реклама

В.Н. Перегудов-главный конструктор первой отечесетвенной атомной подвоной лодки

0 2726 7 мин
Из всех созданных кораблей одним из наиболее сложных технических сооружений является подводная лодка. Прежде всего сложность состоит в создании единого двигателя для подводного и надводного хода.
Долгое время двигателем для подводного хода служили аккумуляторные батареи, а для надводного хода (или хода под РДП) неизменно оставался дизель. Правда было много попыток в создании единого двигателя. Например, двигательная установка с замкнутым циклом — парогазовая турбина, работающая с использованием активного окислителя — концентрированной перекиси водорода, создавалась в Германии в конце 30-х годов под руководством немецкого изобретателя Г. Вальтера.
Аналогичные двигатели использовались на подводных лодках в Англии («Эксплорер», «Экскалибер»), такую лодку построили в 50-е годы в России (пр. 61 7, главный конструктор А. А. Антипин). Были попытки и других главных конструкторов (С. А. Базилевский, В. С. Дмитриевский, А. С. Кассациер). Однако их, даже несмотря на постройку серии из 29 единиц пр. А615 (главный конструктор А. С. Кассациер), нельзя назвать успешными. Эти подводные лодки были опасны при эксплуатации, так как использовали для обеспечения работы двигателя пожароопасные смеси окислителей — кислорода либо перекиси водорода. СКБ-143 (нынеСПМБМ «Малахит») был первопроходцем в создании этих проектов, которые разрабатывались в конце 40-х годов.
Развитие науки и техники в середине этого столетия ознаменовалось крупнейшим открытием — возможностью использования энергии атома. В 1947 г. был запущен в СССР атомный реактор, в 1 954 г. вступила в строй первая атомная электростанция. А осуществить идею создания подводной лодки с единым ядерным двигателем удалось коллективу СКБ-143
под руководством начальника и главного конструктора капитана 1 -го ранга В. Н. Перегудова.
Судьба В. Н. Перегудова, крупного специалиста кораблестроителя, доказывает, как много в России талантливых ученых конструкторов, изобретателей. Владимир Николаевич родился 28 июня 1 902 г. в приволжском городке Балаково Самарской губернии в семье крестьянина. После окончания средней школы в 1921 г. по комсомольскому призыву он стал курсантом ускоренных курсов технического командного состава Балтийского флота, а затем ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского. После окончания училища в 1 926 г. ему присваивается звание морского инженера Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
В 1 926 г. Перегудов служил старшим военпредом морских сил Балтийского моря, а в дальнейшем был переведен на линкор «Октябрьская революция» в качестве ремонтного механика. В 1 927 г. был зачислен слушателем Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова (ныне ВМА им. адмирала флота Н. Г. Кузнецова), которую с отличием окончил в 1 930 г., защитив дипломную работу «Эскадренная подводная лодка»; ему было присвоено звание военно-морского инженера.
Вся дальнейшая его служба в ВМФ проходила в инженерной должности. Прирожденный исследователь, математик он доказал на деле свои выдающиеся способности в проектировании отечественных подводных лодок. Все подводные лодки, в проектировании которых он участвовал, были лучшими на тот период.
В 30-е годы вместе со специалистами В. Ф. Критским, В. В. Перлов-ским и С. Г. Турковым он был командирован в Германию для переговоров с фирмой «Дешимаг» с целью покупки подводной лодки. Руководство Военно-Морского Флота намеревалось воспользоваться услугами этой фирмы для создания отечественной подводной лодки, используя опыт немецких инженеров-кораблестроителей. В дальнейшем это вылилось в создание известных подводных лодок типа «С».
В 1937 г. Владимир Николаевич по ложному доносу был арестован и почти полгода провел в заключении. Как исторический факт отмечается, что по воле случая он провел несколько дней в одной камере с К. К. Рокоссовским — будущим Маршалом Советского Союза.
Через год В. Н. Перегудову вернули звание военно-морского инженера, восстановили в партии — и он продолжал работу над созданием отечественных подводных лодок. Однако этот факт его биографии не был забыт. Четыре раза подавались документы на присвоение ему звания контр-адмирала, но этого звания он так и не был удостоен.
Крупной работой для Перегудова стали ПЛ пр. 608 и 613, главным конструктором которых он был назначен, работая в 1941 — 1947 гг. в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). Проект 613 был наиболее удачным проектом отечественной дизельной подводной лодки. Он довел его до стадии технического проекта, заканчивал же его главный конструктор 3. А. Дерибин. Всего по этому проекту было построено 21 5 подводных лодок. История не знает другой такой крупной серии.
В 1947 г. В. Н. Перегудов переводится в ЦНИИ-45 (ныне ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова), где работает в должности начальника отдела, а с 1 951 г. — заместителем директора по научной части. В этот периоде ЦНИИ-45 развертываются широкомасштабные научно-исследовательские работы, направленные на повышение эффективности боевых кораблей, создается мощная экспериментальная база, включающая в себя уникальные, мирового значения опытовые бассейны. Здесь ярко проявился талант инженера и ученого В. Н. Перегудова. Именно в эти годы началось строительство мощного океанского надводного и подводного флота СССР.
В. Н. Перегудовым выполнен ряд научных работ по движению подводной лодки в вертикальной плоскости, устойчивости формы цилиндрических оболочек, подкрепленных ребрами жесткости, выполнен целый ряд исследований по выявлению причин аварий кораблей, разработан справочник инженера-подводника (раздел по конструкции корпуса подводной лодки). На протяжении нескольких лет Владимир Николаевич вел исследовательскую деятельность, читал лекции по проектированию подводных лодок в Военно-морской академии и в ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского, руководил дипломным проектированием в этом училище и в Ленинградском кораблестроительном институте.
В феврале 1 953 г. В. Н. Перегудова назначали начальником и главным конструктором СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит»). Именно здесь при создании первой отечественной атомной подводной лодки (АПЛ) раскрылся его талант главного конструктора . Назначение на эту должность было абсолютно правильным. Именно он, обладая огромным опытом проектирования и строительства подводных лодок, хорошими организаторскими способностями, прекрасными человеческими качествами, сумел объединить усилия сотни организаций для решения такой труднейшей задачи. Не случайно академик А. П. Александров сравнивал его по способностям и организаторскому таланту с академиком Игорем Васильевичем Курчатовым. Содружество с А. П. Александровым — научным руководителем создания
Следует отметить, что В. Н. Перегудов и возглавляемый им коллектив встретился с огромными трудностями при проектировании АПЛ и успешно преодолел их.
Конечно, в решении проблемы создания отечественной подводной лодки с атомной энергетической установкой ему помогали его единомышленники, талантливые специалисты — его заместители В. П. Фуников, П. Д. Дегтярев, В. П. Горячев, Г. А. Воронич, Б. К. Разлетов. Необходимо также иметь в виду, что в коллективе бюро работали в подавляющем большинстве молодые конструкторы, только окончившие вузы и техникумы. Именно сплав молодых энергичных специалистов с опытными работниками, кроме отмеченных выше, таких как В. Я. Степанов, В. Л. Кожух, В. И. Касаткин, Р. И. Симонов, К. А. Ландграф, Е. И. Егорова, Л. В. Калачева, Г. Н. Чернышев, Ю. А. Чехонин, А. Н. Губанов, Ю. К. Баев, Н. В. Анучин, Е. Д. Куклев, В. А. Ташман, М. В. Сидоренко, Ю. А. Цепов, В. В. Щеголев, А. В. Кутейников и многих, многих других позволил в кратчайшие сроки создать первую отечественную атомную подводную лодку.
В создании АПЛ велика роль и контрагентов: НИИХИММАШ (ныне НИКИЭТ) во главе с его директором и главным конструктором ядерного реактора Н. А. Доллежалем; Кировского завода во главе с главными конструкторами турбины и насосов I контура М. А. Казаком и Н. М. Синевым; СКБК Балтийского
завода и главного конструктора парогенераторов Г. А. Гасанова. Много сил и энергии приложили специалисты ЦНИИ-48 (ныне ЦНИИ КМ «Прометей») под руководством директора Г. И. Капырина и главного инженера И. В. Горынина при создании для лодки стали марки АК-25, которая в дальнейшей эксплуатации ПЛ показала высокую прочность и пластичность.
Нет возможности перечислить всех кто участвовал в создании первой атомной. Необходимо отметить выдающиеся заслуги северодвинского завода № 402, где строилась АПЛ пр. 627 (а затем серия ПЛ пр. 627А), и его директора Е. П. Егорова, главного инженера В. И. Дубовичен; ко (с 1958 г. начальник СКБ-143), главного строителя В. И. Вашанцева, ответственного сдатчика Н. Н. Довганя, начальника цеха № 42 П. В. Гололобова, главного конструктора завода В. П. Вовериса.
В конце 1 958 г. подводная лодка прошла ходовые испытания, и под председательством вице-адмирала В. Н. Иванова правительственная комиссия приняла АПЛ в опытную эксплуатацию. Каким напряженным был этот период в жизни В. Н. Перегудова!
Однако не только проектированием и строительством первой атомной ПЛ занимался как начальник СКБ-143 В. Н. Перегудов. В это время под его руководством закладывались основы отечественного атомного подводного флота: велось проектирование первой отечественной АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем (пр. 645, в дальнейшем главный конструктор А. К. Назаров), первой отечественной АПЛ с крылатым самолетом-снарядом В. Н. Ильюшина (пр. П627А, главный конструктор Г. Я. Светаев), первой отечественной АПЛ с баллистическими ракетами М. К. Янгеля (пр. 639, главный конструктор В. П. Фуников), первой малой скоростной автоматизированной титановой АПЛ (пр. 705, главный конструктор М. Г. Русанов).
Именно при В. Н. Перегудове в 1958 г. бюро выиграло конкурс среди проектных организаций отрасли на проектирование многоцелевой атомной подводной лодки 2-го поколения (пр. 671, затем 671 РТ и 671 РТМ, главный конструктор Г. Н. Чернышев). Вся эта напряженная работа не прошла даром для В. Н. Перегудова. В 1958 г. по болезни он сложил с себя полномочия начальника бюро, а в 1960 г. и главного конструктора (его работу в качестве главного конструктора продолжил вначале В. Н. Дубовиченко, затем А. В. Угрюмов). Но он продолжал трудиться в бюро ведущим конструктором. Скончался В. Н. Перегудов в 1967 г. За создание первой отечественной АПЛ указом Президиума Верховного Совета СССР В. Н. Перегудову присвоили высокое звание Героя Социалистического труда, бюро наградили орденом Ленина, а 104 сотрудника — орденами и медалями. Двадцати специалистам за создание подводной лодки пр. 627 постановлением Совета Министров СССР от 20 июля 1959 г. было присвоено звание лауреатов Ленинской премии. Вот их имена: А. П. Александров (академик, заместитель директора ИАЭ); П. Д. Дегтярев, В. П. Горячев, Г. В Воронич, Б. К. Разлетов (главные конструкторы), Л. В. Калачева (начальник сектора) — все из СКБ-143; Ю. Н. Кошкин (заместитель главного конструктора ГМЗ ОКБМ-92), В. И. Першин (контр-адмирал, директор ЦНИИ-45); В. И. Вашанцев (главный строитель), Н. Н. Довгань (ответственный сдатчик), П. В. Гололобов (начальник цеха № 42) — все с завода № 402; Н. А. Лазуков, Г А. Гладков (начальник сектора ИАЭ), П. А. Деленс (начальник отдела НИИХИММАШ), М. А. Казак (главный конструктор СКБ ЛКЗ), Э. И. Эллер (главный конструктор МНИИ-1), Г. И. Капырин (директор ЦНИИ-48), Н. А. Чарин (директор ЦНИИ-49), Н. Г. Дунец (начальник отдела ГИПХ), А. И. Булатов (начальник отдела завода «Электросила»).
Владимир Николаевич Перегудов за свою плодотворную работу был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.
Сотрудники СПМБМ «Малахит» свято чтут память о выдающемся кораблестроителе. На здании СПМБМ «Малахит» в честь В. Н. Пе-регудова установлена мемориальная доска.
Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота адмирала В. И. Куроедова № 20 от 20 января 1 998 г. судну контроля физических полей Северного флота присвоено имя «Владимир Перегудов».





Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости