реклама
Материалы из журнала
Материалы из журнала
Материалы из журнала "www.Коrаbеl.ru", опубликованные в печатной версии издания

Конструкторскому бюро по проектированию судов "Вымпел" - 85 лет

0 599 4 мин
ОАО КБ "Вымпел", одно из старейших проектно-конструкторских бюро России, в год 70-летия Великой Победы празднует свой 85-летний юбилей как самостоятельной организации, получившей в 1930г. наименование "Речсудопроект". История становления и развития КБ неразрывно связана с историей страны.
За 11 предвоенных лет штат бюро увеличился с 30 до 250 человек, а в техническом плане прошел путь от проектирования несамоходных барж до трехпалубного пассажирского судна "Комсомол Урала" с турбоэлектрической гребной установкой, а для ВМФ – больших охотников за подводными лодками пр.122.

В годы войны по 70 проектам КБ было построено более 3000 объектов судостроительной техники. Эта напряженная работа для нужд фронта дала в тоже время мощный толчок в развитии КБ как многопрофильного проектанта.

В послевоенные годы деятельность КБ, как и во всей стране, была направлена на восстановление народного хозяйства. Появление в 50-60 годы искусственных морей-водохранилищ, изменивших условия плавания, сделало необходимым строительство принципиально новых типов речных судов. Достижением того времени можно назвать создание крупнотоннажного теплохода "Волга-Дон", мелкосидящих морских сухогрузных судов и танкеров, судов баржебуксирного флота. Создание судов смешанного река-море плавания, обеспечивающих бесперевалочные перевозки грузов из речных портов магистральных рек в морские районы являлось ещё одним направлением деятельности КБ. К числу традиционно проектируемых КБ судов относились железнодорожные и автомобильно-пассажирские паромы. Были созданы паромы для Керченской переправы, для Каспия - паромы типа "Советский Азербайджан", Сахалинская паромная переправа обслуживалась ледокольными паромами типа "Сахалин".

Большой пласт работы - это создание вспомогательных судов для ВМФ различного назначения – морские транспорты, танкеры, плавбазы подводных лодок, краны-погрузчики ракетного оружия, суда безобмоточного размагничивания и др. С появлением ядерной энергетики появилась необходимость в судах атомно-технологического обеспечения. Для инженерных войск Министерства обороны были созданы мостопереправочные средства, понтонные парки различных типов.

В 60-80 годы 16 сотрудников КБ были удостоены Государственных премий, более 120 человек награждены орденами и медалями СССР. В 1977 г за большие заслуги в создании современных судов для народного хозяйства страны КБ было награждено Орденом Трудового Красного Знамени. К 1990г. в КБ трудилось 919 человек.

В сложные 90-е годы прошлого века КБ "Вымпел" выстояло, сохранило свой конструкторский состав, перевооружилось средствами автоматизированного проектирования, получило навык взаимодействия с иностранными проектными организациями Финляндии и Германии, выступая, как соисполнитель работ по проектированию таких сложных судов как морские круизные суда и паромы, приобрело опыт работы с иностранными классификационными обществами. Бюро, одним из первых в стране и отрасли пришло к пониманию того, что в процессе создания проекта необходимо разрабатывать 3D модель судна. Были закуплены лицензии на САПР TRIBON и сертификаты на рабочие места. В последующие годы возможности КБ были расширены за счет внедрения Aveva Marine и Nupas Cadmatic, обеспечивающих параллельную разработку трёхмерной модели судна в режиме реального времени во всех судовых специализациях.

Сегодня КБ "Вымпел" - это многопрофильное проектное бюро, оснащенное современными информационными технологиями 3D проектирования для создания проектов судов широкой номенклатуры. Коллектив высококвалифицированных специалистов численностью около 400 человек ведет работы на всех стадиях создания судна: от разработки концептуального проекта до технического сопровождения строительства на заводах. Собственная станция испытаний моделей судов с гидродинамическим бассейном позволяет выполнять поисковые работы с высоким качеством.

КБ работает в последние годы на рынке сложных, высокооснащенных, энергонасыщенных судов для обеспечения, в том числе, шельфовых работ в арктических условиях. Для этого нарабатывались компетенции во взаимодействии с крупнейшими научными центрами, нефтедобывающими и эксплуатирующими суда компаниями.

Серьезным шагом в современном развитии КБ стали работы по ледокольной тематике. Участие в создании дизель-электрических ледоколов проекта 21900М на Выборгском судостроительном заводе, ледокола 22600 на Балтийском заводе, ледокола 21180 на Адмиралтейских верфях расширило компетенции КБ в этой области. Работы КБ по федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники" по разработке концептуальных проектов научно-исследовательского ледокола пр.00901, многофункционального арктического ледокольного судна-снабженца пр.00801 также позволила значительно расширить знания сотрудников в этой области и реализовать новые инженерные решения.

Новые знания в полной мере применялись при проектировании судов для ВМФ. В начале 2000 годов во взаимодействии с ГУНИО , 1 ЦНИИ МО были определены потребности флота в создании гидрографических судов. В соответствии с требованиями заказчика, были разработаны проекты малого гидрографического судна пр. 19910 и большого гидрографического катера пр. 19920. Оба проекта пошли в серию. Сейчас проект 19910 проходит стадию глубокой модернизации. Серийно строится и катер связи 1388НЗ, надежно обеспечивающий специфические потребности флота. Серьёзной проверкой для КБ стали проектные работы по модернизации большого морского сухогрузного транспорта пр.550 "Яуза". Привести сложное, 30-летнее судно, выполняющего задачи по доставке грузов, в том числе особых, на архипелаг Новая Земля, к требованиям сегодняшнего дня и по вопросам безопасности доставки грузов, обитаемости, энерговооруженности и всему остальному спектру требований Регистра и заказчика, оказалось непросто. В мае этого года приемный акт на судно подписан.

Планово идет пополнение судов Управления аварийно-спасательных работ ВМФ. Серийно строящиеся на нескольких заводах водолазные катера пр. 14157 уверенно идут на замену уходящим катерам "Фламинго".

Модернизированные буксиры 745 МБ и МБС выполняют свои задачи на Северном и Балтийском флоте, морской буксир пр.22030 в 2014 г. был передан морякам-тихоокеанцам. Эксплуатирующие органы отмечают отличное качество проекта спасательного буксирного судна пр.22870. Головное судно несет службу на Каспийской флотилии, на первом серийном для Черноморского флота (ЧФ), в июне поднят Андреевский флаг. На ЧФ поступают и противодиверсионные катера пр.21980 "Грачонок". С ноября 2009 г., когда был подписан приемный акт головного катера, их сдано флоту ещё 9, они служат на БФ, ЧФ, КФл и ТОФ. Серия продолжает строиться на 3 заводах и обещает быть длинной, объяснением этому служат качественное выполнение учебно-боевых задач и отличные отзывы экипажей катеров.

В настоящее время на 13 различных судостроительных заводах страны, расположенных от Северодвинска до Находки, по 12 проектам КБ ведется строительство судов и плавучих сооружений. Это неоспоримое доказательство востребованности инженерных возможностей конструкторов ОАО КБ "Вымпел" в год его 85-летия .


 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ принял участие в мероприятии "Мост между континентами"
09:20 , 09 Мая 2024 / пресс-релизы