реклама
/ события

"ИСТ" и Межпромбанк легли на встречный курс

0 561 4 мин
Крупнейшие российские игроки на рынке кораблестроения – группа "ИСТ" и Межпромбанк - ведут переговоры о консолидации своих активов в этой отрасли. Если стороны забудут о прошлых обидах и договорятся, от этого выиграют все. "ИСТ" и Межпромбанк перестанут тратить силы и деньги на противостояние и смогут сконцентрироваться на бизнесе, а государство, ратующее за консолидацию активов в ВПК, перестанет мучительно выбирать исполнителя гособоронзаказа или экспортного контракта.
ООО "Новые программы и концепции" (НПК, основными владельцами являются Борис Кузык, гендиректор НПК, и Сергей Пугачев, совладелец Межпромбанка) - частная промышленная холдинговая компания, создана в 1998 году. Владеет пакетами акций более 30 предприятий, в том числе "Северной верфи" и ЦКБ "Вымпел" - в области судостроения.

Группа компаний "ИСТ" создана в 1991 году. Годовой оборот предприятий, входящих в "ИСТ", превышает $400 млн. Группе "ИСТ" принадлежит более 30 акционерных обществ. В начале 2003 года группа объявила о создании судостроительного холдинга "БОСК" путем объединения принадлежащих ей активов профильных предприятий. В его состав вошли Балтийский завод, "Пролетарский завод", Специальное конструкторское бюро котлостроения (СКБК), ЦКБ "Айсберг", ЦНИИ судового машиностроения. Специализация холдинга - проектирование и производство наукоемкой продукции, в частности боевых кораблей, ледоколов и других сложных многофункциональных судов.

Взаимоотношения между холдингами не заладились в конце 1990-х годов, когда в Петербурге начался активный передел собственности "Инкомбанка", в том числе "Северной верфи" и Балтийского завода. В 2002 году обострение прошло новый виток, когда между "Северной верфью" играющей на стороне НПК, и Балтийским заводом, играющим на стороне группы "ИСТ", разгорелась борьба вокруг крупного заказа на строительство двух эсминцев, оцененного в $1,4 млрд. Вначале заказ был размещен на Балтийском заводе, но затем межведомственная комиссия рекомендовала в качестве исполнителя данного заказа "Северную верфь". В итоге, после длительного противостояния сторон заказ все же был выполнен на "Северной верфи".

В начале 2004 год запылал корпоративный конфликт на "Пролетарском заводе". Без продукции "Пролетарского завода" невозможно построить ни один российский корабль: предприятие является единственным в стране производителем успокоителей качки, питательных насосов и других судовых механизмов. Поэтому для группы "ИСТ" полный контроль над предприятием – серьезный козырь в борьбе за гособоронзаказ (ВМФ России планирует строить новые эсминцы на петербургских верфях) и возможные экспортные контракты (не исключено, что Индия после спуска на Балтийском заводе 3-х фрегатов для этой страны разместит в России дополнительные заказы на корабли). Похожих целей, по логике вещей, должны придерживаться и в НПК, поэтому не исключено, что за действиями смещенного гендиректора "Пролетарского завода" Валерия Суслова "торчат уши" НПК.

Об этом говорят и эксперты. "Валерий Суслов прекрасно понимает, что у него, как у крейсера "Варяг" - последний и решительный бой", - говорит руководитель Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов. - Поэтому для победы опальный директор готов аффилироваться с кем угодно". При этом методы, которые предлагаются неким покровителем Валерия Суслова для борьбы с группой "ИСТ", больше всего напоминают аналитикам стиль Бориса Кузыка. Тем более что кроме него, некому стоять в тени этого конфликта. Если бы к ситуации на "Пролетарском заводе" подключился старший партнер Кузыка Сергей Пугачев, то действия были бы более стремительными и решительными. Это был бы блицкриг, а не затяжная война.

В группе "ИСТ" категорически отрицают, что между ней и Межпромбанком существует конфликт. "Ситуация с "Пролетарским заводом" не является проявлением конфликта группы "ИСТ" и Межпромбанка, - заявил АКС вице-президент группы компаний "ИСТ" Николай Добринов. - Более того, обеими сторонами рассматривается возможность взаимодействия по консолидации своих активов в надводном кораблестроении. И мы, и они понимаем необходимость создания в России единого холдинга надводного судостроения". Задача "ИСТа" и Межпромбанка, по мнению Добринова, состоит в создании мощного концерна, иначе российские судостроительные предприятия не смогут выжить в конкурентной борьбе на мировых рынках в такой наукоемкой отрасли, какой является судостроение.

В "ИСТе" считают, что в России должно быть создано 2 крупных морских холдинга - надводного и подводного кораблестроения. Причем в последний целесообразно объединить "Адмиралтейские верфи" и ЦКБ "Рубин". "Эти предприятия, на мой взгляд, должны срочно создавать новые подлодки, новый конкурентный продукт, и выходить с ним на международный рынок", - говорит Добринов.

Что касается возможного акционирования ФГУП "Адмиралтейские верфи", то в "ИСТе" заявляют: "Мы не будут принимать в этом участия, поскольку на данном этапе неправильно объединять надводное и подводное судостроение. Если в надводном судостроении необходима скорейшее технологическая модернизация производства, то в подводном - необходимо сконцентрировать все усилия для создания продукта, конкурентного за рубежом", - утверждает Добринов.

В Межпромбанке говорят, что он как крупный игрок на судостроительном рынке находится в постоянном контакте и с "Россудостроением", и с администрацией Петербурга, и с полномочным представителем президента РФ, и с "питерскими судостроителями, в числе которых, безусловно, находится и группа "ИСТ". "Мы считаем, что объединение питерского судостроения действительно необходимо и надеемся, что рано или поздно это произойдет", - говорит пресс-секретарь Межпромбанка Филипп Ильин-Адаев.

"Говоря об интересах в судостроении, мне представляется, что Межпромбанк, как игрок на этом рынке, имеет сильные позиции, - отмечает Сергей Ветлугин, экс-председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга, занимающий сегодня кресло председателя Ассоциации промышленных предприятий Петербурга. - Я не исключаю, что в недавней истории с письмом господина Миронова [спикер Совета Федерации - АКС] и его обвинениями в адрес руководителя "Адмиралтейских верфей" Межпромбанк мог принимать участие. Не исключено, что он будет и в дальнейшем участвовать во всем, что касается событий на этом предприятии, и в случае его акционирования попытается купить акции "Адмиралтейских верфей".

Пресс-секретарь НПК Валерий Погребенков в разговоре с корреспондентом АКС не смог подтвердить факт переговоров с группой "ИСТ", сославшись на то, что у него нет никакой информации на этот счет. При этом он не исключил, что такие переговоры в принципе могут идти. "В России должно быть 2-3 судостроительных холдинга, сформированные таким образом, чтобы они не конкурировали между собой на внутреннем и внешнем рынках, - говорит Валерий Погребенков. – Но прежде чем вести консолидацию предприятий отрасли, необходима ее реструктуризация. Необходимо понять, что у нас осталось в судостроении, какие предприятия дублируют друг друга. Проблема в том, что заводы-дублеры, например калининградский "Янтарь" или Зеленодольский судостроительный завод, могут являться градообразующими предприятиями, и их закрытие – это социальный взрыв".




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости