Северный неверный путь: что мешает обогнать Суэцкий канал

- A + КомментарииПрочитано 243 раза   |
Арктика и Петербург снова в центре внимания.
 Фото: Министерство обороны РФ

На днях ряд губернаторов, в их числе и Александр Беглов, отправили письмо "куратору Арктики" Юрию Трутневу с предложением расширить границы Севморпути до Дальнего Востока и Петербурга. Позже выяснилось, что речь идёт не о границах, а о создании совершенно другого "смыслового конструкта" под названием "Большой Северный морской путь". Именно он, по мысли губернаторов, должен послужить развитию внутреннего грузооборота и перетянуть на себя транзитный грузопоток с южного маршрута, который сейчас следует через Суэцкий канал. Прекрасный и даже где–то красивый проект в части "догнать и обогнать Суэц" вряд ли когда–то станет реальностью. И на это есть пять банальных причин.

Первая — время. Это не главный критерий в логистике, более значимы цена и предсказуемость доставки. И кто бы что ни говорил, доставка по Севморпути в силу необходимости ледовой проводки и дополнительной страховки груза и экипажа судна как минимум сравнивает стоимость прохода по южному маршруту и по СМП. А как максимум — делает его дороже.

Вторая — маршрут. Современное контейнерное судно не идёт прямиком из точки А в точку Б. На южном маршруте по пути следования есть множество портов, где контейнеровоз разгружается или дозагружается, что делает перевозку выгоднее. На пути из Китая в ЕС есть такие центры производства, как страны ЮВА, Индия, Пакистан, Иран. Знаете ли вы такие центры на российском побережье Северного Ледовитого океана?

Третья — обратная загрузка. Контейнеровоз не может идти обратно пустым, иначе это не бизнес, а благотворительность. Именно поэтому южный маршрут предпочтительнее: там есть Иран и другие страны, куда и отгружаются товары из ЕС. В какой точке маршрута через Северный Ледовитый океан можно отгружать товары, произведённые в ЕС, и кому их отгружать?

Четвёртая — регулярность. До сих пор "Росатом" так и не смог наладить регулярный маршрут из Петербурга до Владивостока. А, как и говорили выше, главное в логистике — предсказуемость.

Пятая и, пожалуй, главная. Зачем нам транзит на Севморпути? Таких денег, какие получает Египет за проход кораблей по Суэцу, мы не получим. Деньги, полученные за проводку судов ледоколами и за предоставление метеорологической и навигационной информации, вряд ли окупят последствия ликвидации любой аварии на СМП. Гордиться статусом "транзитной державы", где грузы не обрабатываются, а пролетают мимо, так же глупо, как гордиться статусом транзитной области, где проходящие грузовики загрязняют воздух, разбивают дороги и устраивают аварии.

А вот вопрос каботажа и развития СМП для внутренних перевозок может играть определяющую роль в становлении Большого Севморпути. Арктика — это наша внутренняя история. И если осваивать регион, то делать это без морского транспорта и организации регулярных грузоперевозок по СМП бессмысленно. И тут помощь государства в выстраивании логистических схем очень пригодится. Но почему–то история развития собственных территорий опять оказалась в тени, - сообщает Газета "Деловой Петербург".

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью

Комментарии   6.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-1+
#Спивак Игорь Михайлович, 02.04.2021, 12:56Компетентная оценка использования СМП. Надо добавить ещё заходы контейнеровозов в порты Средиземного моря.  Кроме того,  для большинства грузов, время доставки не критично.  Надо заметить, что все заявления и публикации по поводу СМП в СМИ, в т.ч. и бульварных, публикуется без конкретных экономических расчетов.
-0+
#Орлов Георгий, 03.04.2021, 10:01Все Надежда Росатома на потепление. Но потепление это экологическая катастрофа.
-1+
#Спивак Игорь Михайлович, 03.04.2021, 11:47Верно. Но может начаться и обратный процесс.
В любом случае, существуют объективные риски больших экономических потерь
-0+
#Ткачев Александр Игоревич, 03.04.2021, 13:19Все четко и по делу
-0+
#Жуков Виктор Иванович Жуков, 03.04.2021, 21:23Причины действительно банальные. Надо сказать, что они не являются определяющими. 1. У нас нет необходимых ресурсов для развития СМП. 2. Отношения между ведущими странами таковы, что даже если найти внутренние резервы, они не окупятся, т.к. сегодня над экономикой доминирует политика. 3. Север, есть север и осенне-зимний период со штормами и непогодой создает большие риски для судов. Конечно, развивать СМП надо, но время для этого пока не наступило, и выстраивать его надо для себя, в первую очередь.
-0+
#Цыплаков Михаил Александрович, 04.04.2021, 01:34Никто и ее мечтает заменить перевозки через Суэцкий канал перевозками по СМП, СМП в первую очередь будет востребован на перевозках из стран Северной Европы в страны ЮВА, максимум до Сингапура, далее преимущество в меньшей протяженности падает и стремится к нулю. И необязательно возить только контейнера, есть масса других грузов.  Да и контейнерные перевозки будут востребованы, когда Росатом сможет обеспечить ритмичный проход по трассе, а это будет возможно, когда в строй войдут новые ледоколы. И безусловно, внутренние перевозки.

Предыдущая новость