реклама

Старше многих судостроительных заводов России

Репортаж о посещении "Корабелом" Сосновского судостроительного завода вызвал разную реакцию среди читателей. Многие обвиняли нас в предвзятости.
Хотим сказать, что это не так. Несмотря на то, что у завода есть много проблемных мест (а у кого их сейчас нет), даже в условиях, когда ближайший "асфальт" находится в 40 км от проходной, предприятие живет, строит сложные суда, поддерживает город. А ведь многие более крупные и более технически оснащенные заводы умерли или влачат жалкое существование. К опыту Сосновки стоит прислушаться.
Свою историю Сосновская судоверфь ведет с июля 1924 года. Первоначально вся верфь состояла из лесопильного цеха, столярной мастерской, кузницы, конюшни и столовой. Как и на многих предприятиях того времени, строительство велось сезонно: закладка зимой, спуск и сдача летом-осенью.
В годы первых пятилеток судоверфь выполняла самые различные заказы, главным образом для рыбной промышленности. Местные умельцы, никогда в жизни не видевшие моря, освоили строительство таких судов, как шаланды, морские плашкоуты, плавучие рыбзаводы, рефрижераторы, речные сухогрузные баржи. Проекты для верфи выполняла Астраханская судоверфь, оттуда же в Сосновку перебралась большая часть специалистов-судостроителей.

В 1935—1936 годах по заказу Наркомата пищевой промышленности на верфи освоили строительство рыбопромысловых судов – кунгасы и кавасаки. Причем, в год предприятие производило около 120 единиц подобных судов.

Перед войной Сосновская судоверфь представляла собой хорошо организованное предприятие, где был накоплен большой опыт строительства деревянных судов. Вместе с заводом рос и поселок, были построены жилые дома, два общежития для рабочих, клуб, баня.

"Мы почти ленинградцы"
В конце 1941 года завод получил первое фронтовое задание — освоить выпуск аэросаней. За зиму 1941-1942 годов судостроители дали фронту 267 машин. В сентябре 1941 года Сосновская судостроительная верфь была объединена с эвакуированным сюда из Ленинграда филиалом судостроительного завода "Быстрый" и реорганизована в "Сосновский судостроительный завод "Быстрый".

Изменился и профиль выпускаемой продукции. Завод стал строить торпедные катера ТК-Д3 и катера П-19. В Сосновке впервые в Советском Союзе начали собирать суда поточно-позиционным способом, что положительно сказывалось на качестве продукции и позволяло сократить производственный процесс.

За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной Войны Сосновский судостроительный завод награжден орденом Отечественной войны I степени.
Сами сосновчане до сих пор шутят, что "мы почти ленинградцы". И действительно, ленинградская культура судостроения и культура жизни оказала существенное влияние на развитие Сосновского судостроительного завода.

Самый плодовитый по "Ярославцам"
До конца 80-х годов некогда маленькая и маломощная судоверфь выросла до крупного судостроительного предприятия Советского Союза. Продукцию завода знали во всех уголках страны и за ее пределами. Прежде всего, конечно, по строительству рабочих катеров Р-376 типа "Ярославец" во всех возможных исполнениях: от водолазных и патрульных до разъездных. Сейчас сложно представить, но на предприятии сдавали до 17 "Ярославцев" в месяц (!). Затем на грузовых платформах по железной дороге готовые катера доставлялись в самые отдаленные точки Советского Союза, суда подобного класса даже можно встретить в песках бывших портов Аральского моря – Аральске и Муйнаке.

Второй массовый проект Сосновского завода в 60-80х годах XX века – это маломерный рыболовный рефрижераторный траулер проекта 1328 "Балтика" длиной около 25 метров. Всего на предприятии было выпущено свыше 660 судов данного проекта. Последний свой МмРТР "Миус" Сосновка сдала в 2005 году, теперь он трудится на Азовском море. А на территории предприятия до сих пор стоят три корпуса "Балтики" на различных стадиях готовности.

Помимо этого со стапелей завода сходили баржи различной грузоподъемности, специальные катера для ВМФ и пограничников.

До известных событий 1991 года на заводе работало около 5 тысяч человек, это около 35% всех жителей города Сосновка.
 
Сосновский судостроительный завод / Корабел.ру

15 лет запустения
С начал 90-х годов Сосновский судостроительный завод, как и многие предприятия страны, остался без госзаказов, и, как следствие, без работы. Затем было банкротство и разорение. В течение 15 лет производственные цеха находились в полном запустении. Своё второе рождение завод получил в 2006 году, благодаря большой финансовой и технической поддержке АО АКБ "Новикомбанк".

В 2009 году были построены суда по модернизированному проекту 376 "Ярославец" (проектант ООО "СиТех" г.Нижний Новгород): рабочий катер РМ-376 с функцией буксира и рабочий катер SТ-376Т (буксир-толкач).
В 2010 году секционно-блочным методом построена накатная контейнерная баржа пр.800 для фирмы KUIPERS SCHEEPVART b.v.

В 2011 году были построены 2 самоходные накатные морские баржи пр. DCV-47 (проектант ЗАО "МИБ – дизайн – СПб") грузоподьемностью 250 тонн. Спуск на воду был осуществлен в мае 2011 года.
Построен и спущен на воду водолазный бот по модернизированному проекту 1415 "Фламинго" (проектант ООО "СиТех") для Нижнекамской ГЭС.

Три средних таможенных судна пр. АМ405S (проектант Icarus Marine, Кейптаун, Ю.Африка) для Федеральной Таможенной Службы РФ, были спущены на воду в июне 2012.
 
Среднее таможенное судно пр.АМ405S / "Сосновский судостроительный завод"

В том же году в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", были спущены на воду еще 2 судна пр.DCV-47. На данный момент суда снабжения типа "Сосновка" активно работают на морских линиях, выполняют перевозки грузов в отдаленные районы Камчатского края. Помимо продуктов питания, "Сосновки" доставляют стройматериалы и технику.

 
 Мурат Хасанович Дугужев /
 Корабел.ру
Рассказывает генеральный директор Сосновского судостроительного завода Мурат Хасанович Дугужев:
"Одно время все небольшие заводы строили баржи для голландцев: и Городецкая судоверфь, и Завод имени III Интернационала в Астрахани, и "Нижегородский теплоход". Строили и мы.
По контракту мы должны были изготовить блоки для 10 барж, сборка осуществлялась в Звенигово в Марий Эл. За полнокомплектное судостроение мы взяться тогда сами не могли: не было ни слесарей, ни трубопроводчиков, ни маляров.
В итоге, фирма-заказчик разорилась, мы успели сдать только 1 корпус. Денег, естественно, мы не получили.
Это был рискованный контракт. Сейчас сложно судить, правы мы были или нет, заключая его. Но заводу нужна была хоть какая-то загрузка".





День сегодняшний – лоцмейстерские суда и суда экологического контроля

В рамках ФЦП "Развитие транспортной системы (2010-2015 годы)" в 2012 году Сосновский судостроительный завод получил заказ Федерального агентства морского и речного транспорта на строительство двух судов экологического контроля проекта RT29 (проектант ЗАО "МИБ – дизайн – СПб") "Эколог-1" для Администрации Енисейского бассейна внутренних водных путей и "Онежец ББК" для Администрации Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей.

В июне 2015 года оба судна в торжественной обстановке были сданы заказчикам и сейчас уже трудятся в портах приписки.

Потребностях в судах подобного класса у путейцев есть и она довольно большая, о чем нам рассказывал директор Администрации Камского бассейна внутренних водных путей Сергей Николаевич Сергеев (см. материал "Мой завод - моя гордость"). И тут у Сосновки серьезное преимущество перед конкурентами, проект уже "обкатан" на двух пилотных судах, адаптирован под мощности предприятия.

А незадолго до сдачи RT29, в ноябре 2014 года состоялась закладка головного лоцмейстерского судна "Виктор Кусков" для ФГУП "Росморпорт" тоже по проекту Морского Инженерного Бюро.
 
Лоцмейстерское судно "Виктор Кусков" / "Сосновский судостроительный завод"

В церемонии закладки приняли участие заместитель начальника управления развития и строительства флота ФГУП "Росморпорт" Владимир Акимов, уполномоченный по приемке судов ФГУП "Росморпорт" Александр Аликин, генеральный директор ОАО "Сосновский судостроительный завод" Мурат Дугужев, генеральный директор ЗАО "МИБ-дизайн СПб" Геннадий Егоров, директор по перспективному развитию ЗАО "МИБ-дизайн-СПб", главный конструктор ЗАО "МИБ-дизайн-СПб" Николай Автутов, глава Вятскополянского района Игорь Трифонов, глава администрации Вятскополянского района Владимир Альчиков, а также глава Сосновского городского поселения Денис Ступин.

В мае 2015 года на предприятии были заложены еще два лоцмейстерских судна проекта BLV04 "Анатолий Климов" и "Гидрограф Равдин".

Рассказывает генеральный директор Сосновского судостроительного завода Мурат Хасанович Дугужев:
"Здесь, рядом с нами, за стенкой живет и здравствует судостроительный техникум. И мы активно сотрудничаем в вопросах подготовки и трудоустройства молодых специалистов.
Конечно, сейчас завод нельзя назвать градообразующим предприятием для Сосновки. Всё-таки есть с чем сравнить, до советских 5 тысяч человек нам очень далеко. Сегодня на предприятии трудятся 270 человек, из них порядка 100 — прямые производственные рабочие. Но у нас территория предприятия 28 гектар, поэтому только служба охраны состоит из 30 человек.
Большая часть штата – сосновчане и люди из окрестных деревень и городов Усть-Люга, Ямышка, Вятские Поляны. Однако, для городского поселения Сосновка мы сохраняем значимость – заботимся о ветеранах и благоустройстве города.
Огромный путь, который прошло наше предприятие, только начинается – впереди большие планы, неуклонный рост и развитие, расширение производства и постоянное внедрение новых технологий".
"КБ "Ситех", ООО
Нижний Новгород
+7 (831) 273-19-19
"Морское Инженерное Бюро", ООО Одесса
+38(0482)347-928, +38(0482)748-06-96, +38(0482)714-92-72
"Сосновский судостроительный завод", ОАО Сосновка
+7(83334)3-14-54
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-3+
#Марков Владимир Николаевич, 12.08.2015, 08:30Главный железнодорожник России проникся проблемами речной отрасли.Мало кто знает,что РЖД успешно эксплуатирует на Волге катамаран "Анатолий Угловский",построенный корабелами Великого Устюга и работавший ранее на Северной Двине на линии Котлас-Пучуга-Котлас.
По мнению Владимира Якунина, специалистам отрасли необходимо представить подробные расчеты потерь бюджета от фактической ликвидации отрасли внутреннего водного транспорта, чтобы в условиях бюджетного дефицита было наглядно видно, в какие потери станет государству сиюминутная экономия на речном транспорте уже в ближайшие годы.
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 12.08.2015, 20:33Ну а что скупой платит дважды а дурак трижды...
-0+
#Леонов Владимир Васильевич, 12.08.2015, 22:02Добрая и хорошая статья. Вот только мелких ошибок и описок - многовато!
Свежие новости