реклама

Виктор Евтухов: для строительства судов по программе инвестквот создана рабочая группа Минпромторга и Росрыболовства

0 151 3 мин
Рыбопромышленники считают, что суда по первому этапу инвестквот будут сданы куда позже контрактных сроков: краболовы — в 2026–2027 годах, а траулеры — в начале 2030-х. Причина — в необходимости перепроектирования, нехватке или медленном замещении оборудования на доступное в дружественных странах. Судостроители полагают эти оценки чрезмерно пессимистичными.

По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), суда по первому этапу инвестквот будут сданы существенно позже намеченных сроков: рыбопромысловые суда закончат строить в лучшем случае в 2030–2031 годах, краболовы — в 2026–2027 годах. В целом готовность по заказам, по данным ассоциации, составляет от 18 до 61%. Из 57 судов по 24 отсутствуют комплекты оборудования, по 17 строительство приостановлено, по трем — вообще не начато, сообщает Коммерсантъ.

 

ВАРПЭ отмечает, что по проектам траулеров, заказанных Русской рыбопромышленной компанией (РРПК) у "Адмиралтейских верфей" (контракт на десять единиц со сроком сдачи до конца 2025 года) и ГК "Норебо" у "Северной верфи" (десять судов до 2025 года), есть общие проблемы. По оценке ВАРПЭ, контракт с РРПК будет выполнен не ранее 2030–2031 годов, с "Норебо" — не ранее 2030-го.

 

"Инвестиционные квоты неуклонно превращаются в черную дыру российской экономики, сравнимую с позднесоветским размахом незавершенного строительства,— отмечает президент ВАРПЭ Герман Зверев.— "Технологические тромбы" невозможно расчистить деньгами в течение года-полутора. Огромный запланированный спрос на сложное судовое оборудование, дополняемый заказами на детали и комплектующие, потребует полного перепроектирования строящихся судов".

С консервативной оценкой ВАРПЭ согласны не все участники рынка. 

"Крайние сроки сдачи рыбопромысловых судов — с 2025 по 2028 год, краболовных — 2025 год, кроме судов по итогам более поздних аукционов 2020–2021 годов,— говорит президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.— Информации о том, что данные сроки не будут соблюдены, нет.  Задержки в связи со сбоями в поставках оборудования и необходимостью перепроектирования уже учтены: нормативный срок на постройку рыбопромысловых судов продлен с пяти до семи лет, а верфи, ведущие строительство краболовов, находятся в графике, поэтому для них нормативный срок в пять лет не продлевался".

 

Как сообщили изданию в ОСК, "по не зависящим от корабелов обстоятельствам исполнение заказов затруднено прекращением поставок комплектующих из недружественных стран, в том числе уже после оплаты этих поставок. Поиск замещающего оборудования на отечественном и мировом рынке, перепроектирование заказов — все это предусматривает уточнение параметров контрактов, в том числе сроков строительства. Большая часть заказчиков подходит к сложившейся ситуации с пониманием и с предложениями о вариантах замены оборудования".

 

"Действительно, сложности, возникшие из-за санкций, есть, но работы по строительству судов на верфи продолжаются, два краболова проекта 5712LS уже спущены на воду,— рассказал директор Онежского судостроительно-судоремонтного завода Владимир Майзуса.— В марте—апреле текущего года был начат поиск оборудования для замены недопоставленных позиций. Сейчас ведется комплектация судов оборудованием производства РФ и дружественных стран. Считаю, что строительство по проекту инвестквот необходимо продолжать, несмотря на объективные сложности. В случае приостановки строительства возобновить процесс верфям будет очень сложно".

 

В Росрыболовстве отмечают, что иностранные поставщики прекратили поставки некоторых видов судового комплектующего оборудования, поэтому для поиска альтернатив было решено продлить первый этап инвестквот на два года. 

 

В своем комментарии “Ъ” заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил: " В связи со сложившейся обстановкой сроки реализации проектов рыболовных судов продлены на два года. Таким образом, текущее строительство по программе инвестквот должно быть завершено до 2027 года. Для этого предприятия судостроительной промышленности во взаимодействии с заказчиками судов и при поддержке Минпромторга России, Минсельхоза России, Росрыболовства прилагают все возможные усилия. 

 

Среди основных причин, рассказал Виктор Евтухов, которые привели к увеличению сроков постройки судов, можно выделить, во-первых, новизну и необходимость адаптации некоторых проектов, основанных на кооперации с иностранными компаниями. 

 

"Зачастую заказчики изначально ориентировались на иностранные проекты, что вызывает необходимость адаптации и их корректировки. Также среди причин, приведших к увеличению сроков постройки, следует отметить необходимость замещения ряда комплектующего оборудования, ранее поставлявшегося компаниями из недружественных государств", - пояснил замглавы Минпромторга России. 

 

Для обеспечения импортозамещения и строительства судов рыбопромыслового флота Минпромторгом России совместно с Росрыболовством создана рабочая группа по строительству рыбопромысловых судов в условиях санкционного режима, которая во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами решает вопросы импортозамещения судового оборудования и оптимального изменения логистических цепочек его поставок на альтернативные варианты из дружественных стран для строительства рыболовных судов и краболовов. 

 

По словам Виктор Евтухова, в 2022 году Минпромторгом России была подготовлена новая мера поддержки - предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на выполнение ими комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство наиболее критичных видов судового комплектующего оборудования, в том числе и оборудования для промысловых судов.  

 

Необходимо подчеркнуть, отметил заместитель министра, что производственно-технологические возможности отечественных верфей и судостроительных заводов позволяют удовлетворить потребности отечественных заказчиков в строительстве таких судов. 

 

"В дальнейшем необходимо сосредоточить усилия на  импортозамещении позиций комплектующего оборудования отечественными аналогами, планировании поставок аналогов из дружественных стран  и локализации производства на территории РФ. Отдельно стоит обратить внимание заказчиков судов на необходимость принятия соответствующих решений при выборе новых проектов, в том числе - на возможности использовать типовые и отработанные проекты, а также на необходимость стремиться к унификации судового оборудования", - резюмировал Виктор Евтухов.

 

 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости