Дмитрий Антонов: «Загрузка от «Лукойла» обеспечила серьезное развитие астраханского судостроения»

- A + Автор: Владислав Букин КомментарииПрочитано 10276 раз   |
Последние два года вокруг астраханских судостроительных предприятий и особой экономической зоны промышленно-производственного типа, которую планируется создать на территории Астраханской области, ведется много разговоров, выходят публикации в прессе, регулярно проводятся встречи представителей ведущих мировых производителей судового оборудования с региональными властями. 
Правительство Астраханской области в этом году организовывало стажировку астраханских судостроителей в Турции, где делегация знакомилась с особенностями функционирования судостроительного кластера Ялова-Алтинова. Специалисты зарубежных предприятий и компаний судостроительного профиля недавно также прошли стажировку в Астрахани и познакомились с ведущими астраханскими верфями, опытом региона в кластерной политики на примере судостроения. Идет постоянный обмен знаниями и опытом между Астраханской областью и другими странами с развитым судостроением. А это дает возможность говорить, что Астраханская область уже стала центром российского судостроения на юге.

На вопросы «Корабела» ответил заместитель министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Дмитрий Антонов, который, кстати, является выходцем  астраханского судостроительного завода «Лотос». 

Дмитрий Евгеньевич, что значит судостроение для Астраханской области?

Астраханская область представляет Россию в стратегически важном Прикаспийском регионе. В условиях растущего потребления энергоресурсов в мире значение Прикаспийского региона как одного из крупных источников углеводородного сырья постоянно возрастает.
Астраханское судостроительное производственное объединение / www.korabel.ru
Астраханская область в силу своего географического положения является стратегически важным транспортным узлом, занимая ключевую позицию на самых коротких, экономически выгодных Евро-Азиатских транспортных маршрутах.  Являясь южным форпостом России, через сеть водных и сухопутных путей Астраханская область связывает страну с такими важными регионами мира как Ближний Восток (Иранское направление), Средняя Азия (Казахстан и Туркменистан), Азия (Иранско-Индийский транзит). Через территорию области проходят два крупных транспортных коридора: «Север-Юг» и «Восток-Запад». Соответственно судостроение в Астрахани, как и судоремонт, обусловлены ее географическим положением.
Судостроительная отрасль Астраханской области обладает большими ресурсами производственных мощностей и полностью соответствует требованиям, предъявляемым современным рынком к строительству судов различного назначения. Предприятия региона строят сухогрузные суда, танкеры, суда – контейнеровозы, плавучие причалы, мотоботы, рефрижераторы, самоходные суда типа «река-море», крановые суда различной грузоподъемности.
С учетом существующей в отрасли межзаводской кооперации, судостроительный комплекс области способен строить суда различного назначения в сжатые сроки и с качеством, отвечающим требованиям мировых стандартов.

Суда, построенные в Астраханской области, успешно работают не только в России, но и в Казахстане, Туркменистане и в странах Западной Европы.
Крупные предприятия специализируются на строительстве морских гидротехнических сооружений для освоения шельфовых месторождений.
В Астраханской области имеется 10 крупных и средних предприятий, способных строить суда различного назначения, а также вести ремонт судов весом до 6 тыс. тонн с поднятием их в док или на стапель.

Крупнейшими  предприятиями отрасли являются ОАО «ССЗ «Красные Баррикады», производственные площадки под управлением ОАО «ОСК», в том числе площадки Группы компаний «Каспийская Энергия». Активно развивается ООО "Галактика", которая за последние годы сделала большой шаг вперед. Не последнюю роль в этом сыграло эффективное руководство в лице Рахмана Шарифова.
Существуют и различные судоремонтные компании, на территории области таких порядка 20. Они выполняют работы, в том числе и с подъемом судов в док и на слип.

В Астрахани находятся 19 грузовых терминалов, которые выполняют различные операции по перевалке грузов, поэтому можно производить какие-то операции не только на территории своего судоремонтного предприятии, но и непосредственно в портах.

Доля судостроения в общем объеме промышленного производства в Астраханской области постоянно растет. Так индекс промышленного производства по полному кругу предприятий в производстве транспортных средств и оборудования за 10 месяцев 2013 года составил 172,8 % к аналогичному периоду прошлого года. Такой рост обусловлен загруженностью наших заводов, что в свою очередь стало возможным благодаря активной реализации в Астраханской области нефтегазовых проектов.

И заказы на строительство судов идут в основном от нефтегазовых компаний?

Да, вы правы. Судостроительная отрасль Астраханской области в 2012 году вышла на новый уровень развития в связи с началом строительства морских сооружений для месторождения им. Владимира Филановского по заказу ОАО «Лукойл».
Обустройство месторождения им.  В.Филановского - крупнейший в России проект обустройства шельфового морского месторождения, осуществляемый российскими подрядчиками, большей частью астраханскими.

Три крупнейшие судостроительные площадки региона участвуют в реализации этого проекта – выполняют работы по строительству оффшорных сооружений для месторождения им. В. Филановского.

Начальный этап освоения месторождения включал в себя строительство опорных оснований для всех четырех платформ,  и заводы с поставленной задачей успешно справились.   В конце мая этого года судостроительный завод «Лотос» завершил строительство опорных оснований ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) - основного добывающего комплекса. В конце июля судостроительный завод «Красные Баррикады» завершил строительство и осуществил вывод опорных оснований платформы жилого модуля (ПЖМ)  и основание райзерного блока, а в октября с этого же завода  ушли опорные основания центральной технологической платформы (ЦТП).
Все опорные основания уже установлены на своих точках в Каспийском море.
Астраханское судостроительное производственное объединение / Астраханское судостроительное производственное объ
Сейчас заводы занимаются строительством верхних строений платформ: верхнее строение ЛСП-1 - самый уникальный и энергоемкий комплекс - строится на площадке Группы «Каспийская Энергия», строение для жилого модуля и райзерного блока -  на судостроительном заводе «Красные Баррикады», верхнее строение производственного блока ЦТП - на монтажной площадке ЛУКОЙЛа в поселке Ильинка, рядом с корпоративным учебным центром.
По графику, который утвержден  ОАО «Лукойл», сдача всех объектов запланирована на 2014 год, и на данный момент эти сроки подтверждаются.
В рамках проекта освоения месторождения им. В.Филановского ЛУКОЙЛом заключены договоры на строительство нефтегазопроводов как внутри месторождений им. Ю.Корчагина и В.Филановского, так и до береговых сооружений с международными компаниями «Буми Армада» и «Сайпем». Данный объем работ дал толчок к  развитию вспомогательного производства на территории Астраханской области. Московский трубозаготовительный комбинат (МТЗК) завершил строительство в Трусовском районе города Астрахани завода по нанесению утяжеляющего защитного бетонного покрытия и изоляции трубопроводов. В ноябре 2012 года начато серийное производство труб с утяжеляющем защитным балластным покрытием. Продукция предприятия используется при строительстве нефтегазопроводов Каспийских месторождений.

Совсем недавно завершился тендер на второй этап освоения месторождения им. В.Филановского, и астраханские предприятия его выиграли. Так, по плану предполагается строительство еще одной платформы жилого модуля и ледостойкой стационарной платформы. Строительством ПЖМ займется завод «Красные Баррикады», а ледостойкую стационарную платформу будет строить ОАО «Глобалстрой инжиниринг» с перспективой загрузки астраханских площадок.

А что строится, помимо проектов «ЛУКОЙЛа»?

Заводы загружены и другими заказами, в том числе от наших зарубежных партнеров. Благодаря плодотворному межгосударственному сотрудничеству астраханские судостроители активно участвуют в строительстве объектов обустройства месторождений Казахстана и Туркменистана. На заводе «Красные Баррикады» по заказу китайской компании «Янтай Раффлз», которая  являлась генеральным подрядчиком, в декабре 2012 года сдали и успешно вывели СПБУ «Каспийский бурильщик». Работает установка на туркменском участке Каспийского шельфа. В ноябре 2012 года завершено строительство  морской стационарной добычной платформы для обустройства месторождения «Жданов». Заканчивается строительство многофункционального судна, предназначенного для обеспечения работы морских стационарных платформ по заказу компании  «Dragon Oil». Завершено строительство СПБУ «Нептун» по заказу компании «БКЕ-Шельф», платформа успешно выведена на Каспийское море.

В дополнение ко всему в Астраханской области развивается гражданское судостроение. Завод «Лотос» строит серию из двух танкеров проекта RST25 для ОАО «Московское речное пароходство» по лизинговой схеме и серию универсальных сухогрузов проекта RSD49 по заказу компании «Аншип». После того как «Верфь братьев Нобель» закончила свою серию танкеров по этому проекту, завод «Лотос» остался по сути единственной верфью в России, которая работает по государственной схеме лизинга.

Возможности производства наших предприятий, что касается гражданского судостроения, позволяют строить суда практически любого назначения  с ограничением только по требованиям габаритов шлюзов на российских реках.

Какое количество рабочих занято в судостроении в масштабах Астраханской области?

Эта цифра постоянно варьируется в зависимости от текущей загрузки предприятий и выполняемых проектов. Мы оценивали потенциальную загрузку судостроительных предприятий по строительству объектов освоения месторождения им. В.Филановского (при условии, что все три площадки будут работать на заказах «Лукойла» и строить одновременно и опорные основания, и верхние строения),  в пиковую загрузку это порядка 7 тысяч человек. Для Астраханского региона в современных условиях это много.
Например, на заводе «Лотос», для работы над проектом Лукойла численность производственного персонала была увеличена с 400 человек до 1300 за пару месяцев.

А в советское время?

Сказать сложно, потому что строительство завода завершено в конце 80-х годов. С начала 90-х до 2000-х он как-то перебивался заказами, переходил от одних акционеров к другим, и четкой  статистики по заводу нет. В 2010 году у завода появился хозяйственник в лице Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая разместила заказы, вначале сухогрузы, а затем и серию танкеров. С этого времени можно  прослеживать какую-то динамику.
В советские годы существовало Астраханское судостроительно-производственное объединение, которое включало в себя практически все судостроительно-судоремонтные предприятия, в том числе сопутствующие. И задействовано там было порядка 15 тыс. человек.

Действуют ли в области какие-то программы подготовки кадров для судостроительной промышленности?

Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области заинтересовано в повышении уровня квалификации специалистов различных отраслей. Организуются базовые кафедры непосредственно на ведущих производственных, перерабатывающих, сервисных предприятиях региона. Например, Институтом морских технологий, энергетики и транспорта Астраханского государственного технического университета (АГТУ) на ОАО «АСПО» организована базовая кафедра «Судостроение и энергетические комплексы морской техники», которая обеспечивает связь учебного процесса с проектной и производственной деятельностью предприятий. Часть образовательного процесса перенесена на производственные площадки и учебные классы АСПО, что позволяет реализовывать компетентный подход в образовании.

Действуют базовые кафедры АГТУ в ЗАО «Морской порт Оля», астраханском филиале Российского морского регистра судоходства. Открыты филиалы кафедр АГТУ в ОАО «Каспрыбхолодфлот», ФГУП «Росморпорт», ООО «ПКФ «Фатом».
Продолжается сотрудничество между институтом нефти и газа АГТУ и компанией Шлюмберже. Студенты института направляются в компанию для прохождения учебной и производственной практики.
Астраханским государственным университетом открыт ряд базовых кафедр на предприятиях Астраханской области, в том числе базовая кафедра «Сварочное производство» на ОАО «ССЗ «Красные Баррикады».

Министерством оказывается содействие в прохождении студентами учебной и производственной практики на машиностроительных, судостроительных, судоремонтных предприятиях, портах и судоходных компаниях.

Что касается средне-специального образования, то ГАОУ АО НПО «Профессиональное училище №3» готовит на бюджетной основе специалистов для судостроительной отрасли: судостроителей-судоремонтников металлических судов, электросварщиков ручной сварки, электрогазосварщиков, станочников и т.д. Партнерами училища выступают предприятия, курируемые министерством, это ОАО «АСПО», ОАО «ССЗ «Лотос», ОАО «Первомайский судоремонтный завод», ООО «Галактика». В 2012 году набор студентов составил 150 человек. Данным образовательным учреждением заключены договоры о направлении студентов на производственную практику на площадках судостроительных предприятий региона.

А владельцы судостроительных предприятий сами участвуют в подготовке кадров?

Конечно. Все предприятия являются партнерами этих учебных заведений, оказывают непосредственную поддержку. Например, в 2008-2009 году сначала «Каспийская энергия» с «Лотосом», потом и «Красные Баррикады» присоединились к программе обновления сварочных классов с новейшим оборудованием в учебных заведениях.

На каком уровне сейчас находятся взаимоотношения с ОСК? Ведь две из трех самых крупных площадок относятся к ОСК.

Правительство Астраханской области находится в режиме постоянного взаимодействия с руководством ОСК по всем вопросам развития астраханских судостроительных предприятий, входящих в ОСК. Все прекрасно понимают, что судостроительный завод «Лотос» является не только активом ОСК в Астраханской области, он также будет якорным элементом создаваемой особой экономической зоны промышленно-производственного типа. В октябре этого года проект создания особой экономической зоны в Астраханской области представлен Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву, получено его поручение о подготовке постановления Правительства РФ по завершению корректировки заявки в соответствии с критериями создания ОЭЗ.  Но если сейчас «Лотос» не будет показывать загрузку и положительные результаты своей деятельности, очень тяжело будет привлечь потенциальных экспонентов. 
 
Автор: Владислав Букин
Поделиться новостью
"Красные Баррикады", ОАО Россия+7(8512)61-20-10
"Судостроительный завод "Лотос", АО Россия, Нариманов+7 (8512) 29-00-34
"Первомайский судоремонтный завод", ЗАО Россия, Астрахань+7(8512)38-43-80
"Галактика", ООО Россия, Астрахань+7(8512)58-57-70, +7(8512)56-33-18
"Астраханское Судостроительное Производственное Объединение", АО Россия, Астрахань+7 (8512) 61-40-33


Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Коновалов Алексей Валериевич, 10.08.2014, 12:32При мне служащие чужие очень редки:
Все больше сестрины, свояченицы детки.
А. С. Грибоедов
 
Прочитав статью про загрузку от "Лукойла" и проработав недолго на ОАО ""ССЗ "Красные Баррикады", я
сделал выводы: загрузку "Лукойл", то дал, но зарплата очень низкая на ОАО ""ССЗ "Красные Баррикады", пошли задержки, почему я и уволился не в первый раз , карьерный рост практически не возможен.
Я уехал работать (надо кормить семью) в Центральную Россию, по крайней мере мне из трех разных организаций предлагали разные руководящие должности (хотя я специалист широкого профиля, но руководящие должности не занимал) и это там, где меня в глаза не видели и судили по мне только по резюме и телефонным разговорам со мной. Выходит, что нужны в этом заводе да и не только на этом предприятии, только родственники, кумавья  и пр., а не специалисты.
Штат работников ОАО огромный да и бесполезный, куча разных ненужных отделов, всяких разных замов и помощников директора , за такие зарплаты работают одни женщины, предпенсионный возраст, пенсионеры и неопытные молодняк-студенты, которые набирают опыт; да и через 2-3 года убегают на заработки, всяких начальников, замов и помов - их не обижают, держат их. Уровень подготовки ИТР слабоват, т.к. держится в основном на женщинах, студентах и пенсионерах, и с каждым годом все хуже и хуже. далее...
-0+
#Богданов Андрей, 10.08.2014, 13:21Тоже довелось поработать на этом заводе. И с сожалением лишь вынужден согласиться с Nord Colonist, правда на счёт кумовьёв не знаю, да и знать не хочу, а в остальном так  есть. Помню когда принимали меня, женщина из отдела кадров с не прикрытой усмешкой приговаривала: это ж надо 5,5 лет учится в институте, чтобы идти работать на такие зарплаты...Хотя не в зарплате дело, так как пошёл туда будучи работником другого завода: был в отпуске и решил поэкспериментировать. Эксперимент был не удачным, но это был мой первый опыт работы конструктором, хоть и негативный...

Предыдущая новость