реклама
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Как выглядит атомный ветеран Арктики

В декабре 2019 года отечественный атомный ледокольный флот отмечает особенную дату - 60 лет со дня подписания акта о приеме в опытную эксплуатацию первого в мире гражданского судна с ядерной силовой установкой - атомного ледокола "Ленин". Именно он стал родоначальником новой эры в истории мирового судостроения. Сегодня вы узнаете, как выглядит атомный ледокол "Ленин".
1959 год стал точкой отсчета в судьбе "Ленина" - именно в этом году забилось его "атомное сердце". Начало второго послевоенного десятилетия было ознаменовано целой серией научно-технических прорывов мирового масштаба. Создание первой атомной подводной лодки и атомного ледокола по праву входит в число выдающихся достижений советской промышленности и науки наряду с запуском первого искусственного спутника Земли в 1957 году и первым пилотируемым полетом в космос в 1961 году. 
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

Решение о разработке первого в мире атомного ледокола, предназначенного для использования в Арктике, было принято в 1953 году.
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

Общее научное руководство проектом создания атомного ледокола осуществлял выдающийся физик-ядерщик академик Анатолий Александров, вместе с ним инициатором создания судовой ядерной энергетической установки стал основатель отечественной атомной энергетики академик Игорь Курчатов.
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

Архитектурно-компоновочные решения и дизайн помещений атомного ледокола "Ленин" были выполнены Архитектурно-художественным бюро Министерства транспортного машиностроения СССР.
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

Реализация столь сложного инженерно-технического проекта была поручена старейшему судостроительному предприятию страны – Адмиралтейскому заводу. Заложенный в августе 1956 года ледокол был построен в кратчайшие сроки и через 16 месяцев спущен на воду с опережением графика.
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

Над созданием "Ленина" работало сотни советских предприятий. Судовые турбины изготовил Кировский завод. Главные турбогенераторы - Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели - ленинградский завод "Электросила".
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

В качестве энергоисточника ледокола была установлена атомная паропроизводящая установка АППУ ОК-150. Это реакторная установка с петлевой компоновкой, т.е. основное оборудование контура располагалось в отдельных корпусах, соединенных между собой трубопроводами. Именно эта установка стала его болевой точкой и показала себя в деле не лучшим образом. Поэтому в 1967 году было принято решение о установке реактора ОК-900 нового поколения, и занялось этой работой северодвинское предприятие "Звездочка".
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

Выбор был не случаен, завод был знаком с ремонтом, переоборудованием и модернизацией подводных лодок с атомными энергетическими установками (АЭУ).
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру


Над заменой АЭУ в трехсменном режиме работали почти три года и количество работающих на судне доходило до 1000 человек. Итогом многомесячного напряженного труда накануне дня рождения В.И. Ленина стал физический пуск реакторов ледокола. После ходовых испытаний 20 июня 1970 года в Баренцевом море межведомственной комиссией на борту "Ленина" был подписан акт о приемке ледокола в эксплуатацию.
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных государств и стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР. Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль.
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

В июне 1971 года ледокол "Ленин" первым прошел севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом, была подготовлена экспедиция ледокола "Арктика" на Северный полюс в 1977 году. Его уникальные характеристики позволили вывести на новый уровень арктические маршруты и экспедиции, фактически заново открыть акваторию Северного морского пути для круглогодичной скоростной навигации.
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

Стоит отметить, что побывать на самом мощном ледоколе стремились многие иностранные делегации, его образ прочно вошел в культуру и вдохновлял художников, поэтов, литераторов, кинематографистов. И везде особо отмечалось, что ледокол "Ленин" – первое на планете атомное судно мирного назначения. 
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

"Ленин" был выведен из эксплуатации в 1989 году, тогда же законсервированы его атомные реакторы, демонтированы гребные винты и снят вертолет ледовой разведки. Чтобы сохранить уникальное судно от утилизации было приложено немало сил.
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

В 2000 году по инициативе капитана ледокола Бориса Соколова был создан Фонд поддержки атомного ледокола "Ленин", которому удалось скоординировать действия людей, видевших атомоход уникальным музеем. В 2005 году Комитетом по культуре и искусству Мурманской области ледокол поставлен под государственную охрану как объект культурного наследия.
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

Сейчас на ледоколе действует музей и информационный центр Росатома. В 2016 году ледокол стал объектом культурного наследия федерального значения, тогда же был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Ледокол ежегодно посещают тысячи туристов из России и из-за рубежа.
 
Атомный ледокол "Ленин" / Корабел.ру

Отечественные судостроители смогли поставить ядерную энергетику на службу своей отрасли. Объединив усилия, создали уникальный и не превзойденный никем атомный ледокольный флот. Благодаря ему наша страна остается пионером в реализации новых арктических проектов на десятилетия вперед. 

Материалы по теме:
Музей Севморзавода: история строительства "Витязя", "Очакова", "Потемкина"
Соловецкий морской музей и история Поморов
Экскурсия по десантному кораблю "Иван Грен"


 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
"ВНИИР-Прогресс" поставил электрооборудование для строящихся судов проекта 04710 "Соммерс"
21:11 / судостроение