Последние месяцы уходящего лета были ознаменованы достаточно яркими событиями на газовом фронте, весьма важными как для корабелов, так и для экспортеров, а также покупателей "голубого топлива".
"Звезда" зажигает – "Совкомфлот" ожидает
Начать стоит с 25 июня, когда генеральный директор крупнейшего судового оператора России ПАО "Совкомфлот" (СКФ) Игорь Тонковидов в ходе Петербургского международного экономического форума официально сообщил о начале третьего (заключительного) этапа ходовых испытаний СПГ-танкера "Алексей Косыгин". Глава СКФ особо отметил, что если все показатели на испытаниях будут достигнуты, то существует хорошая вероятность постановки судна на работу уже во второй половине текущего года. Таким образом, проект Арктик СПГ-2 (оператор ПАО "Новатэк) теперь может всерьез рассчитывать на получение долгожданного газовоза российской постройки – головного судна в серии из 15 единиц:

Данное судно, обладающее ледовым классом Arc7 и суммарной емкостью танков по СПГ 172 600 м3, было заложено еще в июне 2021 г. (резка металла начата в ноябре 2020-го) и вышло на первый этап ходовых испытаний под самую елочку наступающего 2025 года. Помимо него, на воду уже спущены еще четыре – "Сергей Витте", "Петр Столыпин", "Виктор Черномырдин" и "Константин Посьет".
Еще в декабре 2024 г. руководство отдела гражданского судостроения Минпромторга оценивала степень готовности этих судов на уровне 90%, что и подавало надежды на ввод в эксплуатацию по меньшей мере двух таких газовозов к концу года текущего – при этом СКФ надеялся даже на три. Еще два однотипных СПГ-танкера к настоящему времени находятся в разной степени готовности на "сухом" этапе строительства.
Таким образом, в работе у дальневосточных корабелов находится уже почти половина всей серии. Однако в ближайшее время подобные достаточно оптимистичные планы вероятнее всего придется подкорректировать, а "Алексей Косыгин" рискует так и остаться единственным новым газовозом, который приступит к работе по обеспечению экспорта с Арктик СПГ-2 до конца 2025 года. Собаки лают…
Незадолго до знакового заявления главы СКФ, южнокорейская судостроительная корпорация Samsung Heavy Industries (SHI) заявила о расторжении в одностороннем порядке сразу двух контрактов с ССК "Звезда" на общую сумму ₩4,85 трлн или порядка $3,54 млрд. Означенные договоры регламентируют поставки из Южной Кореи комплектующих, оборудования и корпусных блоков для семи нефтеналивных танкеров-челноков арктического класса и десяти СПГ-танкеров Arc7.
Подобное развитие ситуации было вполне ожидаемым, особенно после того, как еще в декабре 2023-го руководство SHI без официального расторжения контракта сообщило о прекращении производства всех видов оборудования и блоков для оставшейся десятки газовозов. Правда, при этом было отмечено, что корпорация все же "завершает" производство подобных комплектующих для первых пяти СПГ-танкеров серии. В насколько полном объеме были выполнены эти работы и успело ли уже изготовленное СКО попасть по назначению? Ответы на эти вопросы мы, очевидно, узнаем уже к концу текущего года – по тому, будет ли введен в эксплуатацию (или хотя бы выйдет на ходовые испытания) второй газовоз серии "Сергей Витте".
Для Арктик СПГ-2 ситуация могла бы сложиться весьма печально: именно из-за недостатка специализированного тоннажа проект вынужден был в январе-феврале 2024-го резко снизить, а затем – и вовсе приостановить добычу на первой производственной линии. Тем более, что три фактически однотипных с "Алексеем Громыко" судна – North Moon, North Ocean and North Light, сданные в 2023-24 гг корабелами Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) японской судоходной компании Mitsui O.S.K. Lines (MOL) как раз под этот проект, до Гыданского полуострова так и не дошли. После нескольких пробных рейсов с Ямал СПГ (п. Сабетта) и участия в STS-операциях по перекачке газа с борта на борт неподалеку от п. Мурманск, они попали под санкции Евросоюза – с интересной оговоркой, что все введенные для этих судов ограничения могут быть сняты, в случае если они прекратят перевозку российских энергоносителей с проектов Ямал СПГ и Арктик СПГ-2, "для работы на которых они были специально построены".
Однако реальность (как и история) не терпит сослагательного наклонения: неожиданно для инициаторов санкционной "охоты" у России появились сразу четыре свеженьких СПГ-танкера Arc7 – и к тому же под российскими флагами.
…а караван идет
Вот имена, под которыми они стали известными миру: North Sky, North Air, North Mountain и North Way. Как и три их японские собрата по "северной" серии, эти газовозы весьма своевременно появились на свет благодаря усилиям южнокорейских судостроителей, и на пути к российскому триколору пережили несколько реинкарнаций под различными именами и флагами. Как минимум один из них был построен корабелами Samsung Heavy Industries, а еще три – специалистами Daewoo Shipbuilding (рис.2), которые (кстати) ранее также приостанавливали и даже расторгали контракты на их постройку в интересах России:

В рамки данного материала не входит детализация процесса обретения построенными на верфи Okpo газовозами "Петр Капица", "Лев Ландау" и "Жорес Алферов" новых названий с откровенно "северным" колоритом. Остановимся лишь на судьбе СПГ-танкера North Air (изначально Samsung 2580) – и то в качестве примера его коммерческой выживаемости в условиях санкций.
Готовое судно было передано "неустановленному" заказчику в конце 2023-го и первоначально оперировало под флагом Сингапура. Поток санкций за транспортировку российского газа обрушился на него уже в 2024 году: 23 августа их ввели США, 16 декабря – Евросоюз и 23 декабря – Швейцария. К тому времени газовоз успел сменить флаг на панамский и… продолжал работать. Наконец, в июне 2025 года к санционной кампании против North Air присоединилась Канада, но к тому времени он уже снова обрел новый флаг, новое имя и (вместе со своими собратьями) новое назначение.
Во второй декаде апреля вся четверка СПГ-танкеров "северной" серии подняла российский триколор и сменила свои названия: North Sky стал называться Iris, North Air – Buran, North Mountain – Voskhod, а North Way – Zarya. Для удобства восприятия далее будем назвать эти газовозы их именами по-русски: "Ирис", "Буран", "Восход" и "Заря". А почти сразу после этого знакового события, в истории Арктик СПГ-2 открылась новая страница.
Согласно данным наблюдателей французской компании Kpler, первым (26 июня) к терминалу на Гыданском полуострове прибыл "Ирис", что наконец позволило возобновить отгрузки СПГ с первой производственной линии проекта, приостановленные с осени прошлого года. За ним последовали "Восход" (16 июля) и "Заря" (29.07). Приняв на борт экспортные партии газа, все три танкера в последующие недели оставались в прилежащей акватории, не начиная движения в пункты разгрузки.
Подобное развитие событий дало зарубежным аналитикам повод порассуждать о вынужденном использовании этих высокотехнологичных (а значит – и дорогих) судов в качестве плавучих хранилищ газа (FSU), по аналогии с наливными танкерами под сырую нефть. Однако уже 9 августа под загрузку встал уже пятый газовоз – "ямалмакс"Christophe De Margerie, также оперирующий под российским флагом. При некоторых различиях в размерениях, это судна обладает аналогичной с газовозами базового проекта SN2366 вместимостью по сжиженному газу – 172 600 кубометров и ранее использовалось для обеспечения экспортных перевозок "голубого топлива" в рамках Ямал СПГ (из п. Сабетта) преимущественно в западном направлении.
А дальше началось самое интересное. 15 августа записанные было в "плавхранилища" газовозы "Восход" и "Заря" начали движение на восток. Через трое суток наблюдатели Kpler отметили, что в том же направлении отправился и Christophe De Margerie. Чуть позже к ним присоединился и газовоз "Ирис", ранее вышедший в полном грузу на запад, но затем развернувшийся на противоположный курс. А 21 августа под загрузку с Арктик СПГ-2 встал уже пятый танкер – хорошо известный нам "Буран", который скорее всего далее также проследует на восток. Таким образом, отгрузку "голубого топлива" с проекта можно считать разблокированной – причем за счет использования исключительно российского тоннажа.
На этом фоне ожидаемый ввод в эксплуатацию "Алексея Косыгина" обретает особый смысл, поскольку означает реализацию известной формулы: "Один миллион тонн СПГ в год – один танкер", озвученной руководством госкорпорации "Росатом" еще во время формирования заказа на газовозы. Это говорит о возможности полного обеспечения первой производственной линии Арктик СПГ-2 (6 млн тонн/год) уже в ближайшие месяцы, что станет очередной победой российского газового экспорта над санкционными ограничениями.
Что же касается отечественных корабелов, то они получают дополнительное (не оплачиваемое потерями экспортных объемов) время для передачи в эксплуатацию по крайней мере четырех уже спущенных на воду СПГ-танкеров, а также для активного поиска всех возможных вариантов достройки оставшихся газовозов серии – в том числе и за счет привлечения партнеров из дружественных России стран, столь нуждающихся в поставках российского же "голубого топлива".