ГУМРФ им. Макарова усилил тренажерный кластер самым современным в мире тренажером ледовой навигации

0 141 4 мин
24 мая 2025 года в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге открылся уникальный навигационный тренажер универсального атомного ледокола проекта 22220.
"Полный вперед"! Тренажер введен в строй / Фото: Кирилл Коммендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
"Полный вперед"! Тренажер введен в строй / Фото: Кирилл Коммендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Генеральный директор Госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев, заместитель министра транспорта России Константин Пашков и ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников открыли тренажер переводом ручек телеграфа в положение полный вперед. Церемония состоялась с участием и.о. генерального директора ФГУП "Атомфлот" Якова Антонова.

Навигационный тренажер УАЛ представляет из себя "цифровой двойник" левого крыла ходового мостика атомохода: точные копии всех бортовых систем ходовой рубки, навигационного оборудования, УКВ радиосвязи и автоматики управления ядерной энергетической установкой типа "РИТМ-200", модель физического поведения объектов и фотореалистичное представление окружающей среды создают эффект "полного погружения" и позволяют проводить обучение курсантов-судоводителей и повышение квалификации штурманского состава атомных ледоколов на самом высоком уровне.

Уникальный тренажерный комплекс ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова / Фото: Кирилл Комендантов
Уникальный тренажерный комплекс ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова / Фото: Кирилл Комендантов "ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова"

В отличие от типовых морских тренажеров (т.н. generic), открытый в Макаровке навигационный тренажер УАЛ ориентирован, в первую очередь, на подготовку судоводителей ледокольного флота ФГУП "Атомфлот" (т.е. ship-specific). Он имитирует расположение, размер органов управления судном, даже тактильные ощущения оператора точно в соответствии с реальным прототипом — атомными ледоколами серии 22220, которые строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Новый тренажер, открытый в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, обеспечивает возможность отрабатывать самые сложные операции совместной навигации, включая буксировку судов ледоколом, околку судов, раздвигание битого льда корпусом и размыв винтами, а также выход судна из заклинивания во льду, в том числе и с использованием балластной системы, использованием различных комбинаций установки мощности реакторов. 

В связке с запущенным в эксплуатацию ранее при поддержке Министерства транспорта и Росморречфлота ледовым навигационным тренажерным комплексом из пяти навигационных мостиков в единой сети, он позволяет проводить обучение экипажей атомных ледоколов и транспортных судов ледового класса практике ледовой навигации по Северному морскому пути как в режиме одиночного плавания, так и в составе караванов с лидирующим ледоколом.

Тренажерные мостики транспортных судов на тренажере Макаровки являются "обобщенными", т.е. включают в себя типовое оборудование судов основных ледовых классов, работающих на СМП, в том числе оборудование систем динамического позиционирования и азимутальных колонок. Такой подход дает возможность создавать сценарии обучения с большим числом вариантов используемых типов судов с проверенными по натурным данным элементами поведения в ледовых условиях, что обеспечит возможность настройки тренажера под специфику большинства операторов арктического флота, таких как ПАО "Совкомфлот", ПАО "ГМК "Норильский никель", АО "Роснефтефлот", ПАО "Газпром нефть", ПАО "НОВАТЭК" и других отечественных судовладельцев, а также позволяет моделировать наиболее распространенные транспортные суда иностранных компаний, осуществляющие транзитное плавание на СМП. 

Помимо мостика атомного ледокола, "изюминкой" тренажера, введенного в эксплуатацию в Макаровке, является математическая модель взаимодействия льдов различного типа и корпуса судна. Постановка задачи была осуществлена специалистами Морского учебно-тренажерного центра университета совместно с учеными и экспертами ФГУП "Крыловский государственный научный центр", ледовыми капитанами ФГУП "Атомфлот", ПАО "Совкомфлот" и ООО "Газпромнефть Шиппинг".

Новая математика основана на использовании гидродинамических моделей и обобщении хорошей морской практики ледовых навигаторов и лоцманов с большим опытом проводки судов в замерзающие порты.

Тренажер основан на базе новейшей модели поведения судна во льдах c учетом полного перечня типов и физических характеристик льдов различного типа (нилас, блинчатый, молодой, однолетний серый и серо-белый, однолетний тонкий, однолетний средний, однолетний толстый, многолетний), ледовых полей и торосов, разработанной на основании передового мирового опыта эксплуатации судов в акватории СМП и выполнения ледокольных проводок ледоколами ФГУП "Атомфлот". При расчетах наряду с толщиной льда учитывается прочность ледовых полей.

Уникальный тренажер позволяет моделировать и отрабатывать самые разные ситуации в море / Фото: Кирилл Коммендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Уникальный тренажер позволяет моделировать и отрабатывать самые разные ситуации в море / Фото: Кирилл Коммендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Для решения сложных учебных задач, стоящих перед университетом для обучения членов экипажей судов ледового класса и ледоколов в сложных операциях, в тренажере моделируется дрейф льда, дрейф ледового канала за ледоколом, эффекты сжатия и торошения льда.  Впервые в мире реализовано моделирование формирования кромок ледового канала, направленного сжатия и смерзания канала. Учтено влияние битого льда, раздвигание битого льда корпусом и размыв винтами, эффект налипания льда на корпус судна, смоделирована система пневмо-обмыва корпуса ледокола проекта 22220.

Новый тренажер Макаровки пополнит мощный тренажерный кластер, созданный ГУМРФ при поддержке Росморречфлота, и ставший крупнейшим отраслевым центром подготовки и повышения квалификации специалистов морского, внутреннего водного транспорта и морской нефтегазовой индустрии. Наряду с Центром морских арктических компетенций, сформированным вузом совместно с ФГУП "Атомфлот" при содействии Госкорпорации "Росатом" на базе полномасштабного и функционального тренажеров судовой ядерной энергетической установки "РИТМ-200", навигационный тренажер УАЛ позволит обеспечить качественную практическую подготовку моряков для безопасной и эффективной эксплуатации атомного ледокольного флота страны.

Участники торжественной церемонии открытия тренажерного комплекса по управлению атомными ледоколами проекта 22220 / Фото: Кирилл Коммендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Участники торжественной церемонии открытия тренажерного комплекса по управлению атомными ледоколами проекта 22220 / Фото: Кирилл Коммендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Капитаны, старшие и вахтенные помощники капитанов УАЛ серии 22220, штурманский состав транспортного флота, эксплуатирующегося в полярных водах, молодые специалисты-выпускники морских вузов, а также курсанты-судоводители Макаровки приступят к обучению на новом тренажере уже в 2025 году, для чего вуз разрабатывает дополнительные профессиональные программы, сценарии упражнений, критерии оценки практических навыков,  в том числе, по выполнению специализированных морских операций:

одиночное плавание во льдах,

плавание в караване за ледоколом,

буксировка транспортного судна ледоколом,

ледовые операции на мелководье,

околка судна ледоколом,

управление ледовой обстановкой в районе работы буровых установок,

работа задним ходом,

выход изо льда на чистую воду и вход в лед,

обрыв буксировочного троса,

выход из кормового выреза ледокола,

действия в аварийных ситуациях и другое.

Комплексный ледовый навигационный тренажер ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова может играть существенную роль для международной открытости и коммерческой привлекательности эксплуатации трассы Большого Севморпути за счет качественного обучения практике ледового плавания отечественных и зарубежных специалистов-судоводителей, снижения рисков аварийности и повышения эффективности морской логистики.

Замысел реализованного проекта осуществлен Институтом дополнительного профессионального образования вуза при финансовой поддержке ФГУП "Атомфлот" (предприятие Госкорпорации "Росатом"). Тренажер УАЛ серии 22220 разработан ООО "Эволюция морских цифровых технологий" и поставлен АО "ИТЦ "ДЖЭТ". 

ТТХ проекта 22220
Водоизмещение (т)33540
Длина габаритная (м)173,3
Ширина габаритная (м)34
Высота борта (м)15,2
Осадка судна (м)10,5
Скорость (уз)22



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости