
Сегодня МАГЭ — это современные научные суда, подводные аппараты, десятки тысяч километров сейсмических маршрутов и уникальные технологии, позволяющие работать в суровых условиях Арктики и Мирового океана. Мы поговорили с заместителем начальника производственного отдела МАГЭ Евгением Литвиным, и он рассказал, как изменилась работа экспедиции за последние годы, какие задачи решает команда, и как российские разработки вытесняют импортное оборудование.
Новые разработки и технологии МАГЭ Мурманск
За последние десять лет работы МАГЭ сделала большой шаг вперёд. Компания не только вышла на международный уровень, но и развила собственные технологии, которые теперь полностью заменяют зарубежные. Особенно важным стал проект по созданию российских станций для глубинного сейсмического зондирования — ключевого элемента для 4D-мониторинга подземных пластов.
Эти станции фиксируют изменения в недрах во времени и помогают точно оценить количество углеводорода в месторождении. Раньше оборудование закупали у американских и норвежских производителей. Теперь МАГЭ Мурманск использует аппараты, разработанные совместно с российскими научными институтами. Все компоненты, от аккумулятора до герметичных разъёмов, производят российские эксперты.
"Станции прошли все испытания, не уступают зарубежным аналогам и сертифицированы для работы на глубине до 500 метров", — рассказал Евгений Литвин.
Он работает в МАГЭ с 2013 года и лично курировал внедрение новой техники. Сегодня его отдел руководит полевыми работами и координирует крупнейшие проекты: сейсмическую разведку на Дальнем Востоке и аэросъёмку в Якутии.

МАГЭ Мурманск активно использует сразу несколько уровней геофизических исследований. 2D-съёмка даёт продольный разрез дна, 3D-съёмка позволяет получить объёмное изображение, а 4D-мониторинг показывает, как меняется структура пластов с течением времени.
"Это как УЗИ, только вместо человеческого тела — земная кора. А вместо датчика — целая сейсмическая коса длиной до 9 километров", — пояснил Евгений Литвин.
По его словам, за годы работы МАГЭ провела 750 тысяч километров таких исследований в разных уголках мира.
МАГЭ не забывает работать над внедрением и других технологий. Например, аэросъёмка, которую экспедиция начала использовать недавно, позволяет собирать геологическую информацию с воздуха. Самолёт с магнитометрами и гравиметром обследует большие участки земли, особенно в труднодоступных районах.
Современный флот МАГЭ включает научные суда, буксиры, снабженческие и подводные аппараты. Эти суда не только выполняют сейсморазведку, но и доставляют оборудование, сменяют персонал, обслуживают буровые платформы и проводят подводную инспекцию. На Киринском газовом месторождении специалисты ежегодно проверяют трубы, кабели и опоры с помощью ROV — подводных роботов с камерами и манипуляторами. Они помогают обнаружить коррозию, устранить повреждения и продлить срок службы подводной инфраструктуры.

Будущие перспективы МАГЭ
Сегодня МАГЭ остаётся одним из главных исполнителей геологоразведочных проектов в Арктике, доказывая, что даже в непростых экономических условиях можно развивать науку, создавать передовые технологии и сохранять сильную команду. Но по словам Евгения Литвина, у экспедиции достаточно работы ещё на несколько поколений:
"Многое остаётся неизученным. Но технологии меняются, и мы уже сегодня готовим решения, которые понадобятся завтра".