Как уже всем известно, в начале мая планируется закладка двух универсальных десантных кораблей (УДК), о чем мы писали 30 января в публикации «Зачем России универсальные десантные корабли». Мы намеренно не упомянули о десантных катерах, которыми должны оснащаться первые отечественные УДК. В каком-то смысле они являются вторым главным оружием кораблей после вертолетов. С помощью десантных катеров осуществляется транспортировка оборудования и войск с десантных кораблей на берег. Кроме того, с их помощью можно выполнять гуманитарные операции.
Одними самых известных в мире десантных катеров является катера на воздушной подушке типа LCAC (США). Подобные катера базируются на всех УДК и кораблях-доках ВМС США. Их разработка началась еще в начале 1970-х годов. Начальная эксплуатационная готовность по катерам была достигнута в 1986 году. Всего было построено 82 катера. Последний был поставлен ВМС США в 2001 году. За рейс они способны перевезти до 68 тонн груза или 1 основной боевой танк «Абрамс» и до 180 человек десанта. Если упомянуть их основные характеристики, то они составляют: длина 26,4 м, ширина 14,3 м. Водоизмещение — 88 тонн и максимальная скорость (с грузом) — 40 узлов.
Еще одним известным типом десантных катеров-катамаранов является французский EDA-R (ранее L-Cat). В отличие от «американцев» их построили всего четыре штуки специально для базирования в док-камерах французских УДК типа Mistral. Два катера планировалось передать России, но в итоге вместе с «Мистралями» передали Египту. Их характеристики далеки от LCAC: длина 23 метра и ширина всего лишь 6,9. Максимальная скорость при полной нагрузке — всего 20 узлов. Вместе с ними были заказаны четыре десантных катера традиционного типа CTM NG, которые также достались Египту.
Российский ответ
Узнав о том, какие катера базируются на зарубежных УДК можно пофантазировать на тему кого мы видим на отечественных десантных кораблях. И тут вариантов немного, начнем с самых интересных — десантных катеров на воздушной подушке.
Размер имеет значение и по отношению к десантным катерам — однозначно. Первым в голову приходит самый крупный в мире корабль на воздушной подушке типа «Зубр». Эти корабли строились по проекту 12322 ЦМКБ «Алмаз» на судостроительных заводах «Море» и «Алмаз» в период с 1987 по 2014 годы. В настоящее время в составе ВМФ РФ осталось всего два корабля этого проекта: «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Корабли регулярно принимают участие в маневрах Балтийского флота и в исправном состоянии. Но их всего два. Еще один недостроенный находится в эллинге крымского завода. Планируется ли продолжение серии — неизвестно. СВП типа «Зубр» слишком дорогой в постройке и эксплуатации узкоспециализированный корабль.
В настоящий момент корабли данного проекта входят в состав ВМС Греции и ВМС Китая. При этом наш азиатский сосед, по слухам, планирует их использовать на своих новейших УДК типа 075. Самая главная сложность в использовании — их размеры. Отечественный УДК должен быть гигантским, таким, чтобы в него влез этот гигант, обладающий следующими размерами: длина 57,6 м, ширина 25,6 м, водоизмещение 555 тонн. Десантовместимость «Зубра» — 150 тонн.
Более подходящим к размещению на отечественных УДК могут стать десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена», спроектированные там же, где и «Зубр», в ЦМКБ «Алмаз». Эти катера строились на Хабаровском судостроительном заводе для отечественного флота и ВМС Южной Кореи. Все катера, которые входили в ВМФ РФ в 1994 году были переданы пограничникам, а через 10 лет успешно списаны. По информации источника «Корабел.ру», один или два готовых корабля до сих пор находятся в эллинге завода.
Разработка «Мурены» началась в 1979 году и за основу проекта был взят проект катеров на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар». В результате новые катера были крупнее предыдущего проекта, а водоизмещение выросло до 150 тонн.
В настоящее время новостей о продолжении постройки катеров типа «Мурена» нет. Но, в данных каталога продукции с сайта Объединенной судостроительной корпорации, есть информация об экспортной модификации «Мурена-Э» (проект 12061Э), которая была продемонстирована на стенде ОСК во время Международного военно-морского салона в 2019 году.
Основное назначение катеров проекта — высадка и сбор десанта и военной техники с оборудованных и необорудованных участков берега, а также транспортировка их морем. Согласно открытым данным, на катер может поместится 1 танк до 50 тонн или 2 БТР (БМП), или 140 десантников. Размеры катера близки к «американцу»: длина 31,3 м, ширина 14,6 м, водоизмещение — 104 тонны. Уже понятно, что «Мурена» может стать отличным катеров для первых отечественных УДК. Хорошей особенностью катеров в том, что их эксплуатация возможно при температурах до — 40 градусах по Цельсию. От этого возникает закономерный вопрос — из какого чудо-материала сделана их «юбка», раз способна ходить в таких экстремальных условиях. Идеально для Северного и Тихоокеанского флота. А тот факт, что экспортный вариант «Мурены» победил в тендере на поставку трех катеров для ВМС Южной Кореи — добавляет бонусы в копилку будущего заказа для ВМФ РФ и делает его желанным гостем в доках десантных кораблей.
Корея до сих пор используют десантные катера и весьма довольны этим приобретением. Списание или их замена пока не планируется. «Мурены-Э» будут оставаться в строю в течение длительного времени.
Еще один претендент на роль десантного катера для будущего УДК — десантный катер проекта 11770 «Серна» разработки ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Их предназначение — в больших количествах прорваться к берегу, занятому противником, и быстро высадить десант. Благодаря небольшим размерам (длина 25,8 м, ширина 5,8) их можно разместить внутри десантного дока корабля в большом количестве. Но есть и обратная сторона, из-за малых размеров есть сложности с перевозкой грузов в штормовых условиях. На его борт может поместится 1 танк или 2 БМП (БТР) и 92 десантника.
Следующий катер в нашем списке — «Дюгонь». Он разработан там же, где и «Серна», поэтому является его преемником, хотя он чуть крупней. Он способен взять на борт два танка или 3 БТР (БМП). Корпус катера сделан из коррозионностойких алюминиево-магниевых сплавов. Длина катера 45 м, ширина 8,6 м, осадка 1,9 м. Экипаж 6 человек. Полное водоизмещение 280 тонн. Скорость полного хода — до 50 узлов. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны, мощными дизелями и вентилируемыми водометными движителями.
В настоящее время в составе ВМФ РФ пять катеров типа «Дюгонь». Все они построены в период с 2006 по 2015 годы и служат в составе Балтийского и Тихоокеанского флотов, а также Каспийской флотилии.
Итог
Как результат существует четыре интересных варианта, один из которых совершенно фантастический — «Зубр». И он может быть реализован только в случае постройки УДК подходящего под него размера. «Серна» — тоже вариант, но логичней использовать более современную «Дюгонь». И как представляется идеальным вариантом станет использование сразу двух типов катеров «Мурена» и «Дюгонь» именно таким способом возможности УДК будут использоваться на 100%. Самое главное — не придумывать ничего нового, чтобы не терять время и деньги.
Похожие материалы:
- Зачем России десантные корабли проекта «Кайман»
- Экскурсия по десантному кораблю «Иван Грен»
- Зачем России десантные корабли?
- Большой десантный корабль «Иван Грен» прибыл в пункт базирования — Североморск (фоторепортаж)
- Нереализованные проекты СССР: транспортно-десантная атомная подлодка
- Зачем России десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322


















