В 2023 году петербургские верфи преуспели в создании атомных ледоколов, которые строятся на Балтийском заводе, сообщает "Коммерсантъ".
"Здесь степень локализации их производства составляет более 95%, а в их строительстве задействовано более 500 российских предприятий. Строительство ледоколов идет без отставаний от плана",— отметил координатор Экспертного совета проектного офиса развития Арктики Александр Воротников.
Среди арктических проектов в Петербурге строят и НИС "Иван Фролов". Проект строят Адмиралтейские верфи по заказу Росгидромета для Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Эти же верфи строят серию из десяти морозильных рыболовных траулеров проекта СТ-192 для Русской рыбопромышленной компании в рамках инвестиционной госпрограммы "квоты под киль". Недавно "Механик Сизов", завершив промысловые испытания, отправилось на работу в Охотское и Берингово моря.
Для развития водного туризма Средне-Невский судостроительный завод строит скоростные катамараны проекта "Котлин": пара судов уже работает на маршруте между центром Петербурга и кластером "Остров фортов" в Кронштадте, вторую пару заложили в стройку этим летом.

На позитивные результаты в отрасли может указывать и статистика Смольного. В январе — сентябре 2023 года индекс промпроизводства в категории прочих транспортных средств и оборудования, куда входит продукция судостроения, вырос на 21,4% год к году (а в смежном производстве измерительных и навигационных приборов рост на 25,9%). В денежном выражении объем отгруженной продукции в категории превысил показатели 9-ти месяцев 2022 года на 76,4% (119,09 млрд рублей).
С гражданским заказом справляются не все игроки. Санкции сказались на строительстве 4-х траулеров-процессоров, которые строила Северная верфь по заказу "Норебо". Из-за нехватки комплектующих и долгих сроков их поставки суда передали на достройку на завод "Пелла-стапель" в Ленобласти. Кстати, в марте 2022 компания "Норебо" выкупила этот актив у Ленинградского судостроительного завода "Пелла", а сам завод несколько позднее разделился на два предприятия в рамках реорганизации.
Задержку сдачи траулеров-процессоров участники отрасли объясняют тем, что специализированные рыболовецкие суда более всего зависимы от зарубежных комплектующих: в их составе около 80% импортных компонентов.
"После распада СССР отечественное судостроение технически деградировало и строит не столько суда, сколько корпуса",— комментирует член экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций комитета по защите конкуренции Госдумы РФ Дмитрий Тортев.
Проблему эксперт видит в том, что до 2022 года программы поддержки гражданского судостроения урезалась из года в год. По его словам, импортозамещение в гражданском судостроении началось в этом году буквально с нуля. Речь идет о программе субсидирования разработки и внедрения отечественных комплектующих для судов, которую курирует Минпромторг: на сегодняшний день это разработка более чем 40 типов наименований (в начале мая 2023 года на эти цели выделили 14 млрд рублей).