Мировой бункеровочный рынок переживает эпоху перемен: ужесточаются требования к качеству топлива, топливозаправщики переходят на дорогие двухкорпусные танкеры. Это ведет к вытеснению с рынка мелких игроков. В полной мере эти процессы характерны для Европы. Однако эксперты считают, что российский бункеровочный рынок не сможет остаться в стороне от тенденции и будет перераспределен в пользу высокотехнологичных компаний и крупных нефтяных корпораций. Об этом пишет ГУДОК.
Согласно протоколу Международной конвенции по предотвращения загрязнений с судов (МАРПОЛ 73/78) Балтийское, Северное моря, Ла-Манш объявлены особой зоной, в которой запрещается использование судового топлива с содержанием серы более 1,5 %. Во всех остальных районах мира предельное содержание серы в судовых топливах не должно превышать 4,5%. Впрочем, такое послабление касается только торгового флота, поскольку все пассажирские суда и паромы должны использовать только низкосернистое топливо.
Россия не принадлежит к числу стран, ратифицировавших конвенцию, поэтому никаких дополнительных контрольных процедур в наших портах пока не ожидается. Однако это впрямую касается российских судоходных компаний, работающих на международных рейсах, и российских бункеровщиков, заправляющих иностранные суда.
Несмотря на некоторое снижение объемов морских перевозок отечественными судами, российский рынок бункеровки растет невиданными темпами. По данным президента Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков («Росморречбункер») Виталия Ковалева, если раньше ежегодный прирост объемов продаж судового топлива, к примеру, в петербургском порту не превышал 10% в год, то уже в первой половине 2007 года рынок вырос на 20%. Похожая ситуация наблюдается и в других портах.
Бункеровка судов топливом – важнейшая часть портового сервиса в любой стране мира. Популярность и привлекательность российских портов однозначно повышается, если растет качество бункеровочных услуг, считает Виталий Ковалев.
Директор по коммуникациям «Росморречбункер» Ольга Богачева уверена, что на росте потребления бункерного топлива сказалось общее ускорение развития экономики России и, как следствие, увеличение количества судозаходов в порт Санкт-Петербурга примерно на 17%. В первом полугодии 2007 года в порт зашло 6000 судов – на тысячу больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Одновременно стремительно растет спрос на низкосернистое топливо. Генеральный директор ОАО «ЭКО Феникс Холдинг» Владимир Грызлов рассказал «Гудку», что если до введения ограничения на использование «грязного» топлива соотношение продаж бункерного топлива с низким и высоким содержанием серы составляло 30% на 70%, то за 2007 год оно изменилось на диаметрально противоположное.
По данным «Росморречбункер», в России из четырех десятков нефтеперерабатывающих заводов низкосернистую солярку выпускают семь. Общий объем продукта – 7,9 млн тонн. В принципе, этого более чем достаточно для покрытия потребностей российских бункеровщиков, работающих с судами, перемещающимися в Балтийском море, но при расширении «экологической» зоны ситуация может измениться.
Впрочем, судоходные компании ищут свои пути решения проблемы. Например, на судах делят топливные емкости и заливают низкосернистое топливо только для прохождения «экологически чистой зоны», а дальше идут на дешевой солярке. Например, чтобы пересечь Балтийское море, требуется 70 – 100 тонн, пояснили в «Росморречбункер».
Между тем европейские нормы на содержание серы могут стать одной из причин снижения в России числа мелких бункеровочных компаний, которые будут вытеснены мощными нефтяными корпорациями. Причем последние могут применять агрессивную тактику. Например, директор по региональному развитию группы компаний «Роснефтетрейд» Алексей Ручков напомнил «Гудку», как в свою бытность компания «ЮКОС» входила на бункерный рынок за счет колоссального демпинга. Чем крупнее нефтетрейдер, тем легче ему минимизировать издержки и привлечь клиентов за счет более конкурентных цен и высокого уровня сервиса. Первый новый игрок на бункерном рынке не заставил себя ждать. ОАО «Газпромнефть» зарегистрировало дочернее предприятие ООО «Газпромнефть Марин Бункер», которое будет заниматься исключительно поставкой нефтепродуктов для морского транспорта. По словам Александра Дюкова, президента ОАО «Газпромнефть», компания планирует создать собственную бункерную сеть в российских портах, а затем закрепиться на международных рынках.
Виталий Ковалев не стал гадать, какой крупный нефтетрейдер следующим объявит рынок бункеровки зоной стратегических интересов. Однако полностью согласен с тем, что «Газпромнефть Марин Бункер» – первая, но не последняя ласточка этого рынка.
Россия не принадлежит к числу стран, ратифицировавших конвенцию, поэтому никаких дополнительных контрольных процедур в наших портах пока не ожидается. Однако это впрямую касается российских судоходных компаний, работающих на международных рейсах, и российских бункеровщиков, заправляющих иностранные суда.
Несмотря на некоторое снижение объемов морских перевозок отечественными судами, российский рынок бункеровки растет невиданными темпами. По данным президента Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков («Росморречбункер») Виталия Ковалева, если раньше ежегодный прирост объемов продаж судового топлива, к примеру, в петербургском порту не превышал 10% в год, то уже в первой половине 2007 года рынок вырос на 20%. Похожая ситуация наблюдается и в других портах.
Бункеровка судов топливом – важнейшая часть портового сервиса в любой стране мира. Популярность и привлекательность российских портов однозначно повышается, если растет качество бункеровочных услуг, считает Виталий Ковалев.
Директор по коммуникациям «Росморречбункер» Ольга Богачева уверена, что на росте потребления бункерного топлива сказалось общее ускорение развития экономики России и, как следствие, увеличение количества судозаходов в порт Санкт-Петербурга примерно на 17%. В первом полугодии 2007 года в порт зашло 6000 судов – на тысячу больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Одновременно стремительно растет спрос на низкосернистое топливо. Генеральный директор ОАО «ЭКО Феникс Холдинг» Владимир Грызлов рассказал «Гудку», что если до введения ограничения на использование «грязного» топлива соотношение продаж бункерного топлива с низким и высоким содержанием серы составляло 30% на 70%, то за 2007 год оно изменилось на диаметрально противоположное.
По данным «Росморречбункер», в России из четырех десятков нефтеперерабатывающих заводов низкосернистую солярку выпускают семь. Общий объем продукта – 7,9 млн тонн. В принципе, этого более чем достаточно для покрытия потребностей российских бункеровщиков, работающих с судами, перемещающимися в Балтийском море, но при расширении «экологической» зоны ситуация может измениться.
Впрочем, судоходные компании ищут свои пути решения проблемы. Например, на судах делят топливные емкости и заливают низкосернистое топливо только для прохождения «экологически чистой зоны», а дальше идут на дешевой солярке. Например, чтобы пересечь Балтийское море, требуется 70 – 100 тонн, пояснили в «Росморречбункер».
Между тем европейские нормы на содержание серы могут стать одной из причин снижения в России числа мелких бункеровочных компаний, которые будут вытеснены мощными нефтяными корпорациями. Причем последние могут применять агрессивную тактику. Например, директор по региональному развитию группы компаний «Роснефтетрейд» Алексей Ручков напомнил «Гудку», как в свою бытность компания «ЮКОС» входила на бункерный рынок за счет колоссального демпинга. Чем крупнее нефтетрейдер, тем легче ему минимизировать издержки и привлечь клиентов за счет более конкурентных цен и высокого уровня сервиса. Первый новый игрок на бункерном рынке не заставил себя ждать. ОАО «Газпромнефть» зарегистрировало дочернее предприятие ООО «Газпромнефть Марин Бункер», которое будет заниматься исключительно поставкой нефтепродуктов для морского транспорта. По словам Александра Дюкова, президента ОАО «Газпромнефть», компания планирует создать собственную бункерную сеть в российских портах, а затем закрепиться на международных рынках.
Виталий Ковалев не стал гадать, какой крупный нефтетрейдер следующим объявит рынок бункеровки зоной стратегических интересов. Однако полностью согласен с тем, что «Газпромнефть Марин Бункер» – первая, но не последняя ласточка этого рынка.