реклама
Эксклюзив
Эксклюзив
В этом разделе будет публиковаться эксклюзивная информация по текущим событиям, предоставленная "Корабел.ру" специалистами и экспертами отрасли

Симфония будущего: план развития водного туризма

Современный флот, льготный лизинг и новые методики ведения водных экскурсий.

0 176 5 мин
26 мая на борту теплохода "Симфония Севера" обсудили вопросы развития водного туризма. Директор по экономике и финансам АО НИПТБ "Онега" Елена Новикова выступила с предложениями по развитию водного туризма.

В рамках совместного заседания Комитета по туризму и выставочной деятельности ЛОТПП и Комитета по культуре ЛОТПП по проблематике развития туризма в Российской Федерации и развития водного туризма в регионе Ленинградской области и Северо-Запада Елена Новикова определила несколько ключевых проблем развития водного туриста и предложила пути их решения.

Теплоход "Симфония ветра" / Фото: Корабел.ру
Теплоход "Симфония ветра" / Фото: Корабел.ру

Проблемы

 

  1. Устаревший водный транспорт.

В процессе подготовки проекта, мы изучали информацию о том, в каком состоянии сейчас находится наш водный туризм. И к сожалению, мы вынуждены констатировать, что речные пассажирские перевозки в большинстве регионов, в том числе и в Ленинградской области, зачастую бывают убыточными на малых судах. Убыточные в том числе потому, что изношенность парка речных судов, их техническое состояние, постоянные ремонты, реновации и модернизации – они не добавляют прибыли судовладельцу. По этой причине судовладельцы часто не могут себе позволить купить новое судно, поскольку предыдущее себя не оправдывает.

 

Вы знаете, есть туристические автобусы. И в Санкт-Петербурге есть автобусы. Я не знаю возраст самого старого Санкт-Петербургского автобуса, который ходит сейчас на линию, но скажите мне, пожалуйста, кто-нибудь из вас помнит автобус производства 1975 года? Или 1980 года? И на сколько вы готовы на таком автобусе отправить ваши группы туристов в путешествие? Это повод для того, чтобы задуматься. Возраст многих небольших судов  можно узнать по количеству слоев краски, как по годовым кольцам можно посчитать. Согласитесь, что это не всегда эстетично и приятно, в том числе для туристов

     2. Отсутствие береговой инфраструктуры.

 

Не меньшей проблемой по мнению Елены также является изношенность береговой инфраструктуры, нередко причалы и вовсе отсутствуют. 

 

К тому же в последнее время замечена тенденция к обмелению рек. Сейчас дноуглубительные работы проводить невыгодно и небольшие реки даже в Ленобласти подвержены обмелению. Так у туристических компаний сокращается количество локаций, в которые они могли бы доставить туристов. Для решения этой проблемы необходимы суда с заданными характеристиками.

 

    3. Типовые экскурсионные поездки.

На текущий момент я очень много езжу по стране. Практически везде, где есть водные пути, я пользуюсь возможностью и прохожу какую-либо экскурсию. И вынуждена констатировать, что, как правило, в областях это: "посмотрите направо и посмотрите налево". Но мне кажется, что мы сейчас живем немного в современном мире, все умеют говорить, все обладают представлениями о мультимедийных средствах. Экскурсионные туры на суше интересны для детей, для взрослых, для разных целевых аудиторий. Честно говоря, считаю, что в водном туризме – это огромная ниша, которая на текущий момент еще не разработана. Она сейчас не освоена. Поэтому для туристического бизнеса открываются просто сумасшедшие возможности. И я за то, чтобы дифференцировать целевую аудиторию. Тем самым будет развитие водных маршрутов, а развитие водных маршрутов – это в том числе развитие береговых территорий, которые сейчас, возможно, представляют собой небольшие сельские поселения, где у людей проблемы с занятостью, но хорошая историческая ценность. И как раз такая синергия водного туризма и взаимодействие с данными береговыми территориями могла бы решить вопрос занятости и развития этих небольших территорий

Директор по экономике и финансам АО НИПТБ "Онега" Елена Новикова / Фото: Корабел.ру
Директор по экономике и финансам АО НИПТБ "Онега" Елена Новикова / Фото: Корабел.ру

Какие решения предлагает НИПТБ "Онега"?

 

Во-первых, создание оператора речных перевозок и определение стандартизированных требований к нему для совместной работы области и судовладельцев в том числе в решении финансовых вопросов.

 

Во-вторых, приобретение судов по программе льготного лизинга. По данной программе судовладелец начинает оплачивать кредит только с момента выхода судна в эксплуатацию, когда оно начинает приносить доход.

 

В-третьих, отбор туроператоров с выдвижением им строгих требований. Вовлеченность туроператора в решение данного вопроса играет самую существенную роль, а также поможет разработать новые локации для туристов. Это могут быть какие-то небольшие сельские территории, вдоль реки находящиеся, которые имеют историческую ценность либо какой-то интересный природный ландшафт, куда туристам будет интересно приехать.

 

В-четвертых, выход в эксплуатацию новых судов с заданными характеристиками, которые позволят высаживаться пассажирам на необорудованный берег.

Заседание Комитета по туризму и выставочной деятельности ЛОТПП и Комитета по культуре ЛОТПП по проблематике развития туризма в Российской Федерации и развития водного туризма в регионе Ленинградской области и Северо-Запада / Фото: Корабел.ру
Заседание Комитета по туризму и выставочной деятельности ЛОТПП и Комитета по культуре ЛОТПП по проблематике развития туризма в Российской Федерации и развития водного туризма в регионе Ленинградской области и Северо-Запада / Фото: Корабел.ру

В качестве примера подобного судна Елена Новикова предлагает проект "Соталия". 

 

Судно имеет класс автоматизации, управляется одним человеком. Второй, естественно, необходим по технике безопасности, но на него можно возложить и обязанности экскурсовода.

Какие же заданные характеристики вы можете выбрать у нашего судна? Наше судно разработано в трех модификациях под задачи клиента. То есть оно может быть пассажирским. Здесь представлены модели. В данном случае слева от меня – это пассажирское судно, справа от меня – грузопассажирское судно. И судно специального назначения. В данном случае мы разработали фельдшерско-акушерский пункт, но это, честно скажу, для территории больше Сибири и очень далеко удаленных малонаселенных территорий. Данному судну не требуется какая-либо береговая инфраструктура, высадка пассажиров может производиться на не оборудованный берег. Это то, о чем я говорила. Сначала вы развиваете водный маршрут, дальше вы начинаете, когда вы заработали уже деньги, начинаете выстраивать береговую инфраструктуру. Это позволит вам ваш проект реализовать с минимальными вложениями. Судно имеет малую осадку от 0,5 м – это судно, которое вы видели в ролике; 0,5 м – это судно, которое на 54 пассажира, то есть чуть-чуть побольше. Тем не менее, и то, и другое судно подходит для сильно обмелевших рек. И у нас уникальная созданная система технических решений для преодоления всех проблем мелководья. Обзорная настройка, которую вы наблюдали, она абсолютно прозрачная, она позволяет получить максимум впечатлений от поездки. И про салон – это наша отдельная гордость. Салон у нас представлен в трех видах – это стандарт, бизнес и комбинированный. И почему гордость? У нас обновление салона может происходить за 30 минут. То есть, например, у вас в течение дня были обычные пассажирские перевозки, естественно, кресла стояли формата стандарт или эконом, как хотите назовите. Вечером у вас предполагается какое-то важное мероприятие на небольшое количество человек. За 30 минут вы сняли кресла эконом – либо у вас танцплощадка, либо у вас накрытие фуршета, либо вы поставили бизнес-класс, и у вас поехала какая-то высокопоставленная делегация отдыхать

Речной пассажирский трамвайчик "Соталия" / Фото: АО
Речной пассажирский трамвайчик "Соталия" / Фото: АО "ОСК"

На судне применены все самые современные системы безопасности: системы пожаротушения расположены и в салоне и в машинном отделении, предусмотрены индивидуальные средства спасения для каждого человека на борту. 

Когда вы летите в самолете, вы же не ощущаете, что на вас дует кондиционер? Вы контролируете температуру. Точно так же на борту судна. Для нас это был определенный вызов. Нам говорили: вы построили теплицу, и в +25°С будет очень жарко. На самом деле, судно уже спущено на воду, проверяли его и +27°С. Система климат-контроля идеально справляется. Всем пассажирам максимально комфортно. Также мы гордимся тем, что наше судно, наверное, одно из немногих суден, которые адаптированы для маломобильных групп. Мы можем принимать маломобильные группы абсолютно беспрепятственно. Проблема возникнет только при сходе на необорудованный берег. Но если, допустим, где-то есть причалы, то вся инфраструктура на борту под эту группу пассажиров абсолютно идеально подходит

Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега", разработавшее проект "Соталия" в своей разработке также свело к минимуму расходы на эксплуатацию судна. Так расход топливо составляет 20 л/час. эксплуатационные издержки при постоянном использовании в течение 4 месяцев в период навигации в большинстве регионов составляют всего лишь 99 руб/час, что является рекордом для отрасли. 

Пассажирское судно "Соталия" / Фото: Корабел.ру
Пассажирское судно "Соталия" / Фото: Корабел.ру

При минимальной цене билета за поездку ( 300 рублей) срок окупаемости судна составит от семи до 13 лет. При комплексном использовании судна для туристических маршрутов и для перевозки пассажиров, срок окупаемости составит от двух до шести лет.

 

Стоимость судна на 30 человек составляет 110 млн рублей.

ТТХ проекта 03850 "Соталия"
Водоизмещение (т)12
Длина габаритная (м)17,5
Ширина габаритная (м)3,3
Осадка судна (м)0,5



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости