Владимир Шутько: "Если бы наши верфи научились ремонтировать быстро и качественно, то вопрос цены не стоял бы так остро"

- A + КомментарииПрочитано 4560 раз   |
Сахалин уже стал ближе корабелам с большой земли. Сегодня мы публикуем интервью руководителя Администрации морских портов Сахалина, Курил и Камчатки Владимира Анатольевича Шутько.
Владимир Анатольевич Шутько родился 18 октября 1965 года в городе Великие Луки Псковской области.
В декабре 1985 года закончил Сахалинское мореходное училище г.Холмск.
В 2006 году  окончил Морской государственный университет им. адм. Г.Невельского по специальности судовождение
С января 1986 года по 1993 год работал матросом первого класса, третьим, вторым помощником  капитана на судах Сахалинского морского пароходства.
В период с  1993 по 1997 года работал на руководящих должностях в коммерческих организациях  г.Холмск.
С 1997 года по 1999 год работал вторым, старшим помощником капитана по контракту на судах под иностранными флагами.
С 1999 года по 2003 год работал вторым, старшим помощником капитана на судах Сахалинского морского пароходства, а с 2003 года по 2010 год - капитан д/э "Сахалин-10".
В период с 2010 по 2012гг. работал капитаном морского порта Холмск Холмского филиала ФГУ "Администрация морских портов Сахалина", г.Холмск Сахалинской области.
17 сентября 2012 года приказом руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта № 115/к-мрф  от 10 сентября 2012 года назначен на должность капитана морского порта Корсаков ФГУ "Администрация морских портов Сахалина"
21 января 2014 года назначен руководителем ФГУ "АМП Сахалина".
31 декабря 2014 года ФГУ "АМП Сахалина" реорганизовано в ФГБУ "АМП Сахалина Курил и Камчатки".

В чём состоят основные особенности судоходства в районе Сахалина и Курильских островов?
Прежде всего, это суровая погода - с мая по сентябрь прохождение тайфунов, а зимой глубокие циклоны с сильными ветрами северных направлений и образование льда на севере острова. Дополнительные трудности создаёт отсутствие на острове портов-убежищ. Суда штормуют в открытом море. На Сахалине таким портом мог бы стать Корсаков, при условии возведения волнозащитных сооружений. 
 
Вокруг острова глубины моря достаточные для безопасного судоходства. Единственное место, где глубины менее пяти метров — Амурский лиман, между Сахалинским заливом и Татарским проливом в Северо-Западной части Сахалина (в самом узком месте пролива между мысом Погиби и Лазарев на материке ширина пролива 7 км, - прим. ред.)  Сейчас, к сожалению, там не проводится дноуглубление. Суда, которые ходят на Магадан - в балласте проходят лиманом,  а  груженные уже идут восточным побережьем Сахалина.

Расскажите, пожалуйста, о гаванях острова. В каком состоянии находится портовая инфраструктура, какие порты требуют внимания?  
Внимания требуют и всегда будут требовать все порты. В настоящее время не работает морской порт Александровск-Сахалинский, хотя есть надежды на его возрождение. 
Самый северный порт Сахалина  - Москальво, специализируется на переработке грузов для шельфовых проектов. 
Порт Шахтёрск с двумя терминалами - Бошняково и Углегорск, сейчас там единственный груз - это уголь. В советские времена в этих портах активно отгружалась продукция сельского хозяйства. 
Морской порт Холмск и его два терминала  - "Правда" и "Яблочное". Порт имеет две гавани - Северная специализируется на обработке судов-снабженцев для буровых платформ и Южная гавань, которая ориентирована на приём паромов Ванино-Холмск,  и грузовой обработке судов с различными грузами, включая обработку контейнеров. 
Порт Корсаков на юге, в заливе Анива, тоже универсальный - тут и погрузка металлолома, разгрузка танкеров, которые снабжают Сахалинскую область бензином, пассажирское сообщение, намечается строительство пассажирского терминала. 
Порт Невельск имеет в своей структуре морские терминалы на Курильских островах - Северо-Курильск, Курильск, Южно-Курильск, и терминал на Шикотане - Крабозаводск.  
На Сахалине самый новый порт - Пригородное, во-первых,  введён в строй он совсем недавно, в мае 2008 года; во-вторых, он узко специализированный - строился под перегрузку углеводородов, сейчас порт работает практически на полную мощность.
 
Наблюдение за акваторией. Порт Пригородное / Корабел.ру

Порт Пригородное — первый в России морской порт, построенный специально для обслуживания судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), и нефтеналивных танкеров.
 
Как организованы грузоперевозки на остров?
В Сахалинскую область грузы в основном завозятся через порты Корсаков и Холмск. Существует железнодорожная паромная переправа "Холмск-Ванино-Холмск". Сейчас на линии работают три парома: "Сахалин - 8" и "Сахалин - 9" используются для перевозки грузов и пассажиров и "Сахалин - 10", для транспортировки опасных грузов. 20 лет назад на этой линии работало 10 паромов, тогда  грузовая база такая, что позволяла парому полтора часа стоять в порту под загрузкой, переходить 8 часов, загружаться полтора часа и идти обратно. Так работало 10 паромов, на всех был груз. Сейчас на Ванинской стороне построены терминалы "Сибирской угольной энергетической компании" (СУЭК). Железная дорога в порт имеет одну ветку, по ней завозят и уголь и грузы на Сахалин, это вызывает большие задержки, поэтому переход от Ванино до Холмса составляет 16-18 часов, что в данной ситуации экономически оправдано. Плюс грузопоток уменьшился, так как есть альтернатива - теперь можно из Владивостока отправлять груз в контейнерах на Корсаков или  Холмск.
 
Какие грузы в основном завозятся на остров?
Номенклатура завозных грузов ограничивается оборудованием для нефтегазовой отрасли и товарами народного потребления, вывозится сырьё - газ, нефть, уголь, до 2008 года активно вывозился лес, сейчас, конечно, уже не в тех объемах. Вывозили древесину из Корсакова, Холмска и Поронайска.
 
Сведения о погрузочно - разгрузочной деятельности на морском транспорте за 2014 год.
Наименование стивидорной компании ФГУ 'Администрация морских портов Сахалина'
Показатели
строки
Погружено-выгружено грузов
Всего экспортных импортных транзитные каботажных
Всего грузов, тыс. тонн 000 22445,74 19429,58 415,52   2600,74
Сухогрузы 100 6075,87 3361,44 415,42   2299,01
Навалочные 110 3418,21 3197,99 138,90   81,32
руда 111          
уголь, каменный, кокс 112 3258,31 3180,99     77,32
химические и мин. удобрения 113          
прочие 114 159,9 17,00 138,90   4,00
Насыпные 120 58,45   22,30   36,15
зерно и продукты перемола 121          
сахар 122          
прочие 123 58,45   22,30   36,15
Лесные 130 5,00 3,00     2,00
Генеральные 140 639,57 146,84 179,68   313,05
черные металлы 141 10,70 5,50 0,80   4,40
цветные металлы 142 0,10       0,10
металлом 143 87,88 84,58     3,30
тарно - штучное 144 74,57 2,80 41,49   30,28
рефгрузы 145 37,56 6,90     30,66
прочие 146 428,76 47,06 137,39   244,31
Грузы в контейнерах 150 913,44 13,61 74,54   825,29
Контейнеры (в ДФЭ шт.) - груженые 151 69192,00 445,00 5913,00   62834,00
Контейнеры (в ДФЭ шт.) - груженые — порожние 152 50917,00 5290,00 39,00   45585,00
Грузы на паромах 160 1041,20       1041,20
Накатные грузы (ро-ро) 170          
Наливные грузы 200 16369,87 16068,14     301,73
нефть наливом 210 5353,81 5353,81      
нефтепродукты наливом 211 301,73       301,73
пищевые наливом 212          
химические наливом 213 10714,33 10714,33      
 
В каком состоянии находятся пассажирские перевозки?
В советское время по маршруту Владивосток - Сахалин - Курильское острова - Камчатка курсировали пассажирские суда "Любовь Орлова", "Ольга Андровская", "Ольга Садовская", "Антонина Нежданова". Это была очень удобная линия, так как люди могли приличное количество груза взять с собой. Суда списали, и мы остались с тем, что имеем. Сейчас между Сахалином и Курильскими островами  курсируют два теплохода - "Игорь Фархутдинов" и "Поларис", который появился совсем недавно.
В летние периоды, когда рыбопромышленники нанимают рыбообработчиков и отправляют их для работы на Курилы, во время отпусков происходит коллапс, флот с перевозкой пассажиров не справляется. Я думаю, что нужна программа развития морских пассажирских перевозок для жителей  Дальнего Востока, необходимо просчитать потребность в судах, провести анализ.

2015 год, а на Сахалине нет пассажирского терминала, который бы обслуживал пассажирские суда работающие между портами Сахалинской области. Строительство терминала запланировано ФЦП в морском порту Корсаков. Сейчас в Корсакове и Холмске есть небольшие помещения, которые используются как морские вокзалы.
 
Не так давно в прессе прошла новость о закрытии единственной пассажирской  паромной линии Корсаков-Вакканай (Япония) по инициативе японской стороны. Как вы считаете в чём причина такого решения?
По началу динамика перевозок была положительной, был рост и грузо и пассажиро-перевозок, потом он начал замедляться, а в 2013-14 годах показатели были ровными. С японской стороны это не очень выгодно - перевозка пассажиров не рентабельна,  грузопоток уменьшается, перевозки подержанных легковых автомобилей постепенно, как могли, сократили - сейчас их поставки практически не осуществляются, паромом завозят запасные части к атомобилям, тяжелая техника, товары народного потребления, кроме того курс иены к рублю резко изменился.
На 2015 год линия пролонгирована. Надеюсь, Правительство Сахалинской области, совместно с Японскими партнерами, найдут пути сохранения этой уникальной паромной переправы. На сегодняшний день Сахалинцы имеют уникальную возможность в летний день в конце недели сесть на паром, провести выходные в Японии и к понедельнику вернуться домой.
 
Что уже сделано, а что ещё предстоит сделать в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы"?
В рамках ФЦП в Курильске и Южно-Курильске построены морские вокзалы. Я уже был там. Здания небольшие, но построены строго под запросы и необходимость. Планируется строительство подобного вокзала и на Шикотане, и в Северо-Курильске нужен морской вокзал.
В последние годы на Курилах активно делали гидротехнику и сейчас запустили глубоководный причал в Южно-Курильске (длинна 135 метров, ширина?  глубина?официально введен в работу в 2014 году), в Курильске тоже построен современный причал, но документально еще не оформлен. 
 
На подходе ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", что вы ждёте от программы?
Её выполнения в полном объёме. Ждём строительства новых паромов, так как те, которые работают на линии сейчас, проектировались ещё в 70-е годы.  Конструкция судов такова, что что пассажирские каюты расположены под грузовой палубой в носу, а паром ледокольного класса, люди там едут и спать боятся, под ногами у пассажиров находятся балластные танки и постоянно слышен плеск воды.
 
С начала года прошла реорганизация администрации портов, теперь за вами больше административных функций и под управление пришёл большой порт - Петропавловск-Камчатский. Что изменилось?
Больше функций - больше работы. У нас действительно значительно её добавилось. Занимаемся сейчас отладкой взаимодействия в новых условиях, организацией безотказной деятельности новой структуры. Значительно предстоит улучшить условия труда работников на Камчатке, а также решать вопросы повышения привлекательности морских портов всей Администрации.
В планах продолжить оборудование рабочих мест для инспекций портового контроля  в удаленных участках портов, расположить службы капитанов порта в удобных  помещениях. Разрабатываем кадровую программу, что бы на смену нынешним специалистам приходили работать профессионалы морского дела.
 
С какими проблемами чаще всего сталкиваетесь в работе?
Есть постоянная проблема с задержанными и арестованными судами. Как мы знаем, рыбодобывающий флот создавался для снабжения страны биоресурсами. Маленькие суда вылавливали рыбу, сдавали на плавбазы, которые её перерабатывали. Потом уже готовая продукция перегрузчиками доставлялась на берег. После развала в 90-х рыбаки перестали сдавать продукцию на переработку, и пошли сдавать сырьё за границу.  Устоялось мнение: "Зачем нам что-то сдавать на обработку, если всё можно сразу продавать?"  Появились суда под флагами "удобных государств" на которых по несколько регистраций и комплектов судовых документов. Экипажи какие только схемы и махинации не проворачивают, чтобы только зайти, незаконно выловить, покинуть территориальные воды и продать биоресурсы. Пограничники их задерживают, доставляют в порты. Состояние у большинства таких судов неудовлетворительное, Экипажи, при доставке судна в порт, стараются покинуть борт, и у капитана порта появляется много проблем.

Хватает ли портовых мощностей?
Портовых мощностей нам хватает, я считаю, что гавани на свою максимальную мощность не вышли, есть потенциал и в Холмском порту и в Корсакове.
Большие планы на порт Шахтёрск. Планируется увеличить грузооборот до 3 млн тонн. В 2014 году  отгружено 1 миллион тонн угля, в 2013 только 200 тысяч. Но тут необходимо нейтрализовать пагубное воздействие развития промышленности на условия проживания местных жителей - уголь возят автотранспортом по общественным дорогам, в том числе  через  населённые пункты, в результате чего страдает экология острова, сказывается негативное воздействие на людей и окружающую среду.
 
Как обстоит дело с судоремонтом на острове?
К сожалению, большинство сахалинских судов ремонтируется либо в Южной Корее или в Китае, хотя рядом есть ремонтные базы в Советской Гавани, Находке. На сегодняшний день ремонтировать суда за границей и быстрее и дешевле. У нас же проблемы со специалистами и растянутыми сроками. Если бы наши верфи научились ремонтировать быстро и качественно, то возможно вопрос цены  не стоял бы так остро, всё-таки ремонтировать "дома" должно быть экономичнее, чем гнать судно через море за границу и производить ремонт там. 
 
Как на вашу работу повлияли санкции?
Санкции действуют чисто морально. У нас пока не наблюдается спад по судозаходам, нет проблем с контролем, нет распрей или вредительства. Конечно мы - часть России, но находимся в регионе, который не так близок к основным распространителям ограничений. Хочется верить, что безумие, происходящее сейчас в мире, скоро прекратится.

 
Беседовала Ирина Акимова

Наши новости в Telegram

Морской порт Корсаков
Владимир Анатольевич Шутько
Наблюдение за акваторией. Порт Пригородное
Морской порт Корсаков
День города Холмск
Поделиться новостью


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость