В столице Австрии завершил работу международный форум «Судоходство по внутренним водным путям Европы», в котором приняли участие официальные представители правительственных органов, бизнесмены и эксперты-транспортники из большинства стран нашего континента.
С российской стороны в форуме участвовали директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Алексей Клявин и заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Анна Исаева.
В беседе с корреспондентом «Гудка» они отметили, что одной из наиболее важных задач сотрудничества России со странами ЕС и другими придунайскими государствами на данном этапе является гармонизация нормативной базы и технических стандартов, без которых наращивание такого сотрудничества было бы затруднено.
В целом же обсуждавшиеся на форуме проблемы актуальны и для России. Это касается развития инфраструктуры внутренних водных путей, поддержания гарантированных габаритов судовых ходов, подготовки квалифицированных кадров на основе соответствующих образовательных стандартов, развития современных информационных технологий и защиты окружающей среды.
По прогнозам экспертов, суммарный объем грузовых перевозок в странах ЕС к 2010 году должен возрасти вдвое. Сегодня же 72% всех грузов там перевозится автомобильным транспортом, 16% — по железным дорогам и лишь 6% — по внутренним водным магистралям. Прямым следствием такого положения являются как большое финансовое бремя для национальных экономик, так и иные потери для общества.
Например, 40 тысяч человек ежегодно гибнут в автомобильных авариях, причиной которых нередко становятся ошибки водителей грузовиков. Расходы, связанные с простоями автофургонов в пробках и на пограничных переходах, составляют из года в год примерно один процент от суммарного евросоюзовского ВВП и тем самым сопоставимы с годовым бюджетом сообщества. Кроме того, 85% выбросов в атмосферу вредных веществ приходится на долю грузовых автомобилей.
Выход из этой ситуации специалисты видят в опережающем развитии внутреннего водного транспорта.
Как отметил в этой связи генеральный директор департамента транспорта и энергетики Еврокомиссии в Брюсселе Маттиас Рюте, использование внутренних водных артерий как наиболее экономичного и безопасного вида транспортировки грузов стало велением времени.
За счет каждого литра топлива на конкретное расстояние судно может перевезти 127 тонн груза, в то время как на железной дороге этот показатель составляет 97 тонн, а при использовании автомобильного транспорта лишь 50 тонн. Преимущество водного транспорта еще и в том, что речные магистрали открыты для движения 24 часа в сутки семь дней в неделю, причем без заторов и пробок.