10-11 июня в Новороссийске состоялось очередное годовое собрание Ассоциации судоремонтных заводов. Ассоциация, учредительное собрание которой состоялось 25 мая 1995г. в Туапсе, в настоящее время объединяет крупнейшие судоремонтные заводы России, а также их заказчиков и подрядчиков.
Главным вопросом повестки дня собрания стало обсуждение итогов работы предприятий судоремонтной отрасли в 2003г. и программа действий в 2004г. Руководители судоремонтных заводов отметили улучшение общей экономической ситуации в отрасли и рост объемов производства практически на всех российских заводах. Исключение составляет только Новороссийский судоремонтный завод, где по итогам 2003г. объем судоремонта упал на 45%.
В ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" рост объемов производства составил 20%. По словам генерального директора СРЗ Григория Яцукова, главным фактором роста стало привлечение заказов Федеральной пограничной службы ФСБ России и ВМФ России, их доля составляет 60-70% от общего объема судоремонта. И хотя негативным моментом при работе с "силовиками" являются задержки в финансировании, для заводов отрасли на сегодняшний день это наиболее выгодные клиенты, т.к. они гарантируют большие объемы и стабильность заказов. В прошлом году фактически именно заказы ФПС (и в несколько меньшей степени ВМФ) не только спасли отрасль от дальнейшего падения объемов производства, но и позволили выйти на плюсовые показатели.
Еще одним фактором выживания судоремонтных заводов становятся непрофильные производства. Для Туапсинского СРЗ таким стало машиностроение - на заводе в содружестве с немецкими партнерами организовано производство запчастей для судовых двигателей. Главным конкурентом в этом сегменте рынка для туапсинцев выступают китайские производители. Но в последнее время наблюдается тенденция, когда заказчики начинают отказываться от дешевых китайских запчастей и отдают предпочтение более качественной продукции, в т.ч. производства Туапсинского СРЗ. Поэтому, считают на заводе, машиностроительное направление имеет неплохие перспективы.
В ближайших планах Туапсинского СРЗ - добиться получения лицензии на комплексный ремонт военных кораблей, который бы включал в себя и ремонт корабельного вооружения. Для этих целей на заводе зарезервирован участок территории, и в текущем году СРЗ планирует приступить к выполнению подобных работ.
По ЗАО "Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод" зафиксирован рост объемов судоремонта 11%. Как и в ситуации с ТСРЗ, рост объемов связан с заказами ФПС ФСБ России. В прошлом году они обеспечили 45% судоремонта, в текущем планируется достичь показателя 60%. В целом ситуации с судоремонтом на Камчатке складывается для ПКСРЗ вполне оптимистично, считает генеральный директор предприятия Олег Птицын. Загруженность завода составляет 100%, при этом наблюдается отток клиентов с заводов Китая, неудовлетворенных качеством выполняемых работ. Главная проблема завода, как и отрасли в целом, - это нехватка квалифицированных специалистов и старение кадров.
Еще одни проблемный вопрос - отсутствие крупных частных заказчиков. В прошлом завод работал на нужды Камчатского морского пароходства, флот которого составлял 54 транспортных судна, но с началом реформ пароходство прекратило свое существование. Сейчас кроме ФПС основные заказчики завода - рыбопромысловые предприятия. Не удалось также привлечь ни одного заказа Камчатской флотилии ВМФ РФ, здесь сказывается, скорее всего, отсутствие средств у военных моряков.
В ОАО "Судоремонтный завод "Слип" (Астрахань) рост объемов производства составил 37%, за 5 месяцев текущего года - 34%. Главный заказчик - ФПС ФСБ России. В прошлом году они обеспечили заказов на 3 млн.руб., в текущем - 20 млн.руб. К 2005г. планируется довести объем заказов ФПС до 30 млн.руб. Также большую загрузку заводу обеспечивают заказы Каспийской флотилии ВМФ России. В текущем году, сообщил генеральный директор завода Петр Шуреков, планируется увеличить объем ремонта судов военно-морского флота. К услугам завода присматриваются ВМФ Казахстана и Туркмении. Предприятие уже выиграло два тендера на ремонт боевых кораблей Казахстана, в этом году также планируется постановка на ремонт ракетного катера 205 проекта ВМФ Туркмении. Однако, сдерживающим фактором на пути получения иностранных заказав является тот факт, что при получении контрактов на ремонт кораблей ВМФ иностранных государств необходимо согласование с ФГУП "Рособоронэкспорт", что, по мнению руководства СРЗ "Слип", только мешает и затягивает получение заказов.
Завод также смог получить заказы на ремонт 5 итальянских и голландских судов, работающих на каспийских нефтяных проектах. Как и для всех СРЗ России, немаловажная проблема для "Слипа" - нехватка кадров, эту проблему в Астрахани решают путем привлечения специалистов из Мурманска и Херсона.
В планах - приобретение астраханского СРЗ "10 годовщина Октябрьской революции", в чем их поддерживает руководство области, однако у завода есть сильные конкуренты: о планах участия в тендере по приобретению завода объявили также Махачкалинский порт и "Волготанкер". Ранее "Слип" приобрел ОАО "Волго-Каспийский СРЗ". По итогам прошлого года завод увеличил объем производства на 90%, за 5 месяцев текущего года рост - 15%. Основной объем заказов обеспечивают рыбопромысловые предприятия, ФПС и ВМФ России.
В ОАО "Мурманский судоремонтный завод" рост объемов производства составил 19,8%. Основной заказчик - ОАО "Мурманское морское пароходство", на заказы которого - 52% (в основном ремонт ледокольного флота), 28% - рыболовецкий флот, ФПС и ВМФ России обеспечивают 15% судоремонта. Всего за прошлый год отремонтировано 80 единиц плавсредств.
В текущем году Мурманский СРЗ рассчитывает увеличить объем заказов военного ведомства и "забрать" часть заказов на ремонт боевого флота у военных заводов. По информации директора МСРЗ по производству Юрия Дорохова, на сегодня достигнута договоренность о ремонте большого противолодочного корабля, кроме того, прорабатывается вопрос о возможности постановки в док завода атомной подводной лодки. Еще одно перспективное направление - ремонт танкерного флота, актуальность которого обусловлена развитием Мурманского порта как крупного нефтеперевалочного узла.
Загруженность мощностей ОАО "Находкинский судоремонтный завод", по данным Председателя Совета директоров предприятия Евгения Чижа, составляет 100%, основные заказчики - ФПС ФСБ России, рыболовецкий флот, Дальневосточное морское пароходство. Развивается производство металлопродукции - предприятие в июне 2003 г выиграло тендер на постройку металлоконструкций 18 буровых вышек для сахалинский проектов "Сахалин Энерджи", включая изготовление трубопроводных систем, балластных систем и защитных сооружений.
ОАО "Канонерский судоремонтный завод" (Санкт-Петербург) в 2003г. было отремонтировано 110 единиц судов, объем работ не превышал $100 000 за одно судно. 40% заказов обеспечил ремонт ледокольного флота Санкт-Петербургского филиала ФГУП "Росморпорт". Прибыль по итогам 2003г. составила 4 млн.руб., сообщил заместитель генерального директора предприятия по производству Валерий Бортовский,
Среди проблем, которые обсуждались на заседании - рост цен на металл, что снижает конкурентоспособность отечественного судостроения (рост за 2003г. на 40%), а также отсутствие иностранных заказчиков. Единственные клиенты отечественных заводов, кроме Минобороны, ФПС и рыболовецкого флота, - отечественные судоходные компании, такие как "Новошип" (например, общий объем заказов данной компании и его дочерних структур в судоремонте Новороссийского СРЗ - 66,5%), "Совкомфлот", ДВМП, "Волготанкер" и др. Спасают положение и заказы иностранных компаний российского происхождения, таких как кипрская Unicom Mana Dement Servise. Потеря этих заказчиков может серьезно подорвать начавшиеся оживление в отрасли, поэтому основной упор в работе отечественных СРЗ будет отдаваться повышению качества и ускорению сроков работ, решили участники собрания.
Главным вопросом повестки дня собрания стало обсуждение итогов работы предприятий судоремонтной отрасли в 2003г. и программа действий в 2004г. Руководители судоремонтных заводов отметили улучшение общей экономической ситуации в отрасли и рост объемов производства практически на всех российских заводах. Исключение составляет только Новороссийский судоремонтный завод, где по итогам 2003г. объем судоремонта упал на 45%.
В ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" рост объемов производства составил 20%. По словам генерального директора СРЗ Григория Яцукова, главным фактором роста стало привлечение заказов Федеральной пограничной службы ФСБ России и ВМФ России, их доля составляет 60-70% от общего объема судоремонта. И хотя негативным моментом при работе с "силовиками" являются задержки в финансировании, для заводов отрасли на сегодняшний день это наиболее выгодные клиенты, т.к. они гарантируют большие объемы и стабильность заказов. В прошлом году фактически именно заказы ФПС (и в несколько меньшей степени ВМФ) не только спасли отрасль от дальнейшего падения объемов производства, но и позволили выйти на плюсовые показатели.
Еще одним фактором выживания судоремонтных заводов становятся непрофильные производства. Для Туапсинского СРЗ таким стало машиностроение - на заводе в содружестве с немецкими партнерами организовано производство запчастей для судовых двигателей. Главным конкурентом в этом сегменте рынка для туапсинцев выступают китайские производители. Но в последнее время наблюдается тенденция, когда заказчики начинают отказываться от дешевых китайских запчастей и отдают предпочтение более качественной продукции, в т.ч. производства Туапсинского СРЗ. Поэтому, считают на заводе, машиностроительное направление имеет неплохие перспективы.
В ближайших планах Туапсинского СРЗ - добиться получения лицензии на комплексный ремонт военных кораблей, который бы включал в себя и ремонт корабельного вооружения. Для этих целей на заводе зарезервирован участок территории, и в текущем году СРЗ планирует приступить к выполнению подобных работ.
По ЗАО "Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод" зафиксирован рост объемов судоремонта 11%. Как и в ситуации с ТСРЗ, рост объемов связан с заказами ФПС ФСБ России. В прошлом году они обеспечили 45% судоремонта, в текущем планируется достичь показателя 60%. В целом ситуации с судоремонтом на Камчатке складывается для ПКСРЗ вполне оптимистично, считает генеральный директор предприятия Олег Птицын. Загруженность завода составляет 100%, при этом наблюдается отток клиентов с заводов Китая, неудовлетворенных качеством выполняемых работ. Главная проблема завода, как и отрасли в целом, - это нехватка квалифицированных специалистов и старение кадров.
Еще одни проблемный вопрос - отсутствие крупных частных заказчиков. В прошлом завод работал на нужды Камчатского морского пароходства, флот которого составлял 54 транспортных судна, но с началом реформ пароходство прекратило свое существование. Сейчас кроме ФПС основные заказчики завода - рыбопромысловые предприятия. Не удалось также привлечь ни одного заказа Камчатской флотилии ВМФ РФ, здесь сказывается, скорее всего, отсутствие средств у военных моряков.
В ОАО "Судоремонтный завод "Слип" (Астрахань) рост объемов производства составил 37%, за 5 месяцев текущего года - 34%. Главный заказчик - ФПС ФСБ России. В прошлом году они обеспечили заказов на 3 млн.руб., в текущем - 20 млн.руб. К 2005г. планируется довести объем заказов ФПС до 30 млн.руб. Также большую загрузку заводу обеспечивают заказы Каспийской флотилии ВМФ России. В текущем году, сообщил генеральный директор завода Петр Шуреков, планируется увеличить объем ремонта судов военно-морского флота. К услугам завода присматриваются ВМФ Казахстана и Туркмении. Предприятие уже выиграло два тендера на ремонт боевых кораблей Казахстана, в этом году также планируется постановка на ремонт ракетного катера 205 проекта ВМФ Туркмении. Однако, сдерживающим фактором на пути получения иностранных заказав является тот факт, что при получении контрактов на ремонт кораблей ВМФ иностранных государств необходимо согласование с ФГУП "Рособоронэкспорт", что, по мнению руководства СРЗ "Слип", только мешает и затягивает получение заказов.
Завод также смог получить заказы на ремонт 5 итальянских и голландских судов, работающих на каспийских нефтяных проектах. Как и для всех СРЗ России, немаловажная проблема для "Слипа" - нехватка кадров, эту проблему в Астрахани решают путем привлечения специалистов из Мурманска и Херсона.
В планах - приобретение астраханского СРЗ "10 годовщина Октябрьской революции", в чем их поддерживает руководство области, однако у завода есть сильные конкуренты: о планах участия в тендере по приобретению завода объявили также Махачкалинский порт и "Волготанкер". Ранее "Слип" приобрел ОАО "Волго-Каспийский СРЗ". По итогам прошлого года завод увеличил объем производства на 90%, за 5 месяцев текущего года рост - 15%. Основной объем заказов обеспечивают рыбопромысловые предприятия, ФПС и ВМФ России.
В ОАО "Мурманский судоремонтный завод" рост объемов производства составил 19,8%. Основной заказчик - ОАО "Мурманское морское пароходство", на заказы которого - 52% (в основном ремонт ледокольного флота), 28% - рыболовецкий флот, ФПС и ВМФ России обеспечивают 15% судоремонта. Всего за прошлый год отремонтировано 80 единиц плавсредств.
В текущем году Мурманский СРЗ рассчитывает увеличить объем заказов военного ведомства и "забрать" часть заказов на ремонт боевого флота у военных заводов. По информации директора МСРЗ по производству Юрия Дорохова, на сегодня достигнута договоренность о ремонте большого противолодочного корабля, кроме того, прорабатывается вопрос о возможности постановки в док завода атомной подводной лодки. Еще одно перспективное направление - ремонт танкерного флота, актуальность которого обусловлена развитием Мурманского порта как крупного нефтеперевалочного узла.
Загруженность мощностей ОАО "Находкинский судоремонтный завод", по данным Председателя Совета директоров предприятия Евгения Чижа, составляет 100%, основные заказчики - ФПС ФСБ России, рыболовецкий флот, Дальневосточное морское пароходство. Развивается производство металлопродукции - предприятие в июне 2003 г выиграло тендер на постройку металлоконструкций 18 буровых вышек для сахалинский проектов "Сахалин Энерджи", включая изготовление трубопроводных систем, балластных систем и защитных сооружений.
ОАО "Канонерский судоремонтный завод" (Санкт-Петербург) в 2003г. было отремонтировано 110 единиц судов, объем работ не превышал $100 000 за одно судно. 40% заказов обеспечил ремонт ледокольного флота Санкт-Петербургского филиала ФГУП "Росморпорт". Прибыль по итогам 2003г. составила 4 млн.руб., сообщил заместитель генерального директора предприятия по производству Валерий Бортовский,
Среди проблем, которые обсуждались на заседании - рост цен на металл, что снижает конкурентоспособность отечественного судостроения (рост за 2003г. на 40%), а также отсутствие иностранных заказчиков. Единственные клиенты отечественных заводов, кроме Минобороны, ФПС и рыболовецкого флота, - отечественные судоходные компании, такие как "Новошип" (например, общий объем заказов данной компании и его дочерних структур в судоремонте Новороссийского СРЗ - 66,5%), "Совкомфлот", ДВМП, "Волготанкер" и др. Спасают положение и заказы иностранных компаний российского происхождения, таких как кипрская Unicom Mana Dement Servise. Потеря этих заказчиков может серьезно подорвать начавшиеся оживление в отрасли, поэтому основной упор в работе отечественных СРЗ будет отдаваться повышению качества и ускорению сроков работ, решили участники собрания.