария тем более вероятна, что Россия в ближайшие годы планирует строить не только атомные ледоколы и не только на своих собственных верфях.
Друзья помогут…
Ранее Korabel.ru неоднократно писал о возможном сотрудничестве России в области судостроения с целым рядом дружественных стран. Одно из первых мест в перечне потенциальных партнеров занимала Индия, обладающая значительным судостроительным потенциалом и готовая его использовать для достижения баланса в двусторонней торговле с Россией.
И вот давно ожидаемое свершилось – в середине октября индийские медиа сообщили, что правительство республики ведет переговоры с руководством двух верфей об участии в строительстве четырех конвенциональных (неядерных) ледоколов для Северного морского пути.
По предварительным данным, общая стоимость контракта оценивается в $713 млн, что косвенно свидетельствует как о сравнительно скромных размерах будущих судов, так и выгодных (как для России, так и для Индии) условиях размещения заказа.
Конкретные индийские предприятия, выбранные для участия в проекте пока не называются. Известно только, что речь идет об одной государственной и одной частной верфи, на которых уже успели побывать экспертные делегации от госкорпорации "Росатом".
Также пока на обнародованы технические характеристики ледоколов – сообщается лишь о создании рабочей группы из российских и индийских корабелов, а также о том, что суда войдут в состав "Росатомфлота" для эксплуатации именно на трассах Севморпути. В дополнение к этому индийским судоводителям предлагается дополнительное обучение по особенностям плавания в арктических водах.
Комментируя эти события, зарубежные наблюдатели говорят о "естественности" подобного выбора России и (с некоторой завистью) – о перспективах, которые открываются перед Индией благодаря активному участию в освоении возможностей Северного морского пути, куда компаниям из присоединившихся к санкциям государств входа нет.
Однако не имея реальной возможности помешать России осваивать ее собственный сектор Арктики, эти страны объединяют усилия для усиления своих позиций в пределах доступных им приполярных регионов.
… не партнеры – не догонят?
Знаковое в этой области "мирное" событие произошло 11 июля этого года в Вашингтоне и, по иронии судьбы, оказалось приуроченным к празднованию 75-й годовщины НАТО. Представители Соединенных Штатов, Канады и… Финляндии подписали так называемый "ледяной" (ICE – Icebreaker Collaboration Effort) пакт о совместном строительстве "лучших в классе" арктических и полярных ледоколов, а также других судов для обеспечения плавания в регионе.
Заключенный пакт предусматривает сооружение до 90 ледоколов и ледокольных (усиленного ледового класса?) судов. При этом Канада планирует построить два "полярных" ледокола в Ванкувере и еще шесть – на верфях в Квебеке:
США же намерены возродить свой "антикварный" (по собственным оценкам) ледокольный флот, состав которого к настоящему времени сократился до… единственного "тяжелого" ледокола, спущенного на воду в 1976 году. При этом американские корабелы искренне жалуются на утерю опыта сооружения подобных судов, что и объясняет необходимость привлечение к проекту Финляндии – вернее, вполне конкретной финской верфи Helsinki Shipyard (бывшая Arctech Helsinki Shipyard).
До сравнительно недавнего времени это предприятие принадлежало российскому собственнику и обладает многолетним опытом строительства ледоколов по российским же заказам. Теперь все эти благоприобретенные (в том числе и за счет отечественного бюджета) "компетенции" финских корабелов будут использованы для создания судов, призванных обеспечить "сдерживание" России в Арктике.
…а Korabel.ru (как обычно) будет внимательно следить за ходом "ледокольных гонок" в Арктике и подробно рассказывать обо всем своим читателям.