— Андрей Владимирович, расскажите, какие ключевые вопросы и задачи Вы курируете на данный момент?
— В зону моей ответственности в соответствии с установленными полномочиями входит курирование деятельности Управления флота, портов и международного сотрудничества и Административного управления. На них замыкаются подведомственные Росрыболовству системообразующие учреждения, деятельность которых связана с обеспечением работы рыбопромыслового флота и портовой инфраструктуры — это ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» и ФГБУ «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ».

Эти учреждения реализуют проекты в области цифровизации, обеспечивают эффективную эксплуатацию находящихся в ведении Росрыболовства портовых гидротехнических сооружений, в том числе перевалку рыбной продукции, оказывают помощь рыбакам в случае возникновения аварийных ситуаций на промысле.
Таким образом, в число моих основных задач входят вопросы, связанные с обеспечением эффективной, бесперебойной и безопасной эксплуатации портов, флота, дальнейшей цифровой трансформации и взаимовыгодного международного сотрудничества в области рыболовства.
— Вы упомянули цифровую трансформацию отрасли. Что уже сделано и каких результатов удалось добиться благодаря современным решениям?
— Цифровая трансформация отрасли направлена на автоматизацию и упрощение работы. Сейчас три разработанных нами системы — «Квоты», система исполнения государственных услуг Росрыболовства (СИГУР) и «Электронный рыболовный журнал» — интегрированы в единое информационное пространство. Их взаимодействие обеспечивает высокий уровень качества и оперативности предоставления государственных услуг рыбохозяйственным предприятиям и гражданам, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
Оформление и выдача электронных разрешений — один из ключевых модулей СИГУР. С момента старта оказания услуги по оформлению разрешений на добычу водных биологических ресурсов в автоматизированном режиме выдано более 270 тысяч докуменАвтор
Дмитрий Шапкинтов и изменений к ним. В 2025 г. уже более 60% заявлений подано в электронном виде. На сегодняшний день электронные разрешения поступают по каналам спутниковой связи на суда рыбопромыслового флота в режиме реального времени сразу после подписания в территориальных управлениях Росрыболовства.
В 2025 году Росрыболовство успешно провело работы по внедрению механизма проактивного уведомления по трем государственным услугам. Это функциональность, которая дает возможность автоматически формировать черновики заявлений, отправлять уведомления пользователям о необходимости их подачи и приглашать к подаче сформированных заявлений через ЕПГУ.
Во втором квартале 2025 выведена на ЕПГУ услуга по оформлению сертификата происхождения в Корею и Китай. Это ускоряет процесс выдачи сертификатов, обеспечивает прозрачность и надежность информации о происхождении водных биоресурсов (ВБР), укрепляет доверие международных партнеров и соответствие стандартам, что крайне важно для предприятий, чтобы установить легитимность и повысить конкурентоспособность на рынке путем выдачи и подтверждения сертификатов.
— Говоря о международном сотрудничестве, нельзя не упомянуть летний демарш Норвегии. Были грубо нарушены действующие соглашения о совместном управлении запасами водных биоресурсов и введен безосновательный запрет на промысел в норвежской исключительной экономической зоне для двух российских компаний. Как это отразится на регулировании совместного промысла и есть ли какая-то надежда, что Норвегия одумается?
— Действия Королевства Норвегия, препятствующие двустороннему сотрудничеству в области рыболовства в ее исключительной экономической зоне, нарушают договоренности сторон, зафиксированные соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Норвегии о взаимных отношениях в области рыболовства от 15 октября 1976 г.

26 августа 2025 г. состоялась внеочередная сессия Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, в ходе которой руководитель Росрыболовства И. В. Шестаков предупредил норвежскую сторону о последствиях неисполнения действующих международных договоров.
Действия норвежской стороны угрожают эффективной системе управления и регулирования рыбного промысла в Северной Атлантике, которая выстраивалась многими десятилетиями и призвана обеспечивать долгосрочную рациональную эксплуатацию совместных запасов водных биоресурсов.
Руководитель Росрыболовства отметил, что российская сторона в случае отказа Норвегии пересмотреть свое решение в отношении российских рыбопромышленных компаний будет вынуждена принять ответные меры. Россия может закрыть свою исключительную экономическую зону для норвежских рыбопромысловых судов. Кроме того, рыболовство и распределение квот на вылов в открытых водах Баренцева и Норвежского морей будет вестись, исходя из российских национальных интересов.
— В этом году ЕС призвал пересмотреть квоты на вылов рыбы на Балтике в сторону их значительного снижения. Как это может отразиться на российских рыбопромысловых компаниях и их флоте?
— Правовой базой сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским союзом в Балтийском регионе является Соглашение между правительством России и ЕС о сотрудничестве в области рыболовства и сохранения живых морских ресурсов в Балтийском море от 28 апреля 2009 года.
Правда, в последние годы никакого взаимодействия в рамках соглашения нет, и каждая из сторон самостоятельно регулирует совместные запасы рыб в Балтийском море.
Россия при определении размера квот вылова водных биоресурсов ориентируется на данные отечественной отраслевой науки, которые предоставляет подведомственный Росрыболовству ГНЦ РФ ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии».
— Поговорим о российских морских рыбных портах. Мурманский порт — крупнейший рыбный порт в Арктике. За прошлый год он перевалил почти 280 тысяч тонн рыбной продукции. Каковы планы по его дальнейшему развитию и модернизации?
— После перехода Мурманского морского рыбного порта в государственное управление ведется планомерная работа по созданию условий для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, в том числе судоремонта.
В июле 2025 года порт приобрел грузовые автомобили (тягачи с рефрижераторным прицепом), что позволило начать предоставление нового спектра транспортно-экспедиторских услуг.
Между портом и одной из промысловых компаний в рамках выполнения условий инвестиционного договора на строительства крупного логистического комплекса заключен договор о сотрудничестве, осуществляются мероприятия с целью проектирования и строительства в Южном грузовом районе порта современного склада, рассчитанного на единовременное хранение 25 тысяч тонн продукции из водных биологических ресурсов; имущественного комплекса для содержания (передержки) живых водных биологических ресурсов объёмом не менее 200 тонн и контейнерной площадки на 400 рефрижераторных контейнеров с возможностью технического подключения. Создание этих объектов на территории Южного района порта поможет существенно обновить его имущественный комплекс, а также повысить производительность оказываемых услуг и реконструировать инженерные сети и коммуникации.
Кроме того, совместно с потенциальными инвесторами прорабатываются перспективы строительства контейнерного терминала в Северном грузовом районе и проведение модернизации и реконструкции Южного грузового района. Особое внимание уделяется развитию судоремонтного кластера на Угольной базе, который разрабатывается в партнёрстве с АО «ГТЛК».
Также порт активно занимается созданием клиентского сервиса и автоматизацией ключевых процессов.
Все это позволит порту достичь главной стратегической цели: добиться высокой эффективности и стать лидирующим арктическим хабом по обработке рыбопродукции и морепродуктов.
— Камчатка — регион, который добывает больше всего лосося в путину. Что способствует получению таких высоких результатов в этом регионе? Насколько сегодня развит флот камчатских рыболовецких компаний? Где он ремонтируется и обновляется?
– Ранее российский рыболовецкий флот предпочитал ремонтировать свои суда за рубежом. При этом в России в основном осуществляли ремонт на малотоннажных судах. Сегодня ситуация изменилась, и мы наблюдаем положительную динамику и в части инвестиций со стороны рыбохозяйственных компаний в отечественный судоремонт.
— На Камчатке действуют три порта, которые принимают рыболовецкие суда: в поселке Оссора, в Усть-Камчатске и Петропавловске-Камчатском. Как оцениваете динамику перевалки рыбы и рыбной продукции за последние годы? Есть ли планы по поддержке предприятий?
— По информации подведомственного Росрыболовству ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», в поселке Оссоры объем перевалки рыбы и рыбной продукции в 2024 году увеличился более чем на 60% по сравнению с показателем 2022 года, а за истекший период 2025 г. перевалка рыбы и рыбопродукции в Оссорах почти достигла показателей за весь 2024 г.

Усть-Камчасткий порт демонстрирует уверенный рост перевалки рыбы и рыбопродукции в первом полугодии 2025 года, а также в 2024 и 2023 г.г. по сравнению с 2021 годом.
Сейчас для увеличения объемов перевалки рыбы и рыбной продукции Петропавловска-Камчатского порта идет реконструкция 12-го причала в бухте Моховая. На эти цели выделено 197,2 млн. руб.
— В этом году предусмотрена какая-то поддержка рыболовецких компаний, которые работают в акватории Черного и Азовского морей? И коснется ли она судоремонта?
— Организации рыбохозяйственного комплекса, ведущие промысел в акватории Азовского и Черного морей, получают финансовую поддержку от государства на частичное покрытие расходов. Федеральное финансирование поможет компаниям покрыть часть затрат на оплату труда работников и социальные отчисления (страховые взносы по обязательному пенсионному, медицинскому и социальному страхованию). Размер субсидии составит 20% от стоимости среднегодового объема продукции морской аквакультуры, добытой рыболовной организацией или произведенной в рыбохозяйстве за предыдущие три года. При этом компании должны сохранить не менее 80% сотрудников по сравнению с показателями предыдущего года.
— В Калининградской области сейчас действуют два рыбных порта: Калининградский морской рыбный порт и терминал Светлый в одноименном городе. Как они развиваются и модернизируются сегодня? Насколько велики их способности приема и рыбопереработки?
— В 2026 году ФГУП «Нацрыбресурс» запланировал провести ремонт причалов морского терминала Светлый, а сейчас готовит пакет документов для дноуглубительных работ у причалов № 5 и № 6 того же терминала. Эти меры в будущем позволят принимать крупнотоннажные рыболовецкие суда и создадут условия для приема рыбопродукции, которую будут направлять в Росрыболовство с целью включения в Реестр объектов капитального строительства
(РОКС).
Как сообщает Минсельхоз Калининградской области, мощностей для перегрузки рыбопродукции в регионе хватает. В 2024 году ее грузооборот в Калининграде составил 19260 тонн, в Светлом — 4240 тонн. За 6 месяцев 2025 года — 1234 тонны и 2800 тонн, соответственно.













