Главные тренды рынка ГПО для портов, верфей и оффшорных применений - 2020

- A + Автор: Олег Гненной КомментарииПрочитано 350 раз   |
Что такое "умный порт", где появилась первая отечественная система транспортировки судов и какие новинки пополнили рынок подъемной техники для судостроительных предприятий? Эти и другие темы мы обсудили за "круглым столом" с представителями ведущих компаний отрасли. А началась дискуссия с вопроса о главных тенденциях российского рынка портового грузоподъемного оборудования (ГПО).
Беспилотные контейнерные грузовики ZPMC в автоматизированном терминале порта Циндао / Изображение: ZPMC
По мнению Дениса Ступака, заместителя генерального директора по стратегическому развитию компании ZPMC-Russia, в последнее десятилетие основные тенденции развития портового грузоподъемного оборудования (ГПО) определил рост мирового грузопотока и товарооборота между странами. Стал явно прослеживаться запрос на увеличение скорости перевалки грузов. Предпосылкой этому стал интенсивный ввод в строй контейнеровозов и балкерных судов повышенной вместимости. Эта тенденция явно прослеживается во всех странах, расположенных в основных транспортных коридорах.

Серьезная борьба стивидоров за увеличение грузопотоков и экономические показатели дали мощный импульс к совершенствованию технологических процессов стивидорных компаний. Это нашло свое отражение в качественном и количественном изменении характеристик портовой техники. Возросла грузоподъемность как STS кранов – до 130 тонн, так и RTG и RMG – до 70 тонн. Увеличилась доля портальных кранов с грузоподъемностью выше 40 тонн. Возросло количество контейнеров, обрабатываемых кранами за один цикл, повысились скорости передвижения техники и ее ГЗО, значительно увеличились скорости подъема груза. В секторе насыпных и навалочных грузов также явно прослеживается запрос на увеличение скорости перевалки, вплоть до 12 000 тонн в час.
Директор по маркетингу ПО "Технорос" Олег Касинов считает, что снижение деловой активности из-за пандемии COVID-19 и падение мировых цен на большинство биржевых товаров, экспортируемых Россией, может привести к снижению поставок морским путем. Это негативно повлияет на загрузку портовых мощностей и поставит под угрозу реализацию планов их перспективного развития на ближайшие годы. При этом строящиеся новые терминалы, скорее всего, введут в эксплуатацию, хоть и со смещением сроков. В целом, по мнению Касинова, стоит ожидать снижение спроса на портовое перегрузочное оборудование в ближайшие год-три. Восстановление рынка и небольшой рост может произойти в 2022-23 гг.

Директор по продажам ГПО ЗАО "СММ" Эдуард Айвазьян отмечает, что портовая деятельность является стратегическим пунктом экономики страны, одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы: "Основываясь на современных тенденциях развития портов, таких как  экологическая безопасность, модернизация производственных мощностей, увеличение грузового места и грузооборота, совершенствование портовой инфраструктуры в целом, мы, как производители тяжелого-грузоподъемного оборудования, ставим перед собой задачу обеспечить порты качественным высокотехнологичным оборудованием, отвечающим современным требованиям перевалки грузов  –  увеличиваем грузоподъемность и производительность, внедряем системы удаленного мониторинга всех механизмов крана в онлайн-режиме". Все эти меры позволяют значительно сократить время погрузки и выгрузки, повысив скорость обработки грузов, а также минимизируют затраты на сервисное обслуживание.
Портальные краны серии "Витязь" на территории МТФ ПАО "ГКМ "Норильский никель" / Изображение: ЗАО “СММ”
На сегодняшний день линейка кранов "Витязь" производства ЗАО "СММ"  –  самая мощная в своем классе и относится к последнему поколению перегрузочной техники с широким разнообразием технологических возможностей.  Эти краны отличаются увеличенной грузоподъемностью до 160 т, максимальным вылетом стрелы до 55 м, грузовым моментом, достигающим 2700 тм, и повышенной производительностью при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.

ГПО для судостроительных предприятий и оффшорных применений

Анализируя запросы заказчиков и географию актуальных проектов, в концерне Liebherr пришли к выводу, что рынок оффшорных и судовых кранов смещается на север, в регионы с холодным климатом. Герман Игнатов, директор департамента "Портовое оборудование, судовые и оффшорные краны" компании ООО "Либхерр-Русланд" отмечает, что это приводит к изменению требований к грузоподъемному оборудованию. Происходит северная экспансия нефте- и газодобычи, а Северный морской путь становится важной транспортной артерией. Северные маршруты осваивают новые корабли, которые необходимо оснастить подходящей крановой техникой.

Инженеры Liebherr уже совладали с вызовами северного климата: совместно с российскими заказчиками компания разработала краны, которые эксплуатируют при температурах до минус 52 °С. Такие морозы – это обычное явления для полярных регионов, и благодаря накопленному опыту в ряде проектов компания Liebherr была выбрана поставщиком морских кранов, которым предстоит работать в похожих условиях.
Три модели кранов Liebherr линейки LHM успешно эксплуатировались в порту Дудинка на Таймыре / Изображение: Liebherr
Основным отличием портальных монтажных кранов ЗАО "СММ" для судостроительных предприятий является увеличенная зона эксплуатации, благодаря высоким параметрам грузоподъемности, вылета стрелы и высоты подъема. Это позволяет проводить работы как на ошвартованных у причала судах, в том числе в несколько бортов, так и на плавсредствах, находящихся на стапеле в док-камерах. Появилась возможность перемещения грузов с судов, находящихся в акватории предприятия непосредственно на стапель.
Портальные монтажные краны производства ЗАО "СММ" – "СММ-6000" и "СММ-3000"(на переднем плане слева направо), имеющие, соответственно, грузоподъемность до 160 и 100 т, вылет стрелы до 63 и 60 м и высоту подъема до 60 и 50 м / Изображение: ЗАО "СММ"

В сегменте судовых кранов компания повышает специализацию кранов, увеличивает опции, позволяющие работать более стабильно в условиях открытого моря. "СММ"  ведет
Разгрузка атомного лихтеровоза "Севморпуть" судовыми кранами "С 1700", производства ЗАО "СММ" (месторождение Утреннее, Гыданский полуостров) / Изображение: ЗАО "СММ"
разработку грузоподъемного оборудования для оффшорного применения – кранов для стационарных морских платформ, используемых для разгрузки грузов с судов обеспечения.

ЗАО "СММ" в рамках программы импортозамещения проектирует  и изготавливает судовые краны грузоподъемностью до 100 т и вылетом стрелы до 43 м.  Судовые краны с подобными характеристиками ранее в России не изготавливались.

Компанией "Технорос" специально для судостроительной отрасли разработана, изготовлена и запущена в эксплуатацию первая полностью отечественная система транспортирования судов (СТС) грузоподъемностью 14 000 т с автоматизированной системой управления. Стапельные тележки приводятся в действие автономной гидростанцией, входящей в состав системы.

Одним из преимуществ СТС является полная автономность работы, систему также отличают низкие эксплуатационные расходы. Высокая степень автоматизации позволяет уменьшить количество операционного персонала, а технология подъема и транспортирования на гидроцилиндрах уменьшает вероятность деформации корпуса судна. Подобные системы уже успели доказать свою эффективность на российских предприятиях, но все они импортировались из-за рубежа.
Системы транспортирования судов разрабатываются и производятся теперь и в России компанией "Технорос" / Изображение: ПО "Технорос"

Основные тренды рынка ГПО

По оценкам специалистов Liebherr, ключевыми факторами, влияющими на рынок морских кранов, являются цена на нефть и развитие ветроэнергетической отрасли. На протяжении последних лет рынок морских кранов был относительно стабилен, хотя и не смог вернуться на уровень 2014 года. Несмотря на это, технические требования увеличились как в нефтедобыче, так и в ветроэнергетике: в этих отраслях востребованы морские краны, которые обладают очень большой грузоподъемностью, оснащены длинными стрелами и способны работать на больших вылетах. Liebherr предлагает оффшорные и судовые краны повышенной грузоподъемности, которые отвечают этим требованиям. Параллельно компания разрабатывает инновационные решения.
Оффшорный кран RL 650 (по центру) – один из самых компактных кранов Liebherr / Изображение: Liebherr
По мнению Олега Касинова ("Технорос"), в портовой отрасли наряду с крановым сегментом активно развивается оборудование для перевалки сыпучих грузов навалом. Для оснащения подобных специализированных терминалов требуется специальная техника, такая как судопогрузочные машины и кратцер-краны (для оснащения складов минеральных удобрений, серы или рудных концентратов). Разброс характеристик этого оборудования достаточно велик и зависит от вида груза, типов и номенклатуры обрабатываемых судов, параметров причала.

За последние годы специалистами "Технорос" реализовано большое количество проектов и накоплена внушительная библиотека решений. Например, на балкерный терминал компании "Еврохим" в порту Мурманска поставлена судопогрузочная машина "Нева-1500", способная переваливать минеральные удобрения на суда дедвейтом до 65 000 dwt.
Груз химически агрессивен, поэтому при производстве "Невы-1500" использованы специальные материалы и лакокрасочное покрытие / Изображение: ПО "Технорос"

Порты 4.0 и цифровизация

Эффективность перевозок уже полвека повышается за счет увеличения размера судов, к примеру, вместимость контейнеровозов за это время возросла в 16 раз. Сегодня производительность пытаются повысить за счет цифровизации технологических процессов и логистики.

Компания Liebherr давно предлагает цифровые решения для портов. В сегменте морской и портовой техники она создает "умные" системы ассистирования операторам, системы дистанционного контроля и оценки эффективности работы оборудования, а также тренажеры-симуляторы для безопасного обучения в виртуальной среде. Герман Игнатов отмечает, что заказчики высоко оценивают цифровые решения Liebherr – особенно после интенсивного применения.

Например, система LiDAT SmartApp – это цифровая платформа, которая позволяет оператору терминала анализировать данные о работе кранов. Она собирает данные дистанционно и доступна в любое время. Другая цифровая система – Liebherr Position Optimizer – использует данные платформы LiDAT, чтобы повысить производительность по перевалке.

Наряду с этим Liebherr предлагает услугу Remote Service для дистанционной диагностики и удаленного сервисного обслуживания. Упоминания также заслуживает Liebherr SmartGrip:  интеллектуальная система, помогающая оператору крана при работе с двухчелюстным грейфером во время перевалки сыпучих грузов. Система повышает эффективность перевалки, способствуя оптимальному заполнению грейфера и предотвращая его перегрузку.

По мнению Дениса Ступака (ZPMC-Russia), требования перевозчика к скорости процессов погрузки и разгрузки судов диктуют использование уже качественно иных технологических подходов к решению производственных задач. Автоматизация крупных контейнерных терминалов стала в последние годы ключевым фактором в повышении эффективности обработки больших объемов контейнерных грузов. В качестве примера компания приводит строительство автоматизированного контейнерного терминала в порту Циндао, которое осуществляется в три очереди (см. фото в начале статьи). Планируется построить шесть причалов, к которым могут пришвартовываться контейнеровозы вместимостью в 24 000 двадцатифутовых контейнера и более, а проектная пропускная способность терминала составит 5,2 млн. двадцатифутовых контейнеров в год. Для первой и второй очередей строительства полностью автоматизированного контейнерного терминала в порту Циндао компания ZPMC поставила 16 причальных кранов, 38 контейнерных кранов-перегружателей на рельсовом ходу, 83 автоматически управляемых тележки, а также систему управления оборудованием (ECS).

В рамках стратегии цифровизации портов ZPMC планомерно реализует концепцию "умного порта", который будет в большей степени применять новые технологии беспроводной связи, "умную" идентификацию с помощью искусственного интеллекта и цифровые методы анализа больших массивов данных. Автоматизированное управление позволит портам, снижая порог затрат на техобслуживание, развиваться в направлении развития информатизации, автоматизации и повышения производственной эффективности.

На кранах российского производителя "СММ" в рамках цифровизации специалисты компании устанавливают системы удаленного доступа, сбора и регистрации режимных параметров и информации о работе крана, а также архивации системных сообщений. Анализ рабочих параметров оборудования позволяет исключить перегрузку механизмов крана, а также повысить эффективность при эксплуатации и сократить время на их ремонтное обслуживание.

Олег Касинов из "Технорос" отмечает, что увеличение размера судов потянуло за собой увеличение массогабаритов перегрузочного оборудования: "Сегодня уже никого не удивишь вылетом стрелы портального крана в 45 м или длиной стрелы судопогрузочной машины в 35-40 метров".

В сегменте цифровых решений компания "Технорос" предлагает два вида систем: АСУ ТП всего терминала (ее внедрением занимаются специализированные организации) и систему удаленного мониторинга оборудования. Подобная система внедрена на железнодорожных терминалах "Трансконтейнера" и позволяет из центрального офиса отслеживать работу оборудования на удаленных площадках. Система эксплуатируется уже несколько лет и на деле доказала свою эффективность. После ее внедрения уменьшилось количество аварийных остановок, сократилось время простоя оборудования и снизился расход запасных частей. Аналогичная система может быть внедрена в любом российском порту.

Электрификация и рекуперация

В мире все активнее развивается экологичная техника с электромеханическими
Портальный поворотный кран LPS 420 отличает грузоподъемность до 124 т и вылет стрелы до 48 м / Изображение: Liebherr
трансмиссиями, электрические и гибридные  машины, работающие в циклическом режиме. Как отмечает Герман Игнатов (Liebherr), для заказчиков становится приоритетом уменьшение "углеродного следа" на всех рабочих этапах – в том числе и на тех, где задействованы краны Liebherr. Компания заблаговременно уловила эту тенденцию, создав портальный кран Liebherr LPS 420 E. Он основан исключительно на электрических приводах и не выделяет парниковые газы в ходе работы.

Еще одним экологичным трендом является использование технологии  рекуперации, позволяющей накапливать энергию во время  опускания грузов.

Компания Liebherr предлагает два решения в этой области. Система Liebherr Liduro основана на электрических аккумуляторах в модульном исполнении. Они заряжаются по мере выполнения краном таких "реверсивных" операций, как опускание груза. Накопленную энергию модули Liebherr Liduro возвращают в систему приводов крана, например, при подъеме груза.

Второе решение – система Liebherr Pactronic, базирующаяся на аккумуляторе гидравлической энергии. Гидроаккумулятор заряжается в процессе опускания груза или от избыточной энергии первичного привода – будь то ДВС или электродвигатель. При подъеме грузов гидроаккумулятор, напротив, питает гидравлические приводы, повышая скорость и производительность крана.

В тех случаях, когда сеть заказчика способна принимать энергию рекуперации, ГПО компании "Технорос" всегда оснащается системой рекуперации, однако, имеется ряд технических нюансов, которые являются ограничением для повсеместного распространения данной технологии.
Будем знакомы
 ZPMC
Один из крупнейших машиностроительных холдингов в Юго-Восточной Азии. В его состав входят 8 больших машиностроительных заводов и 2 верфи. Все производственные базы располагаются в устье Янцзы.  Техника ZPMC работает в 300 портах мира и в 103 странах.

Оборот компании за 2019 г. составил порядка 4 млрд долларов США.

 ЗАО "СММ"
Ведущий отечественный производитель тяжелого грузоподъемного оборудования для портов, терминалов и верфей. Более 5 лет компания ведет  работу по локализации производства оборудования на территории России. С 2016 года запущены два производственных комплекса в Ленинградской области: "СММ-Электро" (разработка и производство АСУ электроприводов, устройств распределения электроэнергии и гидрооборудования),  "СММ-Тяжмаш" (изготовление металлоконструкций и оборудования для транспортной, горнорудной, металлургической и атомной отраслей). С 2005 года компания поставила более 150 единиц тяжелой грузоподъемной техники на предприятия России, стран СНГ и ближнего зарубежья.

 ПО "Технорос"
Инжинирингово-производственная компания, один из ведущих российских разработчиков и производителей сложного подъемно-транспортного оборудования (ПТО) различного назначения. Офис и производственные мощности "Технорос" находятся в Санкт-Петербурге.

Компания основана в 1991 г. В 2003 году в ее состав вошел и стал основной производственной площадкой "Завод подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова", образованный на базе ликвидированного АООТ "Подъемтрансмаш". В новое предприятие перешло большинство работников и архив конструкторской и технологической документации "Подъемтрансмаша", были перевезены станки и другое оборудование механического цеха. С этого времени "Технорос" расширил свою специализацию, стал самостоятельно проектировать и изготавливать ПТО.
 

Рыночные преимущества

"Техника ZPMC используется в крупнейших и наиболее значимых портах мира – от Сингапура до Гамбурга и Лос-Анджелеса, – отмечает Дениса Ступак. – Порядка 70% кранов STS и 50% кранов RTG и RMG в мире производятся компанией ZPMC. К настоящему моменту ZPMC поставила порядка 3440 шт. кранов STS и более 6233 шт. кранов RTG и RMG  в 103 страны мира".

Оборудование ЗАО "СММ" находит применение в погрузочно-разгрузочных (генеральные и навалочные грузы) операциях практически в каждом порту страны.  В 2019 году по данным компании, доля ЗАО "СММ" на российском рынке грузоподъемного оборудования в сегменте портальных кранов составила  85%, а в таких крупнейших портах России как ПАО "Новороссийский морской торговый порт" и АО "Мурманский морской торговый порт" суммарное количество портальных кранов "СММ" превышает 50% всего парка.

По словам директора по продажам ЗАО "СММ" Эдуарда Айвазьяна, с 2013 года компания выполняет 100% от всех имеющихся на рынке поставок портальных монтажных кранов на судостроительные и судоремонтные заводы страны. 

В настоящее время в рамках внедрения нового оборудования ЗАО "СММ" совместно с
Портальные краны "Зубр" в порту Пеледуй (Якутия, заказчик ПАО "Газпром") / Изображение: ПО "Технорос"
Минпромторгом проводит опытно-конструкторскую разработку типоряда кранов-манипуляторов грузоподъемностью от 0,16 т до 20 т шифра "Кран-М" для целей Министерства обороны Российской Федерации.

"Подъемно-транспортное оборудование "Технорос" применяется повсеместно, – заявляет  Олег Касинов, – если говорить о судостроении, то наиболее сильные позиции у нашей компании в сегменте систем транспортирования судов, которые  применяются в качестве межцехового транспорта и при крупноузловой сборке судов и кораблей. Козловые и портальные монтажные краны компании находят применение при строительстве судов, вертикальные судоподъемники – при операциях спуска и подъема судов, мостовые и козловые краны  используются в цехах и на складах судостроительных заводов. В портах востребованы судопогрузочные машины, кратцер-краны, портальные краны и контейнерные перегружатели типа RMG производства "Технорос".

Наши новости в Telegram

Автор: Олег Гненной
Поделиться новостью


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость