Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова
Проекты: 11711
- A + Автор: Олег Кулешов КомментарииПрочитано 19187 раз   |
Приглашаем вас совершить фотоэкскурсию по новейшему большому десантному кораблю "Иван Грен" и узнать о истории его создания.
22 апреля на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" состоится закладка двух больших десантных кораблей проекта 11711. Об этом стало известно в ходе селекторного совещания под руководством Сергея Шойгу, которое состоялось 9 апреля в Национальном центре управления обороной РФ.
 
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру

Во время совещания министр обороны обратил внимание на ряд предстоящих значимых мероприятий: 23 апреля состоится закладка кораблей дальней морской зоны - двух фрегатов проекта 22350 на судостроительном заводе "Северная верфь" в Санкт-Петербурге и двух больших десантных кораблей проекта 11711 на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде. Одновременно на "Северной верфи" будет проведена стыковка крупных блоков корпуса корвета проекта 20386.

Обновление десантного флота - одна из приоритетных задач ВМФ России. В июне 2015 году главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков (с 2016 года эту должность занимает Владимир Королев) заявил, что состав десантных судов будет практически полностью заменен к 2050 году.

"Необходимость обновления состава десантных кораблей на всех флотах давно назрела. Это учтено кораблестроительной программой. Главное командование разработало и разрабатывает технические требования… по большинству проектов  десантных кораблей - от десантного катера до большого десантного корабля", - сказал Чирков.
 
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру

Проект 11711

С десантными кораблями проекта 11711 мы знакомили вас в прошлом материале, в котором рассказывали о проектах российских десантных кораблей. По состоянию на 12 апреля, головной корабль серии - "Иван Грен" - находится в составе Северного флота. Второй - первый серийный - в данный момент готовится к выходу на первые заводские ходовые испытания. Имена третьего и четвертого корабля, которые будут заложены, неизвестны. 
 
Командир БДК "Иван Грен" Виктор Васильев / Корабел.ру

Проект разработан Невским проектно-конструкторским бюро в период с 1988 по 2004 год для замены устаревших БДК проектов 775 и 1171. Бюро возглавляет генеральный директор и генеральный конструктор А. Виглин, а главным конструктором проекта является В. Суворов. За основу взят проект корпуса БДК проекта 1171, так как за десятилетия службы в советском, а затем и в российском флоте, он себя хорошо зарекомендовал. Большая часть конструкций претерпела серьезные изменения, и главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта.

Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырехстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана Sormec M500/SA грузоподъемностью 15 тонн в походном положении. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение).
 
Кран Sormec M500/SA грузоподъемностью 15 тонн в походном положении / Корабел.ру

На корабле смонтирован палубный ангар для двух транспортно-боевых вертолетов типа Ка-29. На борту имеются три моторные лодки.
 
Палубный ангар двух транспортно-боевых вертолетов типа Ка-29 / Корабел.ру

Неповторимый облик кораблю придает развитый бак с большим изгибом и возвышением над ватерлинией, конструкция и размеры которого обусловлены использованием инженерных понтонов для нового неконтактного способа высадки, а также применением носового гидродинамического обтекателя бульбового типа в подводной части корабля.
 
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру

Неконтактный способ предполагает использование инженерных понтонов, наподобие тех, которые применяют сухопутные войска при форсировании водных преград. Из нескольких понтонов формируется наплавной мост, по которому тяжелая и легкая техника может передвигаться и высаживаться непосредственно на берег, имеющий уклон менее 3 градусов. Такой метод давно используется за рубежом, но в отечественном флоте применен впервые. Также новшеством для отечественного флота является возможность перевозки на верхней палубе 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам и выгрузки их на плавсредства или причальную стенку.
 
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру

В процессе достройки корабля проект три раза корректировался в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения ТТХ, а по причине недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. По первоначальному проекту планировалось вооружить корабль новой 100-мм артиллерийской системой А-190М и двумя зенитно-артиллерийскими комплексами "Палаш", для огневой поддержки десанта предусматривались две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М".
 
Ходовя рубка / Корабел.ру

В итоге по причине выдвинутого уже в процессе строительства требования экономии бюджетных средств и сокращения сроков строительства состав вооружения был существенно сокращен и задача по огневой поддержки десанта с корабля была снята.
 
Кают-компания / Корабел.ру

Установленное вооружение включает в себя две артиллерийские системы аналогичного назначения и одинакового калибра – носовую 30-мм артустановку АК-630М-2 "Дуэт" и две кормовых 30-мм артустановки АК-630М с системой управления огнем 5П-10-03 "Ласка". Такой состав вооружения нехарактерен для других кораблей ВМФ России и является скорее компромиссом между необходимостью и возможностями гособоронзаказа. Предусмотренные проектом два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета МТПУ "Жало" и переносные ПЗРК на время ходовых испытаний не устанавливались.
 
Командир БДК "Иван Грен" Виктор Васильев / Корабел.ру

"Иван Грен" способен принять на борт 13 основных боевых танков, состоящих на вооружении ВС России, либо 36 единиц гусеничной или колесной боевой техники в габаритах боевой машины пехоты, а также 300-380 человек десанта с вооружением, амуницией и боеприпасами. Общая масса различных грузов, принимаемых на борт корабля, составляет до 1500 тонн.
 
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-реверс-редукторных агрегатов ДРРА-3700 на основе дизеля 10Д49 с системой управления турбонаддувом СУТН-10060, работающих на винт фиксированного шага и обеспечивающих кораблю скорость до 18 узлов. Эффективная мощность одного агрегата – 5200 л.с. В каждом машинном отделении расположено по два вспомогательных дизель-генератора АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С. Один дизель-генератор обеспечивает все потребности в электроэнергии в стояночном режиме, два дизель-генератора – гарантированное питание в боевом режиме.
 
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру

18 мая 2012 года корабль был спущен на воду, при этом было объявлено решение о строительстве серии из шести подобных кораблей. Но после закладки второго корабля, получившего название "Петр Моргунов", серию сократили до двух единиц. Решение о дальнейшем строительстве аналогичных кораблей будет принято после проведения всесторонних испытаний головного. Также в 2003 году было анонсирована разработка экспортного варианта БДК – проект 11711Э.
 
Медблок / Корабел.ру

25 июня 2016 года БДК "Иван Грен" впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря. А с 15 августа 2016 года он встал на якорь в акватории Финского залива для приема на борт вертолета Ка-29 и проведения испытаний авиационного комплекса.
 
Спортзал / Корабел.ру

В период выполнения программы испытаний в Финском заливе кораблю пришлось выполнить первую в своей жизни спасательную операцию. 29 августа в районе 15:00 проходящий мимо корабля малоразмерный частный катер "Швед" с регистрационным номером Р7246ЛХ подал сигнал бедствия и запросил помощь. Катер следовал из Финляндии в Санкт-Петербург и попал в шторм 3-4 балла с ветром до 12 м в секунду. Неожиданно для капитана судна волнами из якорного клюза выбило якорь и стравилась за борт вся якорь-цепь, которую из-за неисправности шпилевого устройства пришлось обрезать. Находящиеся на борту пассажиры, в том числе двое детей, сильно укачались. Катер плохо управлялся на волне, но имел ход и связь.
 
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру

Капитан катера запросил командира поднять катер на борт, но поскольку у него не было специального спускоподъемного устройства, существовала угроза во время сильного волнения при подъеме разбить катер о борт. Учитывая сложившуюся ситуацию, командир корабля принял решение прикрыть катер от волн и, поставив его в кильватер, сопроводил в безопасный район, поддерживая постоянную связь на УКВ. В двух милях от мелководного берега Зеленогорска БДК передал потерпевшего силам МЧС, которые ошвартовали катер в акватории зеленогорского яхт-клуба около 20:00.
 
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру

Передача флоту и подъем флага состоялись 20 июня 2018 года - корабль вошел в состав Северного Флота, а спустя четыре месяца взял курс на Североморск, куда прибыл 22 октября. Переход корабля проходил в сложных гидрометеорологических условиях. Материальная часть и личный состав отработали в штатном режиме. 

Похожие материалы:
Зачем России десантные корабли
 
Автор: Олег Кулешов
Поделиться новостью
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Россия, Калининград+7 (401) 264-86-41, +7 (401) 261-31-80
"Невское проектно-конструкторское бюро", ПАО Россия, Санкт-Петербург+7(812)356-05-66

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   4.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость