Тенденции рынка грузоподъемного оборудования для портов, верфей и оффшорных проектов (часть 2)

- A + Автор: Олег Гненной КомментарииПрочитано 680 раз   |
Как быстро обновляется парк портальных кранов в России, какие услуги востребованы сегодня на рынке грузоподъемной техники и почему производители кранов не спешат оказывать услуги по их модернизации – Корабел.ру продолжает разбираться в тонкостях рынка ГПО.
Транспортировка портальных кранов серии "Витязь" в ПАО "ВМТП" / Изображение: ЗАО "СММ"
В проекте "Cтратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года" отмечалось, что 90% портальных кранов в морских портах исчерпали свой ресурс. Как изменилась ситуация за семь лет с момента его публикации?

Денис Ступак, ZPMC-Russia

– С учетом огромного количества портальных кранов, которые в настоящее время работают в морских и речных портах страны, внутренние производственные возможности страны не позволяют сколько-нибудь существенно изменить статистику за столько короткий срок. Многие порты, особенно речные, не имеют финансовых ресурсов для приобретения новых портальных кранов даже российского производства, не говоря уже об иностранном оборудовании.

Олег Касинов, "Технорос"

– Если цифры, указанные в стратегии верны, то ситуация не сильно изменилась к лучшему. Годовой рынок портальных кранов измеряется десятками штук.
Корабел.ру
Эдуард Айвазьян, "СММ"

– Практически все порты страны сегодня стремятся к обновлению паркового оборудования. Техника, действительно, морально и физически устаревает. Наша цель – предложить качественное решение производственной задачи заказчика.

В рамках импортозамещения Минпромторг намечал с 2014 до 2020 года снизить долю импорта в сегменте портальных и оффшорных кранов со 100% до 47 и 60, соответственно. Насколько эти планы удалось реализовать? В каких сегментах прогресс наиболее заметен?

Эдуард Айвазьян, "СММ"

– С 2014 года в рамках выполнения комплексного плана Государственной программы по импортозамещению ЗАО "СММ" как ведущий отечественный производитель тяжелого грузоподъемного оборудования поставило около 80 единиц тяжелой грузоподъемной техники в порты, транспортные терминалы, на верфи и промышленные предприятия, 75% которых составляют портальные перегрузочные краны серий "Аист" и "Витязь" с грузовым моментом до 2300 тм. Всего с 2005 года нами поставлено около 200 единиц техники на крупнейшие предприятия страны. Как показал опыт эксплуатации отечественного ГПО, оно не только не уступает лучшим зарубежным аналогам, а во многих случаях и превосходит их по своим параметрам.

В сегменте портальных кранов прогресс наиболее заметен и превышает запланированные ранее показатели.

Олег Касинов, "Технорос"

– На сегодняшний день на рынке присутствует несколько российских изготовителей портальных кранов, и "Технорос" является одним из лидеров в этом сегменте. Устойчивым спросом пользуются портальные перегрузочные краны и монтажные краны типа "Зубр", имеющие вылет стрелы от 32 и 45 м и грузовой момент от 550 до 1800 тм. Давление иностранных конкурентов в этом диапазоне параметров умеренное.
Кран портальный монтажный серии "Зубр" / Изображение: ПО "Технорос"
Какие заметные проекты в морском сегменте ГПО вы выполнили в последнее время? Кто является вашими самими крупными клиентами в этом секторе?

Олег Касинов, "Технорос"

Крупнейшие клиенты в указанном сегменте – АО "ЦС "Звездочка" и АО "ДВЗ "Звезда". За последние годы нашей компанией было реализовано несколько крупных проектов. Поставлена и введена в эксплуатацию судопогрузочная машина "Нева-1500" на "Мурманском балкерном терминале". Осуществлена поставка и ввод в эксплуатацию нескольких портальных кранов "Зубр" для перевалки навалочных, контейнерных и генеральных грузов в морских портах Дудинка, Пеледуй и Вунг Тау (Вьетнам).

Кроме поставки во Вьетнам, компания экспортировала козловой специальный кран грузоподъемностью 560 т для обслуживания затворов Шамалдысайской ГЭС.
Кран козловой специальный грузоподъемностью 560 тонн / Источник: ПО "Технорос"
"Технорос" также активно выполнял работы в интересах судостроительных предприятий. В частности, на АО "ДВЗ "Звезда" была проведена модернизация трансбордера грузоподъемностью 14 000 т.
Модернизация трансбордера до грузоподъемности 14 000 тонн / Изображение: ПО "Технорос"
В конце прошлого года компания ввела в эксплуатацию первую полностью отечественную систему транспортирования судов с автоматизированной системой управления грузоподъемностью 14 000 т. В ходе выполненных "Технорос" НИОКР был получен патент на некоторые технические и компоновочные решения, использованные в данной СТС.

Эдуард Айвазьян, "СММ"

– В 2020 году спроектирован, изготовлен и поставлен портальный монтажный кран "CММ-3000" на территорию АО "ЦС "Звездочка". Он предназначен для выполнения монтажных операций при строительстве судов: секционного монтажа, сборочных работ, а также монтажа оборудования и перемещения штучных грузов. Реализуемый в рамках государственной программы импортозамещения кран "СММ-3000" обладает наибольшими техническими характеристиками по сравнению с другим грузоподъемным оборудованием на территории предприятия-заказчика – его максимальная грузоподъемность 100 т, максимальный вылет стрелы 69 м, а высота подъема 50 м.

Кран "СММ-6000" – флагман в линейке портальных монтажных кранов ЗАО "СММ". Он обладает наибольшей грузоподъемностью и грузовым моментом из всех кранов подобной серии, ранее выпущенных в России и СССР, и предназначен для выполнения достроечных операций при строительстве судов. Его максимальная грузоподъемность 160 т, максимальный вылет стрелы 63 м, высота подъема 60 м.

Поставленное грузоподъемное оборудование позволяет предприятию заказчика значительно снизить эксплуатационные затраты и повысить эффективность монтажных операций.
Портальные монтажные краны "СММ-6000" и " СММ-3000" (на переднем плане слева направо) грузоподъемностью, соответственно, до 160 и 100 т / Изображение: ЗАО "СММ"
Интересная с технической точки зрения операция была проведена специалистами ЗАО "СММ" на ранее поставленном портальном монтажном кране "СММ-2600" – самом высоком (подъем стрелы до 70 метров) в линейке портальных монтажных кранов компании, предназначенном для выполнения монтажных операций при строительстве судов. В соответствии с производственными целями предприятия специалисты ЗАО "СММ" выполнили работы по обеспечению устойчивого состояния и сохранности механизмов крана "СММ-2600", установленного в наливной док-камере и затопленного в период вывода судна из ремонтного дока.

В период наполнения гидротехнического сооружения портал монтажного крана "СММ-2600" был погружен под воду, глубина затопления составила не менее 10 метров от уровня головки рельса, скорость затопления – 7 см/час. В технических решениях крана изначально была заложена возможность затопления согласно производственным целям предприятия-заказчика.
Портальный монтажный кран "СММ-2600" в наливной док-камере / Изображение: ЗАО "СММ"
В 2019 году ЗАО "СММ" спроектировало и изготовило для судостроительной отрасли два козловых крана "БАРС-М" грузоподъемностью 200 т и монтажный портальный кран "СММ-6000" грузоподъемностью 160 т. Краны "БАРС-М" предназначены для проведения монтажных операций при сборке крупных металлоконструкций массой до 200 тонн на крюковых подвесках каждого крана, а при совместной работе двумя кранами – массой до 350 т с помощью двух траверс грузоподъемностью 175 т каждая. Пролет кранов составляет 45,6 м. Краны оборудованы двумя грузовыми тележками, оснащенными механизмами главного и вспомогательного подъемов. Высота подъема – 30 метров.
Козловый кран "БАРС-М" / Изображение: ЗАО "СММ"
Все перечисленное выше оборудование реализуется в рамках программы импортозамещения.

Денис Ступак, ZPMC-Russia

– Так или иначе, все наши крупные клиенты связаны с морским сегментом экономики, это и строительные концерны, и судостроительные предприятия, и крупнейшие порты мира, такие как Сямынь, Циндао, Шанхай, Таншань, Гуанчжоу и Яншань в Китае. Мы также оснащали такие крупнейшие терминалы, как Khalifa Port в Абу-Даби, в Duamra Port Adani в Индии и Vado Ligure в Италии и многие другие.

Если говорить о России, то это поставка в 2019 году крупной партии портовой техники ZPMC в составе трех кранов STS, четырех кранов RTG и четырех ричстакеров в ООО "НУТЭП", а также заключение в 2020 году нового контракта с данной компанией на поставку пяти кранов RTG и семи ричстакеров.

В настоящее время нашей компанией завершается первый этап по поставке двух кранов  RMG для ООО "Восточная стивидорная компания". Приход судна ожидается в начале октября 2020 г. В 2021 году ООО "ВСК" также планирует закупить вторую партию аналогичных кранов.
Краны STS класса Postpanamaх и краны RTG ZPMC на причале 38 контейнерного терминала НУТЭП в Новороссийске / Изображение: ZPMC
Поставляете ли вы краны большой грузоподъемности?

Олег Касинов, "Технорос"


– Да, это наш целевой сегмент. Цифры говорят сами за себя: "Технорос" поставляет на рынок металлургические литейные краны грузоподъемностью до 500 т, краны мостового типа грузоподъемностью до 1200 т, портальные краны грузоподъемностью до 200 т, судопогрузочные машины производительностью до 3500 т/час, системы транспортирования судов грузоподъемностью до 40 000 т.

Денис Ступак, ZPMC-Russia

– ZPMC является одним из мировых лидеров в производстве кранов большой грузоподъемности: так в контейнерном секторе это краны STS с грузоподъемностью до 130 тонн, в судостроительном секторе – краны типа "Голиаф" с грузоподъемностью в 1200 тонн и в оффшорном секторе это плавучие полноповоротные краны с грузоподъемностью до 12 000 тонн. Самый большой в мире плавкран с грузоподъемностью 12 000 тонн – сделан ZPMC.
Плавучий полноповоротный кран Чжэньхуа 30 грузоподъемностью 12 000 тонн / Изображение: ZPMC
Эдуард Айвазьян, "СММ"

– ЗАО "СММ" разработало линейку портальных перегрузочных монтажных кранов грузоподъемностью до 250 т, линейку судовых кранов грузоподъемностью до 120 т и линейку козловых кранов грузоподъемностью до 500 т. Основной задачей при этом было снижение веса поставляемого крана и нагрузки на подкрановые пути.

В качестве примера можно привести портальный кран серии "Витязь", сданный в эксплуатацию в июле 2020 года в АО "Владивостокский морской рыбный порт". Кран является самым высокопроизводительным в своем классе, относится к последнему поколению перегрузочной техники и полностью соответствует специфике грузопотока, обрабатываемого на контейнерном терминале. Реализуемый грузовой момент крана достигает 2300 тм, а его грузоподъемность – 50 тонн на вылете 45 метров. Благодаря своим характеристикам кран способен обрабатывать заходящие в порт суда-контейнеровозы вместимостью до 5000 TEU.
Портальный кран серии "Витязь" в АО "Владивостокский морской рыбный порт" / Изображение: ЗАО "СММ"
Оказываете ли вы услуги по модернизации кранов?

Олег Касинов, "Технорос"

– "Технорос" редко оказывает подобные услуги. Основная причина – невыполнение заказчиком ключевого условия оказания качественной услуги: предоставление результатов экспертизы остаточного ресурса металлоконструкций модернизируемого крана одновременно с техническим заданием на модернизацию. Зачастую заказчики стремятся сэкономить на экспертизе. В таком случае мы не можем гарантировать качественный результат модернизации и отказываемся от участия в проекте.

Положительным примером ответственной модернизации, проведенной "Техноросом", можно считать выполненную несколько лет назад модернизацию судопогрузочной машины "Печора" в сахалинском порту Шахтерск, поставленной нами ранее. В связи с ростом грузопотока заказчику потребовалось увеличить производительность с 1500 до 2300 т/ч по углю. Поскольку "Печора" была изготовлена нашей компанией и на момент модернизации отработала менее четырех лет, было принято решение не проводить экспертизу остаточного ресурса. Был разработан проект модернизации, инженеры-конструкторы создали модель модернизированной машины, провели необходимые мощностные и прочностные расчеты, определили какие узлы требуют модернизации и в каком объеме. В результате за несколько месяцев модернизация была проведена, и заказчик смог увеличить производительность терминала без существенных капитальных затрат.
Судопогрузочная машина для перевалки угля "Печора" / Изображение: ПО "Технорос"
Эдуард Айвазьян, "СММ"

– В случае возможности дальнейшей эксплуатации грузоподъемной техники мы предлагаем своим партнерам модернизацию оборудования.

Модернизация грузоподъемного оборудования – одно из основных направлений деятельности производственного комплекса "СММ-Электро" (входит в Группу компаний "СММ"). Данное направление сегодня очень востребовано: проведенные работы позволяют повысить надежность и эффективность работы техники, а также снизить затраты на ремонт электрического и механического оборудования, уменьшить простои, связанные с внеплановыми остановками.

Осуществляете ли вы инжиниринговую поддержку клиентов?

Денис Ступак, ZPMC-Russia

– Реализация каждого проекта происходит в тесном рабочем взаимодействии инженерного центра в Шанхае, насчитывающего более двух тысяч инженеров по различным направлениям деятельности ZPMC, и технической службы заказчика. Наши специалисты всегда готовы поделиться опытом со своими коллегами из других стран. Мы активно взаимодействуем, консультируем, осуществляем техническую поддержку наших основных клиентов в Азово-Черноморском и Дальневосточном регионах, а также стивидорных компаний Северо-Западного региона страны как по текущим, так и по перспективным проектам поставки оборудования.

Эдуард Айвазьян, "СММ"

– Одно из направлений работы с партнерами – инжиниринговая поддержка. ЗАО "СММ" располагает конструкторским подразделением и разрабатывает оптимальное решение для каждого конкретной единицы ГПО в соответствии с целями и задачами заказчика для наиболее эффективной эксплуатации.

Специалисты компании также предлагают решение "Эффективные технологии для порта", в котором рассчитывают оптимальную производительность для всего эксплуатирующегося оборудования в порту, место эксплуатации и технические характеристики для каждой единицы оборудования.

Олег Касинов, "Технорос"

– В каждом проекте в первую очередь мы решаем инженерную задачу по подбору или созданию оборудования, точно соответствующего требованиям заказчика. Поэтому каждый проект ведет главный конструктор, решающий все технические вопросы на всех этапах его реализации. Кроме того, каждая поставка сопровождается услугой шеф-монтажа. Это позволяет гарантировать высокое качество работ с соблюдением всех требований конструкторской и эксплуатационной документации.

Как организована работа и сервис компании в российских регионах?

Олег Касинов, "Технорос"

– Сервисная поддержка наших клиентов оказывается по двум схемам: из центрального офиса в Санкт-Петербурге и через сеть авторизованных сервисных центров, имеющихся в некоторых регионах, куда поставлено оборудование. Вторая схема реализуется на договорной основе и позволяет оказывать сервисные услуги тогда, когда они необходимы, и не нести расходов в межсервисный интервал.

Эдуард Айвазьян, "СММ"

– Для ЗАО "СММ" качественный сервис грузоподъемной техники является важнейшим стратегическим направлением развития и конкурентным преимуществом. Компания имеет пять сервисных центров на базе крупных портов и терминалов в разных регионах страны: Сургуте, Новороссийске, Мурманске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербург. Их основная задача – минимизация сроков снабжения запасными частями, оперативное обслуживание и ремонт грузоподъемной техники.

Наличие сервисных центров по обслуживанию и ремонту грузоподъемной техники объясняется тем, что заказчику важно, чтобы грузоподъемная техника, так называемого "первого эшелона", всегда была в рабочем состоянии и обеспечивала непрерывную работу в зоне эксплуатации. Несмотря на внедрение новейших систем удаленного доступа для контроля работы крана, позволяющие в режиме реального времени следить за корректной работой оборудования и получать диагностическую информацию, склад сменных запасных частей в регионах необходим. Постоянная аналитика поступающих заявок на обслуживание и ремонт техники позволяет определить потребности в основных запасных частях, а также укомплектовать центры высококвалифицированными техническими специалистами. В случае, если запасная часть имеет уникальный характер и отсутствует в сервисном центре, специалисты ЗАО "СММ" используют авиадоставку. При наличии комплектующих в головном офисе, срок реагирования в любую точку страны составляет не более трех рабочих дней.

Денис Ступак, ZPMC-Russia

– В настоящее время ZPMC имеет 28 филиалов и дочерних компаний за рубежом. По всему миру создано семь крупных сервисных центров ZPMC, отвечающих за сервисную поддержку и обеспечение запасными частями в конкретном регионе.

