Треартекс, ООО

Какие ткани любят теплоходы? Конечно же, безопасные…

Сегодня в гостях у нашей редакции «Корабел.ру» основатель и владелец брендов трудновоспламеняемых тканей Treartex и «Русинтекс» Елена Гильманова. Компании «ТК Треартекс» недавно исполнилось 23 года, и морской блогер Виктория Корабеловна решила, что пора разузнать секрет создания трудновоспламеняемых тканей без пропитки для судов и кораблей, а также расспросить Елену Альфисовну об актуальной обстановке на производстве.

Скачать февральский номер журнала «Корабел.ру» #5(73) 2025 г. можно по ссылке

Беседовала: Виктория Корабеловна
Подготовил текст: Петр Щеголихин

В огне не горят: серьезный разговор о судовых тканях / Фото: Корабел.Ру
Смотрите видеосюжет: «В огне не горят: серьезный разговор о судовых тканях» / Фото: Корабел. Ру

А перед началом интервью небольшая историческая справка. Компания «Треартекс» была создана в 2002 г. в качестве представителя немецкого текстильного концерна Schmitz-Werke и поначалу занималась поставками его продукции. В 2003 г. «ТК Треартекс» отметилась первым крупным объектом — гостиницей «Юбилейная», где были использованы трудновоспламеняемые ткани из модифицированного полиэфирного волокна. В 2004 г. предприятие получило премию «Хрустальная ладья» как лучший партнер, способствующий развитию инновационного прогресса. В 2007 г. «ТК Треартекс» расширяет выпускаемую номенклатуру и создает собственную библиотеку тканей под брендом Treartex. В 2014 г. компания получает мировое признание и становится эксклюзивным представителем бельгийского бренда дизайнерских трудновоспламеняемых тканей FR-One в России. В 2021 году, в рамках реализации программы по импортозамещению, компания начинает отработку производства в России тканей из модифицированного полиэфирного волокна под брендом «Русинтекс». В 2024 г. выходит на регулярное поддержание на складах более 200 км тканей различных цветов и фактур, в том числе и собственного российского производства. На сегодняшний день ООО «ТК Треартекс» насчитывает 45 сотрудников и работает в тесной связке с ООО «ТК Иннотек» (производственная площадка), где трудятся 12 человек, 5 из которых — профессиональные технологи, кандидаты технических наук и выходцы Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина.

– Дорогие читатели, представляю вам человека, которого вы заочно все знаете, так как именно Елена Альфисовна спроектировала и выпустила мою юбку из трудновоспламеняемой ткани.

– Всех приветствую. Так и было. Как-то раз мы встретились на Международном военно-морском салоне, и Виктория сказала, что ей пора обновить ее прекрасную юбку от Benetton Group. Отсканировали дизайн, отдали его в Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина, подключили студентов и преподавателей к работе, и на свет появилась новая пожаробезопасная юбка с любимым изображением. Теперь Виктория может не бояться посещать горячие места на судах, кораблях и производствах. А сейчасв редакции «Корабел.ру» уже есть и подушка с фирменным дизайном из тех же материалов.

– А почему юбка не горит?

– Она сделана из специальных нитей, разработанных более 80 лет назад немецким концерном Trevira GmbH. Полиэфирные волокна не горят, а тлеют, тем самым не позволяя распространяться пламени. Скоро, кстати, выйдет новый ГОСТ, который, скорее всего, запретит пропитывать ткани или, как минимум, ужесточит контроль за подтверждением свойств пожарной безопасности ткани с пропиткой на протяжении всего срока эксплуатации. Мы этого ждем, потому что даже хорошо пропитанная ткань после нескольких стирок теряет свои пожаробезопасные свойства. Секрет же полиэфирных волокон в самой химической формуле нитей, где кислород, поддерживающий горение, заменен на фосфор, который способствует затуханию огня. При этом суть не в том, что «все сгорит, а ткани останутся», а в том, что не произойдет первоначального распространения огня. И, соответственно, будет время для эвакуации или ликвидации очага возгорания.

– У себя дома тоже используете трудновоспламеняемые ткани?

– Конечно. В одном интерьерном журнале даже опубликовали статью про мою квартиру, так как мне нравится, когда есть идея в дизайне. У меня планеты — на потолке, кухня в виде розового рассвета, который виден из иллюминатора МКС. И абсолютно все: мягкая мебель, шторы, изголовье кровати, матрасы, изголовье детское — сделаны с использованием тканей «Треартекс» и огнеблокирующего нетканого материала.

Сейчас как раз для тех, кто будет смотреть видеоинтервью, покажем, как мебельный элемент с пожаробезопасными материалами сопротивляется огню, а для тех, кто будет читать, расскажем. Вот, смотрите, огонь лишь оплавляет ткань, далее идет специальный огнеблокирующий нетканый материал тоже нашего российского производства, и поэтому дальше пламя не проходит, а поролон, являющийся структурной частью почти любой мягкой мебели, не воспламеняется. И это очень важно, ведь обычно во время пожара люди не сгорают, а задыхаются. Хватает двух-трех вдохов токсичных газов от горящего ППУ, чтобы человек угорел. Смотрите, даже пожарная сигнализация в помещении не сработала. Запаха едкого нет.

– Давайте перечислим суда, на которых уже есть ваши ткани.

– Первые ткани для судостроения со всеми разрешающими документами мы привезли в 2005 году. Начали с военно-морского флота и авианосца «Викрамадитья», строящегося для Индии на «Севмаше». У них тогда на выбор было всего 6 цветов, а мы им предложили палитру немецких тканей из 25 цветов. Они даже искренне удивились такому выбору. Это был наш первый проект.

Лайнер "Принцесса Анабелла" зашел в Великий Новгород / Фото: Минтранс Новгородской области
Лайнер «Принцесса Анабелла» / Фото: Минтранс Новгородской области

Оснащали материалами известный проект 955 «Борей». В фильме «Царь-лодка» корреспондент пытается поджечь горелкой именно нашу шторку. До сих пор испытываю гордость. Развивались, двигались вперед, и, конечно, стали появляться и гражданские заказы. Один из моих любимых — круизный теплоход «Александра», принадлежащий компании «Донинтурфлот». Я сама на нем путешествовала в прошлом году с семьей, и мы сняли отличный фильм про наши ткани. Были поставщиками для теплохода «Принцесса Анабелла»: очень интересный кейс, так как на этом судне мы впервые применили сублимационную печать на наших трудновоспламеняемых основах (еще до твоей юбки). Дизайнер компании выбрал стиль, а мы его реализовали. Очень гармонично получилось.

Если говорить о сегодняшних днях, то мы являемся поставщиками трудновоспламеняемых тканей для строящихся теплоходов «Николай Жарков» и «Михаил Жванецкий» на «Красном Сормове» проекта 00840 типа «Карелия». Там будет представлена большая палитра дизайнерских тканей.

теплоход "Николай Жарков" / Фото: пресс-служба
Проект 00840 типа «Карелия» / Фото: пресс-служба «ВодоходЪ»

– А для какой именно мебели будут использоваться ваши ткани на «Карелии»?

– Пожаробезопасные ткани обычно применяются для обивки мягкой мебели, производства штор, в декоре, например, для каких-нибудь маленьких подушек, покрывал и саше.

– Расскажите про пассажирские суда «Соталия» и «Иния».

– На «Соталии» применялась французская искусственная кожа. Однако мы благодаря производственной площадке «ТК Иннотек» уже импортозаместили этот продукт, и его можно встретить на «Мойке 2.0». Также кожа цвета кофе с молоком будет использована на строящихся судах для Архангельской области проекта РЕГК.126. Это важные пассажирские суда, которые обеспечат жителям круглогодичный доступ к островной части области. Так что следующее судно проекта 03850 спокойно может использовать нашу разработку. На это ушло полтора года. Вот, можете посмотреть на фотографии, какая красивая коллекция получилась. А буквально в конце лета вышла в свет новая карточка с модными образцами рыжего цвета.

СРЗ "Красная Кузница" строит пассажирские суда проекта РЕГК.126 / Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области
СРЗ «Красная Кузница» строит пассажирские суда проекта РЕГК.126 / Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области

«Иния» — первый проект с российским шениллом нашего производства. Шенилл — это ворсовая ткань, которая не позволяет грязи проникать в структуру ткани. Ее очень любили использовать на ЦС «Звездочка» для чехлов. На российских железных дорогах она в ходу. Но, что интересно, в судостроении — мода все-таки на рогожку гладкой текстуры.

Строительство судна "Иния" / Фото: телеграм-канал АО
«Иния» / Фото: телеграм-канал АО «ОСК»

На суда попали благодаря тому, что сотрудничаем с предприятием ОСК АО «НИПТБ «Онега». Они разработали проекты, мы предоставили свои ткани. Наша совместная деятельность началась еще в середине 2000-х годов, когда перед нами поставили задачу сделать качественный матрас для подводного флота. Пять лет ушло у нас на создание НИОКРа. Матрас получился замечательный: не горит, не тонет, военные очень хвалят и благодарят. На нем была применена европейская мембранная технология, которая также полностью на сегодняшний день заменена: вместо отдельной мембраны мы наносим трудновоспламеняемую дышащую мембрану на наш огнеблокирующий нетканый материал Иннотекс. Такой матрас не только не горит, но и не пропускает внутрь влагу, которая может образоваться во время транспортировки при хранении в полиэтилене.

Пассажирское и круизное судно проекта 03850 "Соталия" / Фото: Корабел.Ру
Пассажирское и круизное судно проекта 03850 «Соталия» / Фото: Корабел. Ру

– А для «рыбаков» что-нибудь поставляете?

– Те самые матрасы с независимыми пружинами, которые были созданы по инициативе и техническому сопровождению компании «ОСК-Интерьер». Единственное, на рыболовецкое судно уже нужны матрасы высотой более 20 сантиметров с независимыми пружинами, чтобы человек мог на нем комфортно разместиться даже во время качки и как следует выспаться.

– Как говорится, рыбак — дважды моряк. Не зря же они строят суда с комфортом уровня отелей. Работа у них действительно тяжелая.

– Была интересная ситуация на Адмиралтейских верфях, когда заказчик посмотрел на чехлы для матрасов и поинтересовался у нас, почему чехол не такого же современного и красивого дизайна, как дома. Хотим в цветочек. Пришлось исполнять желание. Все-таки уют — это важно.

Катамаран "Форт Кроншлот" около "Острова фортов" / Фото: Корабел.Ру
Проект «Котлин» / Фото: Корабел. Ру

– Продвигается ли ваша работа по катамаранам проекта «Соммерс» и «Котлин» для компании «Нева Тревел»?

– На новых судах проекта уже будут представлены наши ткани. Также, для большей долговечности и легкого ухода за креслами в ресторанной зоне катамаранов, мы применили мембранную технологию, нанеся мембрану на изнаночную сторону. Это позволяет защищать наполнитель от загрязнений и продлевает срок службы мебели, тем более в условиях речных и морских прогулок. Работаем в связке с Maritime Montering Group. Цвет — тиффани. Сейчас очень модный. Электрический пассажирский поезд «Иволга» скоро выйдет с подголовниками такого цвета.

Кресла на открытой палубе / Фото: Корабел.Ру
Кресла на открытой палубе / Фото: Корабел. Ру

– Ваш якорный проект.

– Бутик-отель «Хоромы» в г. Таруса Калужской области, открывшийся этим летом в историческом здании, где каждый из десяти номеров посвящен той творческой личности, которая жила значимый период жизни в этом городе. Номера посвящены Белле Ахмадулиной, Марине Цветаевой, Константину Паустовскому, Святославу Рихтеру и, конечно же, Николаю Ракицкому, с дома и сада которого и началась история создания отеля «Хоромы». Мало того, что каждую комнату проектировал отдельный именитый интерьерный дизайнер, для штор, мягкой мебели и текстильного декора использовались наши трудновоспламеняемые ткани с печатью авторских принтов Vestale Impression из архивов Эрмитажа, Морозовской и Трехгорной мануфактур.

– Расскажите подробнее о вашей производственной площадке «ТК Иннотек» и предстоящей работе по новой коллекции.

– Производственная площадка «ТК Иннотек» была основана в 2021 году. Видимо, интуиция нам подсказала, что нужно отработать в России технологию производства тканей из полиэфирных нитей. И только спустя три года мы достигли результата. Это я к тому, сколько уходит времени на создание и отработку новой технологии в России. Собственно, именно по этому поводу мы обращались в Минпромторг за помощью для выделения грантов под НИОКРы. Теперь надеемся, что вскоре будем говорить о гранте для создания такой же большой коллекции, как наша европейская с общим количеством артикулов порядка 1400. Для этого нам требуется создать готовые фактуры из двухцветных нитей (их очень любят судостроители): минимум — 300−500 метров для каждого цвета. Объем инвестиций составит порядка 75 миллионов рублей. Пока что судовая коллекция насчитывает всего восемь артикулов.

30 июля на Вологодском текстильном комбинате запустили производство мебельного шенилла «Русинтекс» для проекта «Красная стрела». Так что скоро интерьер фирменного поезда на линии Москва — Санкт-Петербург будет уже в российских тканях. Недавно для авиакомпании «Россия» разработали специальные жаккардовые портьерные ткани для разделительных шторок, которые в скором времени можно будет увидеть в серийном пассажирском самолете Sukhoi Superjet. На разработку ушло полтора года.

Кстати, шторки очень любят закупать для кораблей военно-морского флота. И в каюте применяют, и для иллюминаторов. А технология создания шторных тканей даже немножко проще, чем создание дизайнерской фактуры мебельной рогожки. Ткем белую основу, сразу около 5 километров, окрашиваем в нужный цвет. Готово.

– Есть ли какие-то еще ожидания от компании со стороны заказчиков?

– От нас все ждут коллекции ковролина. На данный момент у нас уже есть готовые образцы, пока что это только петлевой ковролин, который произведен на фабрике в Калининграде, однако весьма качественный. А другого мы и не делаем. Пришел к нам из авиации. Уже отработан химический состав для прохождения всех норм для применения на железнодорожном транспорте и судах под класс РС.

Что могу сказать? Складская коллекция пока что будет поддерживаться в коричневом и сером цветах. Очень понравились наши образцы бежевого и синего цветов одному конструкторскому бюро, готовы применить ее для военных кораблей. Продолжаем работать в этом направлении, и, как только все будет готово, начнем делать образцы, представлять коллекцию.

– Ткани «ТК Треартекс» используются в разных отраслях. Какой процент в компании занимает сегмент судостроения?

– Основной объем поставок приходится на железнодорожный транспорт и гостиничный бизнес. Судостроение в компании сегодня занимает 15%, однако мы хотим вернуть себе часть рынка, а именно, возобновить поставки на подводные лодки. Для этого нужно создать трудногорючую ткань, которая делается из арамидных нитей. Пока мы соткали только черную. Теперь стоит задача, как окрасить нить, как окрасить нить, а также, как сделать и красиво, и качественно. А, как я уже говорила, любое качество — это объемы.

Думаю, создав коллекцию хотя бы из трех цветов, мы уже сможем предложить что-то интересное для подводного флота. Также отмечу нашу работу по импортозамещению. Сегодня 55% трудновоспламеняемых тканей из судовой коллекции уже замещено нашей продукцией.

– Как-то взаимодействуете с постановлением № 719?

– Да, а также с постановлением № 1875 о национальном режиме закупок, который четко определяет, что если продукция производится в России, то в силу вступает запрет на покупку аналогичной за рубежом. А все наши ткани внесены в реестр промышленной продукции Минпромторга.

– У вас никогда не было желания вступить в коллаборацию с какой-нибудь компанией, поставляющей оборудование для пожаротушения?

– Почему бы и нет. Отличная идея. Буду рада новым, заинтересованным в пропаганде безопасности, компаниям в ассоциации «Безопасный интерьер». Я ее ведь и основала для того, чтобы объединить вместе тех, кто так или иначе связан с созданием интерьеров, и в то же время беспокоится о соблюдении требований пожарной безопасности. Ассоциация помогает всем, кто сталкивается с трудностями в области нормативных документов. Например, как-то раз помогли театру доказать проверяющим органам, что занавес из огнезащитного полиэфирного волокна не требует дополнительной пропитки.

– Еще раз про импортозамещение и про ваше обращение в РС.

– Да, есть проблематика, которая существует с Российским морским регистром. Когда РС выдает СТО на продукцию, ей присваивается российский флаг. Однако это не значит, что товар действительно российского производства. Иногда заказчик обманывается из-за этого. Мы же со своей стороны просто боремся с недобросовестной конкуренцией, потому что она тормозит развитие производства в России. Есть реальные случаи, когда под видом российского товара продается иностранный. С этим нужно разбираться системно.

– И все-таки хочется понять, как отличить хорошую ткань от плохой, российскую от зарубежной. Есть ли какой-то простой способ?

– Ну, наверное, самый простой способ — поджечь после нескольких стирок. Но еще можно проверить компанию по реестру Минпромторга, где будет написано, какая именно это ткань и производство, есть ли необходимые сертификаты, из каких материалов сделана. Нам нужна, как вы уже поняли, из огнезащитных полиэфирных нитей.

– И в завершение такой вопрос: как вы себя ощущаете, когда видите свою фотографию на обложке этого журнала?

– Прекрасно. На мой взгляд, действительно рабочий инструмент. Помню, как приезжала на заседание в Российский морской регистр судоходства и увидела на стойках издалека журнал «Корабел.ру» с Ильей Щербаковым. Отлично смотрится.

 

"ТК Треартекс", ООО
Москва
+7 (495) 780-77-04



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости