Есть в Архангельске, на Мосееве острове организация - экспедиционный отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ (АСПТР). В составе Северного морского пароходства она существует с 1957 года. В ее функции всегда входило выполнение задач, связанных с экстремальными условиями на море, когда гибли люди, когда тонули суда, когда от последствий аварий страдала природа. Советское государство, помня, что морской транспорт - сфера повышенного риска, заботилось о достаточном количестве спасательных судов, о поддержании их в постоянной готовности. Благодаря оперативности действий спасательной службы последствия бедствий на море были минимальными.
Десять лет назад государственное предприятие - Северное морское пароходство акционировалось. Надо отдать должное руководству СМП: получив отряд АСПТР как "довесок" к транспортному флоту только потому, что имущество не подлежало приватизации, пароходство не оставило его ржаветь в дальнем углу Соломбалы, не предложило работникам уйти "по собственному желанию". Морские спасатели теперь уже в доверительном управлении ОАО продолжали нести вахту по обеспечению безопасности на Белом море. Основные расходы по содержанию, обновлению оборудования несли те, кто согласился управлять госимуществом.
Сейчас, когда мы все больше начинаем сожалеть о бездумном разрушении всего полезного, что было у нас до наступления рыночных отношений, положение отряда АСПТР таково: федеральное имущество сохранено, сохранены и квалифицированные кадры. Отряд успешно выполняет государственные задачи и расширяет круг своей деятельности.
В летний период для поддержания аварийно-спасательной готовности на акватории моря дежурит быстроходный катер "Метель". Мощность его двигателей позволяет развивать скорость до 17 узлов, в судовых помещениях могут располагаться до сорока спасенных. На борту катера находится спасательный плот, способный принять с воды этих людей. Зимой наряду с ледокольными проводками и буксировочными операциями функции судов-спасателей выполняют ледоколы "Диксон" и "Капитан Косолапов".
Для выполнения мобилизационных заданий морскими спасателями отрядом получено Свидетельство МЧС. Имеется лицензия на право освидетельствования судовых спасательных средств - плотов, гидрокостюмов, жилетов, кругов. Обучение плавсостава методам выживания на море проводится на учебно-тренировочном судне "Котлас" - это тоже ЭО АСПТР.
Вопросы экологической безопасности в последние годы получили первостепенное значение. По распоряжению Министерства транспорта в 2003 году в порту Архангельск на базе отряда практически с "нуля" создано подразделение по ликвидации разливов нефтепродуктов. Сейчас в его составе 10 человек. У каждого из них достаточно знаний и опыта, свои профессиональные навыки они постоянно совершенствуют на учениях и тренировках.
Для нужд подразделения (снова за счет Северного пароходства) приобретено дорогостоящее оборудование - 250 метров бонового надувного заграждения, нефтесборная система, позволяющая полностью очищать от загрязнения поверхность воды даже при сильном волнении моря.
Предвидя угрозу загрязнения окружающей среды, чтобы как-то распределить и объемы работ, и расходы по содержанию подразделений, работающих на ликвидации разливов, бывший глава областной администрации Анатолий Ефремов еще в прошлом году утвердил перечень предприятий, которым вменялось в обязанность либо создание собственного формирования по ликвидации разлива нефтепродуктов, либо составление договора с созданным в АСПТР профессиональным подразделением.
Прошло время. Но лишь морская администрация порта Архангельск и "Бункерная компания" это требование выполнили. Остальные 25 организаций, занимающиеся морскими перевозками, делают вид, что о нем не слышали или выставляют АСПТР такие условия, что теряется сам смысл работы профессионального подразделения.
И вот что говорит по этому поводу начальник отряда АСПТР Павел Васильевич Подъяков:
- Для сведения, перечень потенциально опасных по разливу нефтепродуктов предприятий опубликован в газете "Волна" в ноябре 2003 года. Список охватывает объекты различной ведомственной принадлежности. Практика показала, что достаточных средств и обученного персонала у этих предприятий нет. Зато есть большое количество судов, береговые емкости, где хранится огромное количество мазута, дизтоплива, бензина.
Не хотелось бы пророчить, но беда может случиться в любой момент. Зная истинное положение дел в охране окружающей среды, наше профессиональное подразделение на очистку акватории готово пойти и задачу свою выполнит.
Слова словами, но необходимость существования специального подразделения продиктовала сама жизнь. В ночь на 18 июня при подходе к причалу лесозавода N 16-17 теплохода "Иоганн Махмасталь" произошла авария с буксиром "БК-1", помогавшим грузовому судну швартоваться. Экипаж, к счастью, уцелел. Но катер затонул на Соломбальском рейде. На место аварии прибыл катер "Метель", подразделение по ликвидации разливов приступило к оперативным действиям. Водолазы, спустившись на девятиметровую глубину, заглушили отверстия, через которые было возможно поступление топлива в Северную Двину. На поверхности реки была выставлена обоновка. Дежурство работников АСПТР на месте аварии продолжалось до 22 июня - момента подъема "БК-1" со дна реки.
Десять лет назад государственное предприятие - Северное морское пароходство акционировалось. Надо отдать должное руководству СМП: получив отряд АСПТР как "довесок" к транспортному флоту только потому, что имущество не подлежало приватизации, пароходство не оставило его ржаветь в дальнем углу Соломбалы, не предложило работникам уйти "по собственному желанию". Морские спасатели теперь уже в доверительном управлении ОАО продолжали нести вахту по обеспечению безопасности на Белом море. Основные расходы по содержанию, обновлению оборудования несли те, кто согласился управлять госимуществом.
Сейчас, когда мы все больше начинаем сожалеть о бездумном разрушении всего полезного, что было у нас до наступления рыночных отношений, положение отряда АСПТР таково: федеральное имущество сохранено, сохранены и квалифицированные кадры. Отряд успешно выполняет государственные задачи и расширяет круг своей деятельности.
В летний период для поддержания аварийно-спасательной готовности на акватории моря дежурит быстроходный катер "Метель". Мощность его двигателей позволяет развивать скорость до 17 узлов, в судовых помещениях могут располагаться до сорока спасенных. На борту катера находится спасательный плот, способный принять с воды этих людей. Зимой наряду с ледокольными проводками и буксировочными операциями функции судов-спасателей выполняют ледоколы "Диксон" и "Капитан Косолапов".
Для выполнения мобилизационных заданий морскими спасателями отрядом получено Свидетельство МЧС. Имеется лицензия на право освидетельствования судовых спасательных средств - плотов, гидрокостюмов, жилетов, кругов. Обучение плавсостава методам выживания на море проводится на учебно-тренировочном судне "Котлас" - это тоже ЭО АСПТР.
Вопросы экологической безопасности в последние годы получили первостепенное значение. По распоряжению Министерства транспорта в 2003 году в порту Архангельск на базе отряда практически с "нуля" создано подразделение по ликвидации разливов нефтепродуктов. Сейчас в его составе 10 человек. У каждого из них достаточно знаний и опыта, свои профессиональные навыки они постоянно совершенствуют на учениях и тренировках.
Для нужд подразделения (снова за счет Северного пароходства) приобретено дорогостоящее оборудование - 250 метров бонового надувного заграждения, нефтесборная система, позволяющая полностью очищать от загрязнения поверхность воды даже при сильном волнении моря.
Предвидя угрозу загрязнения окружающей среды, чтобы как-то распределить и объемы работ, и расходы по содержанию подразделений, работающих на ликвидации разливов, бывший глава областной администрации Анатолий Ефремов еще в прошлом году утвердил перечень предприятий, которым вменялось в обязанность либо создание собственного формирования по ликвидации разлива нефтепродуктов, либо составление договора с созданным в АСПТР профессиональным подразделением.
Прошло время. Но лишь морская администрация порта Архангельск и "Бункерная компания" это требование выполнили. Остальные 25 организаций, занимающиеся морскими перевозками, делают вид, что о нем не слышали или выставляют АСПТР такие условия, что теряется сам смысл работы профессионального подразделения.
И вот что говорит по этому поводу начальник отряда АСПТР Павел Васильевич Подъяков:
- Для сведения, перечень потенциально опасных по разливу нефтепродуктов предприятий опубликован в газете "Волна" в ноябре 2003 года. Список охватывает объекты различной ведомственной принадлежности. Практика показала, что достаточных средств и обученного персонала у этих предприятий нет. Зато есть большое количество судов, береговые емкости, где хранится огромное количество мазута, дизтоплива, бензина.
Не хотелось бы пророчить, но беда может случиться в любой момент. Зная истинное положение дел в охране окружающей среды, наше профессиональное подразделение на очистку акватории готово пойти и задачу свою выполнит.
Слова словами, но необходимость существования специального подразделения продиктовала сама жизнь. В ночь на 18 июня при подходе к причалу лесозавода N 16-17 теплохода "Иоганн Махмасталь" произошла авария с буксиром "БК-1", помогавшим грузовому судну швартоваться. Экипаж, к счастью, уцелел. Но катер затонул на Соломбальском рейде. На место аварии прибыл катер "Метель", подразделение по ликвидации разливов приступило к оперативным действиям. Водолазы, спустившись на девятиметровую глубину, заглушили отверстия, через которые было возможно поступление топлива в Северную Двину. На поверхности реки была выставлена обоновка. Дежурство работников АСПТР на месте аварии продолжалось до 22 июня - момента подъема "БК-1" со дна реки.