В России с 2015 года ZPMC представлена дочерней компанией ООО "ЗПМС", офис которой находится в Москве, а ее сотрудники располагаются в Санкт-Петербурге, Новороссийске и Владивостоке.

Сервисное обслуживание с 2019 года в России представляет, специально созданная для этих целей ООО "ЗПМС-Сервис". Компания имеет представительства на Дальнем Востоке, в Новороссийске и Петербурге. Таким образом, решается главная задача, стоящая перед сервисной службой – это оперативное реагирование на возникающие проблемы в предельно короткие сроки, не превышающие 24 часов.

Кроме того, ООО "ЗПМС-Сервис" организовало и успешно эксплуатирует на Дальнем Востоке склад запасных частей, поэтому в настоящее время доставка необходимых компонентов для оборудования ZPMC составляет не более пяти дней.

Какие еще направления, кроме ГПО, развивает компания?

Эдуард Айвазьян, "СММ"

Транспортировка грузоподъемного оборудования в собранном виде заказчикам – сегодня это все более востребованная операция, позволяющая избежать простоев причалов и нарушения производственных процессов предприятий, что неизбежно при монтаже тяжелой грузоподъемной техники. ЗАО "СММ" имеет большой опыт организации транспортировок негабаритного и сверхтяжелого кранового оборудования в собранном виде, в том числе и по Северному морскому пути.

Одна из последних операция по транспортировке портальных кранов была проведена в августе 2020 года. В ПАО "Владивостокский морской торговый порт" доставили грузоподъемное оборудование – два портальных крана серии "Витязь" перевозились в собранном виде с загруженными противовесами по Севморпути из промышленно-логистического комплекса ЗАО "СММ", расположенного в грузовом районе "Терминал Новая Гавань", МТП "Усть-Луга". Преодолев свыше 14 000 километров, специализированное судно ледового класса Nordic Svalbard вошло в пролив Босфор Восточный. Далее судно проследовало на выгрузку под Русским мостом – символом Владивостока. Высота пролета моста – 71 метр над уровнем полной воды, надводный габарит судна составил 68,5 метров. Точность расчетов, тщательная подготовка и накопленный компанией опыт позволили ЗАО "СММ" провести этот уникальный переход. Всего в 2020 году компания поставит в ПАО "ВМТП" четыре портальные крана серии "Витязь". Оставшиеся два крана после завершения монтажа и проведения испытаний отправятся в пункт назначения тем же путем в ближайший месяц.

Денис Ступак, ZPMC-Russia

– ZPMC – это машиностроительный холдинг, направлениями деятельности которого, кроме поставки ГПО, также является производство судов специального назначения и оффшорного оборудования, в том числе буровых платформ, выпуск широкого перечня компонентов для кранового оборудования, а также создание систем автоматической вертикальной парковки и производство крупногабаритных металлоконструкций.
Полупогружная платформа для компании OOS International, Бразилия / Изображение: ZPMC
Олег Касинов, "Технорос"

Основные усилия компании направлены на развитие трех продуктовых направлений. Помимо ГПО, это оборудование для перевалки сыпучих грузов (судопогрузочные машины, реклаймеры, вагоноопрокидыватели) и техника для судостроительной отрасли (системы транспортирования судов, системы спуска и подъема судов). По каждому из этих направлений есть успешно реализованные проекты. "Технорос" активно участвует в проектах, которые выполняются в настоящее время.

На нашем счету разработка уникального цепного ковшового реклаймера козлового типа производительностью 1200 т/час для металлургического завода в Чехии. Реклаймер успешно прошел все виды испытаний (в том числе на соблюдение строгих экологических норм) и запущен в эксплуатацию.
Реклаймер на усреднительном складе руды металлургического комбината в Чехии / Изображение: ПО "Технорос"
Другим положительным результатом работы стало подписание в сентябре контракта на поставку вагоноопрокидывателя для Ново-Иркутской ТЭЦ.

Материалы по теме:

Главные тренды рынка ГПО для портов, верфей и оффшорных применений - 2020


Грузоподъемная техника - отечественная или импортная?

"Российский рынок судовой грузоподъемной продукции отстающий, но энергично догоняет мировых лидеров"


 
Автор: Олег Гненной
Поделиться новостью


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость