Ровно пять лет назад Россия Федеральным законом от 10.07. 2001 года N 88-ФЗ ратифицировала конвенцию Международной организации труда N 179 "О найме и трудоустройстве моряков".
Тем самым наше государство, помимо прочего обязалось " :посредством национального законодательства или применимых нормативно-правовых актов обеспечивать, чтобы на моряков не возлагалась прямо или косвенно оплата полностью или частично каких-либо сборов или иных издержек в связи с их наймом или предоставлением работы; в связи с этим оплата за прохождение предусмотренного национальным законодательством медицинского освидетельствования, выдачу свидетельств, личных проездных документов и национального паспорта моряка не считается "сборами или иными издержками в связи с наймом". (Статья 4 п.1 п.п. А)
В силу статьи 15 Конституции РФ (ч. 4) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.
В практической плоскости отсюда моряку важно знать следующее:
- Если крюинговая (или иная) компания требует плату за трудоустройство с моряка, а не с работодателя, то моряк рискует в данном случае быть обманутым, поскольку у этой компании отсутствуют устоявшиеся связи с добропорядочными судовладельцами, намеренными соблюдать закон и, соответственно, своевременно выплачивать моряку заработную плату. Это, согласитесь, основное для работника.
- Если у крюинговой (или иной) компании нет лицензии на трудоустройство моряка, как и добровольной сертификации на соответствие их услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям, то, скорее всего, это компания-временщик, через которую трудоустраиваться достаточно рискованно.
- Наконец, если моряку крюинговая (или иная) компания обещает "золотые горы", но при этом предварительно требует от него оплатить их услуги, то это сразу моряка должно насторожить, поскольку это самый распространенный способ обмана. Однако этот способ продолжает действовать, несмотря на многочисленные скандалы и отрицательные примеры, освещаемые СМИ.
Самый яркий пример рабского труда моряков за их же деньги - это случай с рыбаками судна "Сардинелла". Мало того что моряки заплатили по 200 долларов за их "трудоустройство", сами оплатили свой проезд в Африку, но еще и без оплаты несколько месяцев были рабами судовладельца (работодателя).
Все организации Российского профессионального союза моряков постоянно ведут работу по разъяснению и, в случае необходимости, по оказанию помощи морякам при их трудоустройстве через крюинговые компании.
Моряков - членов профсоюза постоянно информируют о проблемных компаниях и им разъясняют возможные неблагоприятные последствия устройства на работу без консультаций с профсоюзом.
В результате этой работы сведены к минимуму неблагоприятные последствия для членов профсоюза, что, к сожалению, нельзя сказать о моряках, не являющихся членами РПСМ.
Неоднократно профсоюз информировал правоохранительные и иные государственные органы об организациях, незаконно взимающих деньги с моряков за их трудоустройство.
Отрадно, что правоохранительные органы в настоящее время стали больше уделять внимания этой действительно существующей проблеме. Так недавно мы получили сообщение из Архангельского линейного отдела внутренних дел о направлении в суд уголовного дела в отношении руководителя ООО "АМФА", трудоустраивающего моряков на суда за деньги.
Характерно, что наш профсоюз несколько раз в судебном порядке выступал в защиту моряков как работавших на АМФА, так и трудоустроенных с ее помощью. Каждый раз моряки оказывались обманутыми и им не выплачивалась заработная плата.
РПСМ продолжает свою работу как по информированию членов профсоюза об опасности трудоустройства через сомнительные фирмы (в профсоюзе есть список всех российских крюинговых агентств, соответствующих всем требуемым параметрам), так и путем обращения во властные структуры с сообщениями о недобросовестных действиях таких фирм.
А. Красноштан, председатель Совета Северной РО РПСМ .