Ключевые темы для обсуждения — перспективы развития ресурсной базы арктического континентального шельфа, обустройство морских нефтегазовых месторождений, создание новой техники и технологий для освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа, аварийно-спасательное обеспечение работ при освоении месторождений углеводородного сырья на шельфе России, создание энергетической инфраструктуры для Арктики, обеспечение промышленно-экологической безопасности в Арктике, цифровые технологии и потребности в создании и развитии цифровой IT-инфраструктуры.
В рамках форума состоялась пленарная сессия "Стратегические приоритеты Российской Федерации в Арктике", в которой принял участие заместитель министра транспорта Константин Пашков.

В этом году отмечается 500-летие Северного морского пути, который был проложен колоссальным трудом российских исследователей, мореплавателей и первопроходцев. Освоение Арктики всегда ставило новые задачи перед наукой, экономикой и системой государственного управления.
"Минтранс сосредоточен на реализации поручения президента Российской Федерации, который поставил перед транспортным комплексом страны новую задачу — развитие Трансарктического транспортного коридора", — заявил Константин Пашков.
Северный морской путь стал основной транспортной артерией для грузоперевозок в Арктической зоне. В перспективе он дополнит возможности Восточного полигона железных дорог и расширит потенциал транзитного перехода между Европой и Дальним Востоком.
"Большой Северный морской путь имеет протяженность 14 тыс. км от Мурманска до Владивостока, но нам только предстоит определить точки входа в этот транспортный коридор. Очевидно, что главное – это Санкт-Петербург — морская столица, а где он будет заканчиваться — вопрос риторический, ведь для моряков горизонт — это весь мир", — отметил замглавы Минтранса.
Речь шла и о технологической трансформации. Использование беспилотных авиационных систем для мониторинга ледовой обстановки, обследование инфраструктуры, поиска и спасения, экологического контроля, ликвидации последствий возможного разлива нефти, а также эксплуатация беспилотных судов даст снижение человеческого фактора, оптимизацию маршрутов и снижение затрат перевозчиков. Внедрение искусственного интеллекта позволит анализировать большие данные и прогнозировать ледовую обстановку, оптимизировать логистику, анализировать риски, сообщает Министерство транспорта Российской Федерации.
В своем выступлении Константин Пашков обозначил важнейшие направления дальнейшего развития транспортных систем в Арктике.
"Это большое поле для нашей совместной работы. Это гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение безопасного судоходства, моделирование и оптимизация маршрутов Севморпути, а также повышение эффективности организации транспортных потоков и интеграция железных дорог в инфраструктуру портовой системы СМП. Мы традиционно активно работаем с Российской академией наук по этим вопросам. И сейчас у нас выходит Концепция научно-технологического развития транспортного комплекса России, где все эти вопросы учтены", — рассказал Константин Пашков.