реклама

"За нашими плечами десятки реализованных проектов катамаранов и композитных судов"

Список российских конструкторских бюро пополнился еще одной компанией. В Москве недавно открылось КБ "АН Марин Консалтинг". Считать её новичком на рынке судостроения нельзя, у руля компании стоит Альберт Назаров – пожалуй, самый известный сторонник развития композитного судостроения в России.
18-метровый спасательный катамаран проекта SM18 с противопожарным оборудованием из композита/углепластика. Проект AMD, судно имеет класс Ллойда / Фото: "Солас Марин"

– Как продвигается работа над малым пассажирским судном для южных регионов России? 

– Мы начали работу над этим проектом в инициативном порядке. Восстановление причальной инфраструктуры в регионе – это стратегическая задача, на решение которой уйдут десятилетия. Сегодня необходимы проекты пассажирских судов, рассчитанных на вместимость автобуса (до 50 человек), которые будут способны высаживать пассажиров на необорудованный берег. Мы создали концептуальный проект пассажирского судна из композитов с основными расчетами. Надеемся пропустить его через процедуру "одобрения в принципе" Регистром, чтобы согласовать основные технические решения. Мы понимаем, что существующие правила "не заточены" под суда такого размера и типа. Но в них существует потребность, и предоставляется хороший шанс исправить ситуацию.

В первую очередь я имею ввиду требования к негорючести композитных конструкций. Они есть только в РФ, за рубежом таких жестких требований нет. Когда строилась серия аналогичных по размеру композитных катеров-перехватчиков для Индии, то каждые три месяца сдавалась партия из четырех судов. Неужели нельзя строить пассажирские суда для внутреннего российского рынка с такой же серийностью и по адекватной цене, тем более судно спроектировано полностью вокруг идеи импортозамещения? И потом включать такие суда в региональные программы лизинга? Уверен, что можно. Мы проектировали суда из композитов даже для борьбы с пожарами…

Прогулочный катамаран H1990 длиной 19,9 м, отражающий концепцию "ГИМС-МАКС", проект AMD/АНМК / Фото: "АН Марин Консалтинг"

– Что означает "ГИМС-МАКС"?

– Это наше обозначение ниши для прогулочных маломерных судов, вписывающихся в 20-метровый габарит по длине. На сегодняшний день, это "волшебная длина" в России, допускающая упрощенную регистрацию. При такой длине катамаран может предоставить более 300 м2 площади помещений и палуб – чем не суперяхта? Такие проекты есть в нашем портфолио.

– Что такое "перспективная платформа "Добрыня"? Катера каких размерений она позволит строить? 

– Платформа "Добрыня" – инициатива завода "Янтарь", которую мы поддержали, разработав концептуальный проект катамарана из алюминия. Судно масштабируется в диапазоне от 14 до 18 м, включая служебные и пассажирские модификации.

– У вас за плечами большой опыт судостроения, проекты компании не раз заслуживали различные международные призы. Что из своих судов хотели бы выделить? 

– Сейчас динамично развивается направление судов с электродвижением. Мы реализовали три подобных проекта. Начинали с серии 12-метровых катеров на 30 пассажиров для заповедника в Индии. Далее, был алюминиевый катамаран на 120 пассажиров, он эксплуатируется в Таиланде. Сейчас в серийной постройке находятся 60-футовые яхты-катамараны SY60 из композитов известного европейского бренда. Это наш проект, включая дизайн экстерьеров и интерьеров. Судно получило приз "Яхта года" и German Design Award. В настоящее время строится еще ряд проектов, например 24-метровый электрический пассажирский катамаран из композитов, который несет 175 м2 солнечных панелей. Этот проект получил золото на MUSE Design Award 2021.

Что из наших проектов реализовано в 2022 году? В марте спущен на воду 33-метровый волнопронизывающий катамаран из композитов. Это яхта для клиента из Германии, сейчас ведется ее достройка на плаву. Два алюминиевых 14-метровых катамарана ушли к заказчику в Австралию, будут возить туристов в Сиднее. Два пассажирских катамарана 18 м из КМ отправлены в Сьерра-Леоне. Месяц назад спущен головной 40-футовый композитный катамаран типа "спортфишер" в США; на испытаниях судно развило скорость 101 км/ч. 

Это в основном проекты AMD (нашего партнерского КБ), но было бы нелогично не использовать этот уникальный опыт для АНМК. Более того, мы предлагаем использовать наши наработки и для совершенствования российской нормативной базы судостроения. В нише коммерческих судов местного сообщения этот шаг давно назрел.

Проект 20-метрового судна из КМ на 50 пассажиров (включая места для инвалидов), с возможностью высадки на необорудованный берег. Проект АМНК / Фото: "АН Марин Консалтинг"

Мы не только проектируем суда, но и разрабатываем расчетный софт для проектирования. Нами созданы программы SigmaLAM для расчета местной прочности конструкций из композитов и SigmaGS для расчета общей прочности. Надеемся получить признание Регистра на эти программы. 

– Вами реализовано около 60 проектов судов катамаранного типа, многие строятся серийно. Чем клиентов привлекает именно этот тип судов?

 – Причин интереса к катамаранам несколько: это мореходные качества,"плавность" хода на волнении, и, конечно же, площади помещений. Мы проводили замеры на построенных по нашим проектам судах, и вывод однозначен: катамаран дает снижение вертикальных ускорений на 30-50% по сравнению с однокорпусными судами. Если сравнить катамаран с типовым судном на подводных крыльях по обитаемости, то на последнем на одного пассажира приходится вдвое меньшая площадь салона – а это важнейший показатель комфорта. 

Мы делали сравнение для яхт длиной 23,9 м: площадь помещений и палуб для однокорпусной составила 269 м2 , в то время как для катамарана той же длины уже 547 м2. Так что плюсы налицо, но катамараны нужно уметь проектировать, чтобы использовать все эти преимущества. Это обстоятельство, собственно, и сдерживает более широкое использование катамаранов в России.

– Что предпочесть в качестве конструктивного материала для постройки катамарана: сталь, алюминий, композитные материалы? 

– У нас есть проекты, которые мы выполняли в двух материалах – алюминии и композите. Так вот, с цифрами не поспоришь: разница массы корпуса между этими материалами составляет до 15% для однокорпусных и до 30% для катамаранов, естественно, в пользу композитов. Если говорить про сталь, то для судов длиной до 24 м разница в массе с алюминием примерно вдвое. Я вообще считаю, что применение стали для катамаранов редко бывает оправданным. Если взять такой материал как полиэтилен (HDPE), то здесь масса конструкции может превышать алюминиевую на 50%. Таким образом, применение композитов дает преимущество в массе корпуса, в технологичности постройки и позволяет создавать энергоэффективные суда XXI века. 

– Насколько композиционные материалы целесообразно использовать при строительстве небольших серий катамаранов? 

– Конечно, КМ дают максимальный эффект при серийном производстве. Но это не означает, что их нельзя использовать для судов единичной постройки. У нас большой опыт проектирования судов для постройки из панелей трехслойных КМ и с применением временной технологической оснастки. Например, по такой технологии построены наши проекты "суперяхт" 27 м и 33 м, качество которых не уступает серийным. 

– Меняется ли подход к использованию композитов в судостроении в России? 

– Коммерческих судов из КМ строится до неприличия мало, а то, что есть, устарело еще на стадии проекта и стоит баснословно дорого. За рубежом постройка малых коммерческих и рыболовных судов из композитов носит массовый характер. Отношение к ним в России, несомненно, меняется, хотя не обо всем сейчас можно рассказывать. Здесь следует отметить интерес Морского Регистра к этой тематике. Ожидаем нормативных изменений и с уверенностью смотрим в будущее.




Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Бяжев Владимир Иванович, 18.10.2022, 05:53Ура! Молодцы так держать!!!!
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 18.10.2022, 20:31Г-н Назаров, как всегда, на высоте. Полностью поддерживаю Ваши идеи в части маломерных судов, в частности, катамаранов: для прогулочных судов - идеальное решение, для каботажа, видимо, тоже при наличии расчета прочности корпуса.
Свежие новости