Как интегрированная логистическая поддержка флота из опциональной функции превращается в обязательное требование современности

- A + Автор: Юлия Хазиева КомментарииПрочитано 1261 раз   |
В рамках прошедшего Военно-морского салона компания "Си Проект" представила ряд своих разработок в сфере интегрированной логистической поддержки для судов и кораблей. Среди таких решений - несколько видов программных комплексов, применяемых при эксплуатации. 

Мы побеседовали с Василием Анатольевичем Власовым - заместителем генерального директора ЗАО "Си Проект" о том, зачем нужны эти комплексы, будут ли они интересны судовладельцам гражданского флота и как это направление применимо к явлению цифровизации, о которой все говорят. 
 - Василий Анатольевич, для каких целей служат разрабатываемые компанией "Си Проект" программно-аппаратные комплексы?

 - Корабль — это же своего рода дом в море, в котором длительное время в отрыве от базы живет экипаж, работают механизмы.  Отрыв от большой земли диктует свои правила. И первое – техника должна быть исправна. Для этого ее необходимо правильно эксплуатировать, вовремя проводить технические осмотры, ремонты и так далее. С другой стороны, любая техника может выйти из строя. И в море ее нужно качественно и быстро отремонтировать. Значит, экипаж должен обладать соответствующими навыками и быть обеспеченным необходимыми материалами и инструментами. 
 
Василий Власов, конференция по ИЛП в рамках МВМС-2021 / Фото: "Си Проект", ЗАО

Как правило, это сложная управленческая задача, которая решается путем анализа самого технического средства и того, на что способны люди. Еще необходимо спрогнозировать разные форс-мажорные ситуации на корабле. Термин "Управление жизненным циклом" получил в последнее время широкое распространение, хотя понятие это существует столько же, сколько и сама техника. И хотя до настоящего времени учет ведется путем записей в журналы, формированием донесений, а обобщение информации, составлением планов и т.д. производится вручную, компьютерные технологии все больше проникают в повседневную жизнь военных и позволяют, обрабатывая значительно больший объем информации, принимать более проработанные и обоснованные решения.

 - Какие проекты уже были оснащены подобными комплексами?

 - Начиная с корвета проекта 20380, который строился на Северной верфи, наша компания устанавливала на новые корабли специальное ПО системы обеспечения эксплуатации и живучести. Позже "Си Проект" разработал более совершенные комплексы для флота. В частности, программно-аппаратный комплекс интегрированной поддержки эксплуатации Seascape уже стоит на многих подводных лодках и кораблях, которые строились в России в последнее десятилетие. 

В целом, за 17 лет нашей деятельности мы выполнили более 90 поставок, и еще около 40 проектов на сегодня находятся на стадии изготовления. 

 - Возникают ли проблемы при внедрении систем на корабли?

 - Мы поставляем свои системы как составную часть корабля (как насос или мебель). Но в отличие от материальных объектов, программные комплексы сначала создают, а потом дают пользоваться, чтобы доработать их до нужд конкретного пользователя. Но такой формат не предусмотрен существующим порядком заказа оборудования. Постепенно данная проблема решается совместными усилиями военных и промышленности.

Внедряя программные продукты, которые позволяют собирать информацию непосредственно с объектов, мы уже сегодня реализовали возможность передачи данных на берег, интеграцию всей информации в единый комплекс. Кроме того, предприятия, которые занимаются сервисным обслуживанием кораблей и судов, тоже могут получать эту информацию. Соответственно они могут планировать свою деятельность. В общем, снизу уже сформирован кластер (в нем сегодня порядка 80 кораблей), который способен вырасти в систему. Но для широкого распространения необходима поддержка сверху.  

 - Над чем сейчас работает "Си Проект"? 

 - Мы выделяем два актуальных направления. Во-первых, мы продолжаем совершенствовать имеющиеся решения. Так как речь идет о неких программных продуктах в составе больших многофункциональных комплексов, то, конечно, мы принимаем во внимание появление новых операционных систем и одновременное устаревание аппаратных средств. Поэтому идет постоянная доработка и поддержание функционала комплексов в соответствии с современными требованиями. 

А во-вторых, перед нами стоит еще и более глобальная задача: мы начали вести работу по формированию требований по интеграции всех ранее поставленных комплексов в некую общую систему, которая была бы, что называется, вертикально интегрированной и позволяла бы принимать решения с использованием информации на различных уровнях управления. 

Зачастую мы говорим про корабельные комплексы, которые устанавливаются непосредственно на борту. Но, на самом деле, решения принимаются на уровне всего флота - если мы говорим про ВМФ, то это уровень Министерства обороны. Дело в том, что все задействованные лица оперируют одной и той же информацией, только на разном уровне ее обработки. 

И то, что мы уже когда-то создавали и поставляли, на сегодня позволяет сформировать основу для такой глобальной системы. На первом шаге мы интегрируем те базы данных, которые были ранее наработаны. Дальше все это будет дополняться аналитическими модулями. В итоге будет создана глобальная система управления технической готовностью. 

Сейчас у нас есть поручение на уровне заместителя министра обороны, ведется проработка с главным командованием Военно-морского флота совместно с ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия". 

В общем, отвечая на ваш вопрос о нашей текущей деятельности, могу сказать, что мы ищем возможность не столько создавать что-то новое с нуля, сколько закрепиться на определенных направлениях в рамках возможностей коммерческой компании.

 - Сфера, которую вы представляете, постоянно развивается за счет появления новых информационных технологий. Так что, наверное, постоянные обновления и модернизации неизбежны...

 - Все эти направления в нашей стране развиваются уже в течение нескольких десятилетий, но, по сути, остаются новыми, не до конца доработанными в силу разных причин. При этом в различных отраслях эти вопросы проработаны в разной степени. 

Я бы сказал, что наиболее серьезное развитие наблюдается в авиации, а следом, наверное, уже можно говорить и о морском флоте; остальные подтягиваются с небольшим отрывом. То есть глобально вопросы интегрированной логистической поддержки так или иначе сейчас присутствуют практически во всех видах вооруженных сил и секторах промышленности. Рано или поздно, может быть, под другим термином, эти инструменты будут реализованы во всех сферах, где эксплуатируется сложная техника.

 - А в связи с чем авиация опережает? 

 - Многие вещи в этой отрасли, может быть, в силу того, что там очень сильна надзорная часть и, соответственно, нормативная база, быстрее обрабатываются. И это начиная от каких-то организационных моментов и заканчивая программно-техническими средствами. 

Кроме того, авиация чаще продается зарубежным заказчикам, чем корабли. А за рубежом эти направления стали нормой и даже требованием. Подобные системы позволяют понять стоимость владения закупаемой техникой, что необходимо предпринять, чтобы обеспечить ее исправность на длительный период времени, что необходимо сразу заказать и сколько это будет стоить. То есть это проработка всех вопросов, связанных с управлением жизненным циклом при принятии решения о закупке. У нас это несколько "размазано" по разным нормативным документам, а вот коллеги все это смогли сформировать в одно направление, назвав его "Интегрированная логистическая поддержка", выработали требования и предъявляют их ко всем поставщикам.

 - То есть это единые для всех требования?

 - По большому счету, да. Они базируются на нормах стран НАТО, но и не входящие в него государства, например, Индия и Бразилия, свои нормы формируют на их основе. Так что и у нас вынуждены этому следовать, чтобы можно было поставлять продукцию на экспорт. Ну и попутно все это внедряется и для техники, которая будет эксплуатироваться отечественным заказчиком. 

 - Зарубежные нормативы и наши, которые пока еще на стадии формирования, сильно разнятся? 

 - Нет, наоборот - они очень похожи. По сути, наши нормативные документы являются, некой адаптацией к российским реалиям. 

 - Я к тому, что если продукция пойдет на экспорт, не потребуется серьезных доработок под соответствие их требованиям? 

 - Нет. Все эти комплексы управления, с одной стороны, необходимы для определенных расчетов - формирования перечня ЗИП, списка потенциальных поставщиков, стоимости закупки оборудования на определенный период эксплуатации, срок, за который это все нужно заказывать и так далее. То есть это те вещи, которые западных покупателей интересуют в первую очередь. А сегодня это вызывает интерес и у наших заказчиков в лице Министерства обороны, поскольку это позволяет планировать бюджет не ежегодно и сиюминутно, а заранее и на длительную перспективу. В такой бюджет закладываются определенные средства, чтобы потом, в процессе принятия решений, без учета прогнозных оценок, не получалось внезапно так, что денег нет. 
 
На стенде "Си Проект" / Фото: "Си Проект", ЗАО

С другой стороны, есть элементы, которые устанавливаются непосредственно на корабль, для обеспечения конкретно потребностей экипажа. Именно это свойство позволяет в итоге выстроить, так скажем, пирамиду принятия решений, где на каждом уровне – каждое лицо принимает решение, получая нужную ему информацию. Допустим, в самом низу такой пирамиды будет информация о конкретном мероприятии, условно говоря - как обслужить двигатель. На следующем уровне - информация о том, сколько запчастей надо заказать на будущий год и сколько это будет стоить. На самом верхнем уровне – информация о том, сколько необходимо заложить средств в бюджете на то, чтобы обеспечить обслуживание техники, которая была ранее закуплена или планируется к закупке. И это сочетание позволяет обеспечивать то самое соответствие потребностей и возможностей организации.

 - Вы уже частично рассказали про модернизацию комплексов, но, как я поняла, это больше какие-то обновления, рядовые доработки. А есть ли какие-то более масштабные проекты, чтобы можно было сказать это "версия 2.0? 

 - Думаю, что об этом можно говорить как раз по теме внедрения аналитических модулей. Сейчас комплексы позволяют вести учет, предоставлять данные и в какой-то степени обеспечивать ту самую информационную поддержку на достаточно простом уровне. На данный момент мы ведем разработки новых функций именно по части анализа. 

На рынке присутствует потребность анализировать информацию и решать задачи прогнозирования. Например, сейчас мы обеспечиваем информацию по типу "что делать, если что-то произошло?", а должен подниматься вопрос "что делать, чтобы этого не произошло?". 

И мы движемся в этом направлении небольшими шагами. В рамках текущих поставок комплексов пытаемся что-то доделать, постепенно внедрять некие элементы. Однако, если мы говорим о Военно-Морском Флоте, здесь еще важно, чтобы заказчик сам понимал и формулировал свои потребности. Сейчас мы к этому идем и решаем этот вопрос совместно. 

 - У них получается формулировать свои запросы?

 - Дело в том, что все это не новое направление, скорее, новый термин и новая группировка проблем. И если обратится к судостроению, то можно утверждать, что в СССР такого рода вопросы тоже решались. Только тогда не было компьютеров, не было возможности анализировать так быстро большой объем данных. Но идеологически вопросы были такими же, и сейчас, по сути, идет реинкарнация на новом технологическом уровне. Меняются люди, меняются взгляды, появляются новые термины - например, "цифровизация". Создается и внедряется больше возможностей по сбору данных - не только в бумагах, но и посредством различных датчиков, систем управления и хранения данных. 

Поэтому, так или иначе, эти вопросы формулируются со стороны заказчика, база для них всегда была. Мы же, в свою очередь, предлагаем определенные решения. А дальше все это в рамках технических заданий включается в проект.

 - О комплексах мы говорим, по большей части, в контексте военного флота. А есть ли перспективы с точки зрения внедрения их на гражданские суда? 

 - Гражданский флот в плане технической эксплуатации – идентичен. Там нет оружия, но все технические средства у них те же. И задачи с точки зрения обеспечения материально-технической базы у них практически те же - восполнение затраченных ресурсов. 

Комплексы для гражданского флота могут отличаться дизайном и каким-то вспомогательным функционалом. Например, кто-то из поставщиков таких систем предлагает модуль для управления экипажами, кто-то предлагает модуль для судовладельцев.

Военные, как правило, заказывают комплексы "под ключ", что подразумевает внесение данных по оборудованию, экипажу, взаимосвязанные данные по ЗИП и так далее. И все это мы вносим на этапе разработки, вкупе это достаточно дорого выходит. Для военных это приемлемые затраты, а судовладелец не всякий потянет. Поэтому последние часто вносят данные самостоятельно, что подразумевает определенную разницу в функционале. 

У "Си проект" для этих целей был разработан инструментарий для создания базы данных. Его используют в том числе и наши специалисты, и бюро-проектанты, например. 

 - Есть ли заказчики из "гражданки", в том числе потенциальные? 

 - На самом деле, у нас на рынке не так много компаний, которые могут себе позволить такое оборудование, многих останавливает стоимость. Мы вели переговоры с рыболовецкими компаниями, но у них сейчас, как вы понимаете, в связи с необходимостью обновления флота приоритетны затраты именно на постройку, а вопросы закупки продуктов, которыми занимаемся мы, являются второстепенными. 

Вообще, многое зависит от заказчика - того самого судовладельца. Некоторые из них сейчас стали вписывать в требования к заводам, где ведется строительство судна, что верфь при сдаче должна подготовить информацию об объеме закупок ЗИП на ближайшие пять и более лет эксплуатации, а также составить план обслуживания на два и более года. И это пока не устоявшийся рынок, судоверфи не знают, что конкретно им нужно делать. И тогда они обращаются к нам, и мы, в первую очередь, предоставляем расчеты по стоимости такой услуги. Проблема в том, что, когда заводы брались за постройку, средства на это направление не закладывались. Конечно, это тоже "выходит в копеечку", так что пока верфи остаются, скажем так, в раздумьях. 
 
На стенде "Си Проект" / Фото: "Си Проект", ЗАО

Есть еще одно направление, которое касается не столько судов, сколько заводов. И пока это, опять же, в основном завязано на военной тематике - когда судостроительные заводы получают контракт по сервисному обслуживанию построенных у них кораблей. И в рамках этого контракта они должны делать то, что делают и военные - то есть прогнозировать состояние кораблей в период эксплуатации. Это включает обслуживание, своевременные закупки, выполнение работ и, что немаловажно, предъявление Министерству обороны данных о перечне работ - их объем и стоимость. 

Для реализации этих задач только заводских систем управления производством недостаточно, нужны еще системы, которые связывают само предприятие и тот объект, который оно обслуживают - то есть корабль или судно. Тут у нас есть определенные наработки со Средне-Невским судостроительным заводом. Как вы знаете, они внедряют технологии так называемой "Цифровой верфи", и наши специалисты ведут работы по автоматизации процессов сервисного обслуживания. По функционалу это очень похоже на бортовое программное обеспечение, но разница в том, что на судне это все приспособлено под один объект. На предприятии же мы формируем базу по целому ряду таких объектов - например, по всем судам конкретного проекта.  

 - Мне немного странно, что вы рассматривали в качестве потенциальных заказчиков рыболовецкие компании, а не такие крупные и богатые как "Совкомфлот", например. 

 - "Совкомфлот", Росморпорт и подобные организации зачастую заказывают суда не в России, соответственно им проще и системы устанавливать импортные. Со временем, я думаю, импортозамещение возьмет свое, но на данный момент у нас эта работа продвигается только на уровне коммерческих предложений. 

 - Что вы подразумеваете, когда говорите об экономической эффективности технической эксплуатации? 

 - При эксплуатации корабля или судна затраты структурируются по направлениям. К примеру, есть траты на экипаж. Причем этот пункт тоже можно разбить - на зарплаты, питание, спецодежду, обучение и так далее. Далее идут затраты на топливо, масла – то, что судно расходует в ходе эксплуатации. Отдельно идут траты на различные платежи при стоянке в порту и так далее. И также есть затраты на поддержание судна в исправном состоянии - то самое техническое обслуживание и ремонт оборудования, имеющего выявленные в процессе эксплуатации отказы и неисправности. И в данном случае мы рассматриваем эффективность затрат именно на это направление.  

Любое техническое средство рассчитано на определенные условия эксплуатации, в соответствии с которыми формируется комплект ЗИП – заказчик судна или корабля за него платит. И тут возникает вопрос о том, насколько ЗИП эффективен, ведь он может пролежать всю жизнь корабля в ящиках и так и не быть использованным, получается, деньги были потрачены зря. А может случиться и наоборот - нужных деталей будет не хватать, в самый неподходящий момент что-то выйдет из строя, отремонтировать будет нечем. В итоге - простой и убытки, а для боевого корабля - невыполнение задачи. 

Поэтому вопрос формирования комплекта ЗИП должен учитываться не просто в рамках критерия надежности, а с учетом всего возможного цикла эксплуатации корабля. Сюда включается, к примеру, периодичность обслуживания. Самый простой вариант - это следовать рекомендациям изготовителя и вести учет работ - условно, что заменили, в каком состоянии находились элементы и так далее. И на базе этого учета можно делать выводы, как нужно изменить рекомендованную систему обслуживания, чтобы сэкономить на покупке запчастей, на оплате сложных работ высококвалифицированных специалистов. Конечной задачей является формирование ресурсов с учетом модели эксплуатации конкретного корабля или судна, в итоге минимизировать затраты. 

 - Мы немного уже обсудили вопросы цифровизации. Если мы пока говорим в аспекте ВМФ, то, наверняка, при внедрении инструментов, военным будет важен вопрос кибербезопасности. 

 - Кибербезопасность в этом контексте подразумевает применение определенных стандартных и понятных мер, обеспечивающих предупреждение или недопущение проникновения в систему нежелательных лиц, исключение распространения информации. Военные, понятно, этим вопросам уделяют много внимания и, соответственно, мы, применяя набор существующих мер, эти вопросы закрываем. Это могут быть аппаратные средства, специальное программное обеспечение и так далее. 

 - Как вы считаете, что препятствует внедрению подобных информационных инструментов на флоте? Мы обсудили вопрос цены, может быть, есть еще какие-то моменты? 

 - В любом проблемном вопросе есть несколько взаимосвязанных направлений. Стоимость - это всегда обратная сторона трудоемкости, если мы говорим о промышленности. Одной из причин высокой стоимости систем для военных является то, что мы осуществляем весь объем работ по переводу информации с бумажного вида или из PDF в базу данных. Чтобы полноценно и беспрепятственно это реализовать необходимо по всей цепочке промышленности, которая причастна к строительству корабля или судна, обновить производство, внедрив необходимые технологии. Такая работа сейчас уже ведется, но, учитывая участие в создании корабля тысяч поставщиков, дело это не быстрое. 

К вопросу о том, почему это не очень интенсивно внедряется… Предприятия, они как люди - быстро привыкают к тому, что облегчает им жизнь. Взять к примеру, те же смартфоны. С одной стороны, это моментальные затраты, а с другой стороны, вклад в будущую экономию. Допустим, у военных есть определенная отработанная система учета, которую они не хотят менять из-за многочисленных изменений в самых разных сферах. 

Пример такого масштабного внедрения можно найти в нашей с вами повседневной жизни - портал "Госуслуги". Я предполагаю, что во всю эту историю были вложены очень большие деньги. Министерство обороны, наверное, пока не совсем готово к таким глобальным изменениям. Есть какие-то отдельные работы, например, по контролю учета топлива. Но все это очень медленно внедряется. В итоге мы сталкиваемся с таким тезисом, мол, мы и так ведем учет, а вы заставляете нас делать такую же работу, но в другом формате, тем самым ее удваивая.

Эту проблему могло бы решить внедрение элементов, как в системе "Умный дом" - то есть повсеместное внедрение разных датчиков, чтобы вся информация, которую сейчас человек записывает ручкой в журнал или вбивает на клавиатуре в компьютер, автоматически сразу же вносилась в базу. 

В общем, это вопрос принятия решений. И, я думаю, рано или поздно заказчики на это решатся. 


Материалы по теме: 
От замысла до исполнения. Подводим итоги МВМС-2021
Следующий шаг - виртуальная реальность
AR и VR - перспективные подходы в судостроении

Наши новости в Telegram

Автор: Юлия Хазиева
Поделиться новостью
"Совкомфлот", ПАО Россия, Москва+7 (495) 660-40-00
"Си Проект", ЗАО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 740-35-95
"Росморпорт", ФГУП Россия, Москва+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость