реклама

Где взять отечественные двигатели для "Валдаев" и "Комет" и другие направления развития двигателестроения

Когда новые скоростные суда получат отечественные двигатели? Что из себя будет представлять модернизированный агрегат М507? Будет ли крупнейший в стране производитель высокооборотных дизелей поставлять свою продукцию на гражданский флот?

На вопросы Корабел.ру ответил Игорь Львович Ночвин, технический директор ПАО "Звезда".
 - Что компания привезла на МВМС в этом году (беседа проводилась в рамках Военно-морского салона-2021 - прим. ред.)?  

 - На стенде ПАО "Звезда" представлено много новинок, в том числе редукторная продукция. Мы показываем блок-насос для двигателя М507, по которому сейчас выполняем ОКРы для Минпромторга. Демонстрируем серийные судовые агрегаты: М507, М503, М470. Здесь же представлен макет дизель-генератора малой мощности с двигателем производства Минского моторного завода. Мы решили изучить потребительский спрос в этом сегменте. 
 
Игорь Ночвин / Фото: Корабел.ру

 - Есть ли что-то в линейке продукции или на этапе разработки, что могло бы заинтересовать заказчиков и строителей скоростного флота типа "Валдаев" и "Комет"?

 - Для скоростного флота представлен небольшой макет двигателя типа М470. Мы встречались с теми, кто работает с этим сегментом флота, на данный момент заказы по двигателям закрыты. Но в целом перспектива присутствует, и пожелания заказчиков нам известны. Необходим аналогичный агрегат, но с раздельным редуктором. В моделях М470 двигатель и реверсивная муфта жестко соединены, но существует его модификация - ДРА-473, в которой двигатель и редуктор представлены как самостоятельные части, входящие в состав дизель-редукторного агрегата. Ну и заказчики хотят немного больше мощностей, в перспективе мы имеем возможность разработать и поставить необходимую для них конструкцию.

 - Сотрудничаете ли вы сейчас с УДМЗ?

 - Мы обмениваемся технической информацией со всеми двигателестроительными заводами - с Коломенским, Уральским дизель-моторным, "Волжским дизелем имени Маминых".

 - А как же конкуренция? Или каждый занял свою нишу? 

 - Можно сказать и так. У нас высокооборотные двигатели, "Волжский дизель Маминых" и Коломенский завод больше работают по среднеоборотным. Конструктив агрегатов совершенно разный. У нас легкие, мощные двигатели, у Уральского завода - более ресурсные, как и у Коломенского предприятия, они потяжелее. Мощность на килограмм веса у наших двигателей такая, что на сегодняшний день по этому показателю они находятся на уровне лучших мировых аналогов.

 - Как идет модернизации двигателя М507? 

 - Модернизация еще не завершена, на данный момент реализуется этап изготовления опытного образца. Мы оснастили двигатель топливным насосом с электромагнитом и серийными форсунками. В перспективе можно будет управлять каждым цилиндром, пока что контролируются только блоки. Опытный образец сейчас находится на этапе изготовления. 

Модернизированный агрегат этой серии будет иметь полностью электронное управление, на нем не будет механических регуляторов (на классической модели их три - два по отсеку, один на главной общей передаче). Все эти регуляторы заменят электронные блоки.  К концу года, думаю, мы уже сможем показать готовый образец. 
 
Модель двигателя М507 / Фото: Корабел.ру

Также проведена модернизация главной передачи, которая суммирует мощность двух дизельных отсеков в двигателе М507. Серийные фрикционно-зубчатые узлы включения в главной передаче заменены на узлы включения, выполненные на основе принципа муфты свободного хода или, как ее еще называют, "обгонной муфты". Данное мероприятие заметно облегчает как эксплуатацию, так и техобслуживание дизеля, поскольку упрощается алгоритм подключения и отключения дизельных отсеков к передаче при работе и уменьшается объем регулировок и проверок главной передачи при обслуживании.

 - Какова ситуация с производством редукторов? 

 - Объемы активно наращиваются. Причем по разным линейкам - и на 12000, и на 6000 л.с. Заказчиками выступает погранслужба, ВМФ. Продукцию, которую впервые представили в прошлом году, в этом уже поставили на производство. Редукторы РО55 уже отправлены на фрегаты, на которых до этого были задержки в строительстве. 

Кроме того, к концу текущего года будут завершены испытания редукторного комплекса 6РП, который разрабатывался для корвета проекта 20386. Энергетическая установка корабля состоит из двух газотурбинных двигателей мощностью по 20 МВт каждый, редукторного комплекса, а также из системы электродвижения, состоящей из двух электродвигателей, каждый мощностью 1,6 МВт. Конструктивная особенность комплекса 6РП состоит в том, что основное оборудование размещается на единой раме. Соответственно, комплекс имеет меньшую массу, также за счет такого решения упрощается процесс монтажа и повышается ресурс работы.
 
Модель двигателя М503 / Фото: Корабел.ру

 - Развивается ли на предприятии направление ремонта двигателей? 

 - Конечно, любое предприятие занимается обслуживанием своих изделий. Это то направление, которое всегда будет развиваться.  

 - Появлялась информация, что завод для этого планирует увеличить производство комплектующих для уже выпущенных двигателей? 

 - Мы работаем в тесном контакте с нашими заказчиками и обеспечиваем поставки в том объеме, который им необходим.

 - Планируете ли вы развивать гражданский сегмент продуктового портфеля? 

 - У нас есть продукция, которая могла бы быть актуальна для этого рынка, но заказов пока нет. Главная перспектива – скоростной пассажирский флот в рамках программ импортозамещения.

 - Каковы перспективы вашей продукции на международных рынках?

 - Российский производитель может обеспечить полноценный жизненный цикл своих двигателей. Но у нас же суда не только внутри страны ходят. А за рубежом остро встает вопрос сервиса, который необходимо обязательно организовать. По-хорошему, в каждом порту должна быть компания, которая может обеспечить поставку ЗИП на двигатели. Этого пока нет.

 - Каких специалистов не хватает предприятию? С какими вузами "ЗВЕЗДА" ведет сотрудничество? 

 - В части инженерных кадров могу сказать, что на заводе всегда востребованы квалифицированные инженерно-технических кадры (инженеры-конструкторы, технологи, металлурги). По направлению "Двигатели внутреннего сгорания" таких специалистов в нашем городе готовят, в первую очередь, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. С этими вузами нас связывает многолетнее сотрудничество и совместная работа в рамках образовательного процесса. "ЗВЕЗДА" принимает будущих специалистов на различные виды практик и стажировок, а впоследствии – на работу. На предприятии для выпускников существуют программы адаптации, развит институт наставничества.

 - Каковы ближайшие планы предприятия?

 - Компания готова поставить на серийное производство редукторный комплекс 6РП. Окончательного решения по нему пока не принято, мы ждем реакции со стороны флота, насколько такие системы будут нужны. Это будет известно только после окончательной сдачи опытного корабля проекта 20386 и положительных результатов эксплуатации.

В планах есть задача разработки серийных морских редукторов для замены импортных поставок на гражданские заказы. Необходимо завершить работы и по модернизации двигателя М507. 


 
Интервью подготовили Хазиева Юлия, Гненной Олег
 
Материал по теме: 
"Звезда", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 362-07-47, +7 (812) 703-00-70
"Волжский дизель имени Маминых", АО Балаково
8-800-550-37-73, +7 (8453) 46-45-08, +7(495)258-24-70
"Коломенский завод", АО Коломна
+7 (496) 613-89-80
"Уральский дизель-моторный завод", ООО Екатеринбург
+7(343)278-45-00
"Управляющая компания холдинга Минский моторный завод", ОАО Минск
+375(17)230-11-24, +375(17)218-31-21



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Побединский Василий Николаевич, 08.09.2021, 19:56Завод "Звезда" давно перестал существовать. На какой производственной площадке будут изготавливаться дизили? Ведь изделие довольно сложное!
Свежие новости