реклама

СГУВТ получил 7 патентов на изобретения и регистрацию двух программных продуктов в 2022 году

0 90 3 мин
В 2022 году Сибирский государственный университет водного транспорта, один из научных лидеров отраслевой системы образования, получил 7 патентов на изобретения и полезные модели, а также зарегистрировал две программы для ЭВМ. Научные решения относятся к области электротехники, области морского судоходства и судовождения, а также к технологии обработки жидких углеводородных топлив.

Несмотря на то, что научные разработки и исследования университета традиционно носят прикладной характер и направлены на решение различных научно-технических отраслевых задач по ряду крупных направлений, многие из них актуальны и применимы в энергетике, машино- и судостроении, нефтехимической промышленности. 


К подобным научным решениям, запатентованным в 2022 году, относятся электрический соединитель, обеспечивающий более надежный электрический контакт, устройство для гашения механических колебаний, установка для обработки жидкого углеводородного топлива, благодаря которой можно уменьшить энергетические затраты, повысить качество и улучшить физико-химические свойства модифицированного топлива.


Соавтор одной из запатентованных в 2022 году идей, относящихся к области судовождения и навигации, в момент регистрации изобретения был пятикурсником института "Морская академия" СГУВТ. Святослав Безбородов совместно со своим научным руководителем и идейным вдохновителем, доктором технических наук, профессором Виктором Сичкарёвым разработал особенный секстан – навигационный измерительный инструмент для определения географических координат точки, в которой производится измерение.
Разумеется, в настоящее время в навигации применяются спутниковые системы GPS и ГЛОНАСС, но в случае неисправности оборудования, остаются только трудоемкие астрономические методы вычисления местоположения судна, в которых используется секстан. Данный секстан отличается от всех подобных инструментов тем, что при работе с ним для расчетов не нужен горизонт, используются только два светила. Такая характеристика позволяет успешно пользоваться прибором в любое время суток. Разработка может представлять интерес как для общегражданского использования, так и для Министерства обороны РФ, сообщает пресс-служба Федерального агентства по морскому и речному транспорту.


Ученые университета достигли хороших результатов в области совершенствования средств снижения дрейфа спасательных плотов морских судов с целью снижения риска гибели людей и издержек поисковых работ в спасательных операциях. Спасательные средства, на которые высаживаются экипаж и пассажиры, под воздействием ветра, волнения и течений относит от места гибели судна, порой, на значительные расстояния. Поиск пострадавших всегда ведется от места катастрофы, а большое расстояние от точки начала поисков может стать фатальным для людей, оказавшихся в беде. Значительное сокращение дрейфа спасательных средств позволит им как можно дольше оставаться в квадрате кораблекрушения, что в итоге сократит время поиска пострадавших. Для решения этой задачи учеными вуза изобретены и запатентованы гидродинамический якорь, стабилизатор положения неуправляемого объекта (плавучих средств), а также контейнер спасательного плота для хранения гидродинамического якоря.


В настоящее время большое внимание уделяется способам передачи данных в режиме реального времени, их оперативной обработке и представлению в удобном виде для пользователя – это необходимость соответствия требованиям современности. В реальные программы и цифровые устройства переводятся актуальные многолетние разработки ученых СГУВТ. Такими, например, стали разработки сотрудников кафедры судовождения, теоретические исследования которых с появлением программируемых микроконтроллеров стало возможно воплотить в реальные цифровые устройства для мониторинга волнения и качки при управлении судном.


В 2022 году в Федеральной службе по интеллектуальной собственности университетом были зарегистрированы 2 программы для ЭВМ: "Первичная обработка данных по параметрам качки судна" и "Запись и визуализация параметров бортовой и килевой качки судна в эксплуатационном рейсе". Получение таких данных и их анализ позволяют повысить безопасность судоходства при движении судна в штормовых условиях и избегать его попадания в зону резонансной качки.


Обнародование полученных результатов и разработок для каждого исследователя является важным завершением одного из этапов или всего цикла его научной деятельности. Для СГУВТ принципиальной позицией в этом процессе является патентование знания, которое в момент регистрации становится интеллектуальным капиталом вуза. Ведь результаты выполняемых научно-исследовательских работ могут быть использованы не только в учебной деятельности, дальнейшем развитии научной идеи, но и внедряться в производство. В настоящее время университет обладает 21 патентом на изобретения и полезные модели.


Ряды ученых СГУВТ пополняются благодаря факультету подготовки кадров высшей квалификации, а также двум активно работающим диссертационным советам. Молодым аспирантам помогают более опытные коллеги из научных школ вуза, работающих по направлениям "Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)", "Электроэнергетика. Электромагнитная совместимость технических средств" и "Экономика и эксплуатация водного транспорта". Они генерируют передовые идеи и с самого начала 2023 года проводят различные изыскания. Вузовские ученые пока не раскрывают своих планов и научных проектов, однако заверяют, что в 2023 году интересных и заслуживающих внимания изобретений будет не меньше, чем в предыдущем.

Итоги патентной деятельности СГУВТ в 2022 году / Фото: пресс-служба Росморречфлота
Итоги патентной деятельности СГУВТ в 2022 году / Фото: пресс-служба Росморречфлота



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Окская судоверфь произвела закладку киля малого морского танкера
15:25 / судостроение