Эту историю будет верно начать с дедушки Дмитрия и Владимира Кондратьевых – Георгия Кондратьева. Георгий Иванович – один из первых выпускников Ленинградского кораблестроительного института, главный конструктор судостроительного завода имени А.А. Жданова, работал в ЦКБ "Аврора" и строил эсминцы для ВМФ России. Владимир Георгиевич Кондратьев (сын Георгия, отец Дмитрия и Владимира) при жизни вспоминал, что папа сказок на ночь не читал. Перед сном он слушал о судостроении, решении инженерных задач и, конечно, о новых интересных проектах. Неудивительно, что первым хобби Владимира Кондратьева старшего было именно судомоделирование.
Поначалу он просто собирал копии кораблей вместе с отцом, потом записался в кружок Дворца пионеров. А когда пришла пора выбирать профессию, без сомнений поступил в кораблестроительный. Вопрос лишь стоял в том: проектировать или эксплуатировать. Владимир решил выбрать первое. Сперва судьба привела его на "Адмиралтейский завод",
где он работал сдаточным механиком реакторного отсека атомных подводных лодок, а затем на первый в мире атомный ледокол "Ленин", на котором он работал в должности инженера-оператора реакторной установки и старшего вахтенного механика, а затем в конце службы в должности главного инженера-механика. Всю свою жизнь Владимир Георгиевич посвятил атомному флоту страны – военному и гражданскому.
Сыновья Дмитрий и Владимир росли абсолютно в такой же среде, а среда, как известно, – решает. Папа также рассказывал о судостроении, также вместе они собирали модели судов, запускали катера, а когда дружно переехали жить в Мурманск, Владимир Георгиевич регулярно водил своих детей на ледокол "Ленин". Там они знакомились с бытом моряков, приобщались к духу жизни на ледоколе, пропитывались дружной и профессиональной атмосферой.
"Понимаете, экипаж – это коллектив, который формируется на доверии. А на ледоколе, где совместно вы проводите порой по 10 месяцев сряду, где от действий каждого зависит жизнь всех, без доверия, сплоченности и вовсе нельзя. Конечно, когда видишь, как работают такие профессионалы, к ним тянет. Моряки с атомного ледокола "Ленин" были людьми увлеченными: кто-то занимался парусным спортом, кто-то дайвингом, кто-то катался на горных лыжах в свободное время, а мой отец очень любил спорт, прекрасно катался на горных лыжах, участвовал в лыжных марафонах на беговых лыжах, один из первых в стране освоил виндсерфинг, увлекался фотографией. Именно ему принадлежат те чёрно-белые снимки с полярными пейзажами, что можно увидеть на главной палубе атомного ледокола "Ленин", – делится воспоминаниями Владимир Владимирович Кондратьев.
Когда Дмитрий и Владимир окончили школу, и вот уже к ним постучался в двери выбор – где учиться, куда поступать – вопрос не стоял. Разве что можно было выбрать другой факультет. Но папа – механик, и этим все сказано.
Обучение было интересным, насыщенным. Оба брата выбрали машфак по направлению Эксплуатация судовых ядерных энергетических установок. Оба не только учились, но и увлекались спортом. Ещё с 1 по 10 класс они занимались плаванием, а в университете виндсерфингом. В Ленинградском кораблестроительном институте были лучшие тренеры в стране, своя мастерская, где собственными руками студенты конструировали и делали парусные доски и мачты, шили паруса. Участвуя в соревнованиях по виндсерфингу, параллельно с учебой братья успели покататься по самым разным уголкам России и даже заработали звание КМС. Так увлечение стало частью жизни.
Работа взяла в оборот быстро. Владимир прошел путь от мастера АППУ в Мурманском морском пароходстве до главного инженера ФГУП "Атомфлот". Дмитрий от дублера машиниста в Мурманском морском пароходстве до начальника технического отдела группы наблюдения за строительством судов с ЯЭУ и судов АТО ФГУП "Атомфлот". Оба морю отдали практически по 25 лет жизни, и ни один из них не жалеет об этом. За годы службы успели, как и положено, пройти практически через все должности в атомной механической службе.
Владимир работал инженером-оператором, старшим вахтенным механиком, номерным, старшим механиком на атомных ледоколах "Россия" и "50 лет Победы" (участвовал в приёмке этого судна на Балтийском заводе). Когда ледокол "Россию" вывели из эксплуатации Владимир был уже в должности главного инженера-механика и его направили в группу наблюдения за строительством универсальных атомных ледоколов проекта 22220 в должности приемочного главного инженера механика ГУАЛ "Арктика", оказав этим огромное доверие как профессионалу. Когда головной универсальный атомный ледокол "Арктика" была сдан, на нем Владимир занял должность главного инженера-механика. И только в 2023 г. он перешел на работу в управление. Первые пуски реакторов, судовых турбин, ходовые испытания прошли при его непосредственном участии и руководстве.
После должности дублера машиниста Дмитрий работал инженером-оператором первой категории, помощником старшего вахтенного механика, третьим механиком на ледоколе "Россия", вторым на "Арктике" проекта 10520, старшим механиком ППУ, старшим механиком на атомном ледоколе "Вайгач" (а также работал на "Таймыре"), главным механиком на атомоходе "Ямал". Только в 2017 г. он перешел в группу наблюдения за строительством ледоколов проекта 22220, где был главным специалистом. А непосредственно перед ходовыми испытаниями стал главным инженером-механиком приемочного экипажа универсального атомного ледокола "Сибирь". Далее ещё некоторое время отработал главным инженером-механиком приемочного экипажа проекта 22220 "Урал", а после уже стал начальником технического отдела группы наблюдения.
Оба брата время работы на ледоколах вспоминают с удовольствием. Захватывающие проводки судов, сопровождение экспедиционных групп на Северный полюс, спасательные операции. Они побывали практически во всех уголках Северного морского пути, сталкивались с серьезными, мужскими задачами, чинили ледоколы прямо в море и всегда выполняли свою работу самоотверженно. С особым теплом отзываются о периоде работы плечом к плечу с отцом.
Владимир отработал почти восемь лет на атомном ледоколе "Советский Союз" с Владимиром Георгиевичем, Дмитрий около года на атомном ледоколе "Арктика" проекта 10520. Бесценный опыт лёг в основу глубокого понимания профессии, воспитания грамотных управленцев. И ни разу отец не поругал своих сыновей, относился к ним так же, как остальным спецам, но делился опытом, направлял.
"Одно из самых ярких воспоминаний – спасательная экспедиция к Новой земле. Шлюпку с исследовательской командой выбросило на берег, их нужно было забрать оттуда. Отец руководил экспедицией, я был вторым механиком. Вы бы видели, с какой лёгкостью и знанием дела он руководил процессом. Отец для меня всегда был примером, человеком для которого не было непосильных и невыполнимых задач. Когда отец был на ледоколе в море, то не нужно было возвращаться на базу, чтобы устранить даже серьезную поломку, он был готов выполнить ремонт любой сложности. Рад, что учился у него и горжусь им", – рассказывает Дмитрий Кондратьев.
Любимое судно у Кондратьевых – "Россия", проект 10521, на котором братья работали вдвоем. Дмитрий отвечал за реакторную установка, Владимир за механическую установку как старший механик. Никогда не ругались, всегда помогали друг другу. Служба – есть служба. Любимое судно "Россия" ещё и потому, что именно этот ледокол отправляли в самые интересные рейсы по СМП, а ещё здесь был хороший, слаженный коллектив.
Жалеют ли братья, что морские путешествия остались в прошлом? Нет. Всему свое время. Каждый из них до сих пор горит своим делом, каждый куда-то стремится. Владимир готов и дальше двигаться вперед и применять на практике свои инженерные знания. Дмитрий не прочь заняться судостроением: эта сфера ему ближе других. А пока что дел – много, только поспевай. А дома ждёт любимая семья. Старшая дочь Владимира уже учится в Государственном университете космического авиаприборостроения, младшая поступила в академию управления градостроительством. Дочери Дмитрия 28 лет, растит детей, получила юридическое образование в РАНХиГСе, сын закончил политехнический колледж, работает программистом. Так или иначе инженерный дух в семье Кондратьевых продолжает жить.