реклама
Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Зачем России тральщики из стеклопластика

Новейшие российские тральщики из стеклопластика. Модернизация старых проектов, или что-то совершенно новое? Ответ здесь.

Буквально неделю назад в стапельно-корпусном цехе №3, Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ), была произведена закладка очередного корабля противоминной обороны, получившего имя "Петр Ильичев". Заложенный корабль стал шестым представителем проекта 12700. Планируется, что его передача флоту произойдет в 2020 году. Фоторепортаж с этого события можно посмотреть в конце материала.
 

Закладка шестого корабля противоминной обороны проекта 12700 / Корабел.ру


Корабли противоминной обороны можно называть и по-старому - тральщиками, но это будет неверно. В корабли проекта 12700 внедрено настолько много новшеств, что говорить "тральщик" - то же самое, что назвать крейсер броненосцем. Хотя основная функция его та же - поиск и уничтожение мин в акваториях военно-морских баз на безопасной для корабля дистанции. 
 

Закладка шестого корабля противоминной обороны проекта 12700 / Корабел.ру


Проект 12700 с шифром "Александрит" разработан в ЦМКБ "Алмаз". Главное отличие от тральщиков предыдущих проектов в том, что его корпус полностью сделан из стеклопластика. Благодаря этому, корабль обладает немагнитностью. Кроме того, у него выше прочность, чем у старых кораблей, а это значит, что срок службы дольше.

Основные характеристики проекта:

  • водоизмещение — 890 т,
  • длина — 62 м,
  • ширина — 10 м,
  • скорость хода при полном водоизмещении — 16 узл.,
  • экипаж — 44 чел.
Корабль противоминной обороны "Александр Обухов" / Корабел.ру


Также стоит не забывать тот факт, что ассортимент морских мин стал больше, чем это было 30 лет назад, и они стали еще более умными. Теперь на них установлены многоканальные комбинированные взрыватели, и такие мины практически не поддаются традиционному тралению.

Оснащение

Помимо традиционного трального оборудования, на кораблях проекта 12700, а также на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах размещается комплекс гидроакустических станций, которые обладают автоматизированной системой управления противоминными действиями.

Безэкипажный катер

Несмотря на обилие различных противоминных систем, головной корабль проекта 12700 является носителем безэкипажного катера "Inspeсtor Mk 2", произведенного силами французской компании "ECA Group". Он представляет собой управляемую с корабля-носителя противоминную систему. Девятиметровый катер оснащен активной гидроакустической системой (ГАС) миноискания на выдвижной мачте в носовой части (для поиска мин на глубине до 10 м, включая якорные), буксируемой ГАС бокового обзора TOWSCA (для поиска мин на глубинах от 10 до 100 м, включая объекты на дне) и различными дистанционно управляемыми подводными аппаратами для поиска и уничтожения мин. Безэкипажный катер может эффективно действовать на удалении до 10 км от корабля-носителя.


Будут ли оснащаться новые корабли проекта 12700 французскими безэкипажными катерами - неизвестно. Есть вероятность, что вместо "французов" на кораблях будет размещаться безэкипажный катер "Искатель" разработки санкт-петербургского научно-производственного предприятия "Авиационная и морская электроника". Он имеет меньшие размерения, чем ЕСА Inspector Mk 2. Полное водоизмещение "Искателя" - 5,4 тонны, длина - 8,4 м, ширина - 3 м, высота - 3,4 м. Масса полезной нагрузки - 500-600 кг. Катер оснащен двумя дизельными двигателями мощностью по 220 л.с, скорость полного хода 25 узл. Автономность до 7 суток.
 

Надводные объекты комплекс обнаруживает и сопровождает на дальности 5 км при помощи дистанционно-управляемой оператором круглосуточной оптико-электронной системы наблюдения. Кроме того, на борту предусматривается возможность установки дополнительного гидролокационного оборудования. Корпус катера был создан фирмой "Нептун", радиолинии связи разработана в рыбинском КБ "Луч", непосредственно в НПП АМЭ занимались созданием электронной аппаратуры и комплексированием системы в целом.

Первый - "Александр Обухов"

Первый, головной, корабль проекта был заложен в 2011 году под именем "Александр Обухов". Подготовка к его строительству осуществлялась с 2002 года, а в 2007 году был подписан контракт между СНСЗ и Минобороны на выполнение опытно-конструкторских работ по постройке головного корабля проекта 12700.
 

Корабельный корпус "Александра Обухова", который, кстати, является самым первым и самым большим в мире сделанным из монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии, был завершен в конце 2012 года, после чего был произведен его вывод на корабельную набережную для достройки.

Швартовные испытания корабля были начаты в феврале 2015 года, а уже после успешно проведенных испытаний он был принят в состав Балтийского флота.

Сегодня корабль не стоит без дела. Он выполняет в море учебные задачи, среди которых – комплекс артиллерийских стрельб по учебным морским и воздушным целям, учения по противовоздушной обороне, постановке контактных и неконтактных тралов, поиску и тралению мин, различные корабельные тренировки.

Второй - "Георгий Курбатов"

В апреле 2015 года на Средне-Невском судостроительном заводе был заложен второй корабль противоминной обороны, названный "Георгий Курбатов". Его строительство было приостановлено до прохождения испытаний головного корабля "Александр Обухов". В июне 2016 года корпус тральщика серьезно пострадал во время пожара.

Сегодня все последствия пожара устранены, и постройка корабля возобновлена. Планируемая передача флоту - 2020 год.
 

2015 год - закладка корабля ПМО "Георгий Курбатов! / "СНСЗ"


Третий - "Иван Антонов"

В ноябре 2016-го началось формирование корпуса третьего тральщика, получившего имя "Иван Антонов", а в январе 2017 года состоялась его официальная закладка.

25 апреля 2018 года был произведен спуск корабля. В данный момент он находится в процессе достройки. Планируемая передача флоту - октябрь 2018 года.
 

Остальные

Остальные три корабля, "Владимир Емельянов", "Яков Баляев", "Петр Ильичев", находятся в различных стадиях постройки, и их передача флоту состоится в 2019-2020 годах.
 

Строительство шестого корабля противоминной обороны проекта 12700 / Корабел.ру


Есть информация о том, что подписан контракт еще на два корабля, но в данный момент подтверждений этому в Сети найти не удалось.

Материалы по теме:

"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51



Комментарии   4.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Леонов Владимир Васильевич, 07.08.2018, 19:24А теперь автор статьи расскажет нам, каким образом на кораблях  с корпусами из стеклопластика выполняются требования ВМФ по снижению уровней физических полей, излучаемых кораблями. Эти физ.поля (особенно низкочастотное электромагнитное поле)  приводят к срабатыванию неконтактных взрывателей мин и торпед. На любом корабле многочисленными источниками электрических и  магнитных полей являются вращающиеся роторы электродвигателей, электрогенераторов и электромашинных преобразователей. Стальной корпус является экраном для таких полей. А стеклопластиковый корпус как решает данную проблему?
-0+
#Кулешов Олег Васильевич, 08.08.2018, 16:41Почему вы решили, что металлический корпус является экраном? Само определение подразумевает обратное: размагничивание корабля - процесс уменьшения намагниченности корпуса...
-0+
#Popova Olga, 10.08.2018, 09:32А как решается проблема эта на проектах с деревянными корпусами?)) Корпус  сам по себе не решает на тральщике подобные задачи
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.08.2018, 19:36Возникает вопрос: зачем на тральщике из композита - беспилотник "Искатель" из алюминия?? :)
Свежие новости