В понедельник начинается официальный визит министра обороны России Сергея Иванова в Индию. Там наконец-то будет подписан пакетный договор на продажу Дели авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" - всего около 20 отдельных контрактов на ремонт и модернизацию корабля, оснащение его авиационной группой из 20 палубных истребителей МиГ-29К, а также установку нового ракетного и навигационного вооружения. Общая сумма сделки - $1,5 млрд. Реализация этого договора откроет дорогу на индийский рынок российской военной технике (тех же МиГов, но уже для "берегового" аэродрома).
Решить эту проблему будет непросто. В Дели говорят, что контракты с Россией на поставку истребителей Су-30МКИ и танков Т-90С идут вразрез с действующими нормативными актами CVC и CAG о диверсификации поставщиков основных видов вооружений, т.к. и главная ударная сила ВВС - "суховский" истребитель, и основной боевой танк поставлены одним и тем же поставщиком. Индия же хочет быть менее зависимой от кого бы то ни было, особенно в вопросах обороны. По этой причине Дели активно развивает военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Израилем, Францией, ведет переговоры с США. В результате в прошлом году от ВТС с Индией Россия получила $1 млрд (танки, самолеты), Израиль заработал $2 млрд (системы управления, радары и электроника). Москва теряет позиции на ранее традиционном для себя рынке, и, чтобы их хоть как-то закрепить, нужно предлагать партнеру по ВТС самое современное и перспективное оружие.
"Адмирал Горшков" - последний крупный российский контракт в Индии. Москва хочет выжать из его реализации максимум выгоды. Например, принять участие в готовящемся тендерее на поставку Дели истребителя "легкого" класса. На победу в тендере претендуют французский "Мираж 2000-5" фирмы Dassault и российский МиГ-29. И для французов, и для россиян победа - вопрос жизни и смерти. "Мираж 2000-5" из-за отсутствия заказа со стороны Минобороны Франции снят с производства. Без внешнеэкономических заказов фирма может попросту разориться.
Для МиГа победа тоже важна. Фирма балансирует на грани банкротства. Контракт на строительство для авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" авиакрыла из 20 палубных истребителей МиГ-29К (окончательная стоимость - $670 млн) не спасает предприятие от кризиса, в котором оно находится. Дело в том, что фирма должна вернуть государству кредит в размере $200 млн. Говорят, что именно из-за невозврата этих денег поплатился своей должностью гендиректор фирмы Николай Никитин.
Под таким же дамокловым мечом работает и новый глава ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" Валерий Торянин. У него, не без ехидства говорят эксперты, есть два выхода: либо он строит истребители для Индии, и его увольняют за невозврат денег государству, либо возвращает кредит и срывает контракт из-за того, что ему не хватит средств на постройку самолетов, и его опять-таки увольняют. Есть, правда, третий путь - победа в тендере на постройку "легких" истребителей для ВВС Индии. Общий заказ - 140 машин. Стоимость - около 4,5 млрд евро, которых хватит и на выплату госкредита, и на постройку и "корабельных", и "сухопутных" истребителей.
- МиГ остается по сути финансовой пирамидой, - говорит директор Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Руслан Пухов. - Чтобы выполнять одни контрактные обязательства, надо брать на себя другие.
Правда, есть еще как минимум два "но". Индийцам нужно диверсифицировать покупку и к тому же купить самолет с одним двигателем - у МиГ-29 их два. Хотя и из этой ситуации, как говорят российские специалисты, есть выход. Предложить индийцам вариант "50 на 50" - купить у Франции морально устаревшие "миражи" и наши более современные МиГи, к созданию которых привлечь иностранных подрядчиков, как это делается в случае с Су-30МКИ, авионику к которому поставляют французские и израильские фирмы. В этом случае Москве удастся обойти пресловутое условие диверсификации закупки. С двигателем же придется уповать на то, что и с двумя моторами МиГ-29 считается "легким" истребителем и что два двигателя всегда надежней, чем один. В любом случае, как надеются российские оборонщики, подписание контракта на продажу ВМС Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" с авиакрылом из истребителей МиГ-29К дает шанс убедить партнеров по ВТС в целесообразности такой покупки.
- С индийцами надо уметь торговаться, - говорят представители ВПК, - они дорожат каждой копейкой. Хотят получить на нее максимум возможного. Но и у нас есть аргументы - эксплуатация одного и того же типа самолета и на море,, и на суше значительно выгодней, чем если бы это были разные машины от разных производителей.
Видимо, об этом и предстоит говорить Сергею Иванову в ходе визита в Индию. Во всяком случае, поддержка ВТС со стороны госчиновников давно стала нормой, обеспечивающей продвижение отечественной продукции на внешний рынок, что дает возможность с полученных прибылей заниматься модернизацией техники, идущей на вооружение собственной армии. На это в последнее время делает упор Сергей Иванов.
Решить эту проблему будет непросто. В Дели говорят, что контракты с Россией на поставку истребителей Су-30МКИ и танков Т-90С идут вразрез с действующими нормативными актами CVC и CAG о диверсификации поставщиков основных видов вооружений, т.к. и главная ударная сила ВВС - "суховский" истребитель, и основной боевой танк поставлены одним и тем же поставщиком. Индия же хочет быть менее зависимой от кого бы то ни было, особенно в вопросах обороны. По этой причине Дели активно развивает военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Израилем, Францией, ведет переговоры с США. В результате в прошлом году от ВТС с Индией Россия получила $1 млрд (танки, самолеты), Израиль заработал $2 млрд (системы управления, радары и электроника). Москва теряет позиции на ранее традиционном для себя рынке, и, чтобы их хоть как-то закрепить, нужно предлагать партнеру по ВТС самое современное и перспективное оружие.
"Адмирал Горшков" - последний крупный российский контракт в Индии. Москва хочет выжать из его реализации максимум выгоды. Например, принять участие в готовящемся тендерее на поставку Дели истребителя "легкого" класса. На победу в тендере претендуют французский "Мираж 2000-5" фирмы Dassault и российский МиГ-29. И для французов, и для россиян победа - вопрос жизни и смерти. "Мираж 2000-5" из-за отсутствия заказа со стороны Минобороны Франции снят с производства. Без внешнеэкономических заказов фирма может попросту разориться.
Для МиГа победа тоже важна. Фирма балансирует на грани банкротства. Контракт на строительство для авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" авиакрыла из 20 палубных истребителей МиГ-29К (окончательная стоимость - $670 млн) не спасает предприятие от кризиса, в котором оно находится. Дело в том, что фирма должна вернуть государству кредит в размере $200 млн. Говорят, что именно из-за невозврата этих денег поплатился своей должностью гендиректор фирмы Николай Никитин.
Под таким же дамокловым мечом работает и новый глава ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" Валерий Торянин. У него, не без ехидства говорят эксперты, есть два выхода: либо он строит истребители для Индии, и его увольняют за невозврат денег государству, либо возвращает кредит и срывает контракт из-за того, что ему не хватит средств на постройку самолетов, и его опять-таки увольняют. Есть, правда, третий путь - победа в тендере на постройку "легких" истребителей для ВВС Индии. Общий заказ - 140 машин. Стоимость - около 4,5 млрд евро, которых хватит и на выплату госкредита, и на постройку и "корабельных", и "сухопутных" истребителей.
- МиГ остается по сути финансовой пирамидой, - говорит директор Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Руслан Пухов. - Чтобы выполнять одни контрактные обязательства, надо брать на себя другие.
Правда, есть еще как минимум два "но". Индийцам нужно диверсифицировать покупку и к тому же купить самолет с одним двигателем - у МиГ-29 их два. Хотя и из этой ситуации, как говорят российские специалисты, есть выход. Предложить индийцам вариант "50 на 50" - купить у Франции морально устаревшие "миражи" и наши более современные МиГи, к созданию которых привлечь иностранных подрядчиков, как это делается в случае с Су-30МКИ, авионику к которому поставляют французские и израильские фирмы. В этом случае Москве удастся обойти пресловутое условие диверсификации закупки. С двигателем же придется уповать на то, что и с двумя моторами МиГ-29 считается "легким" истребителем и что два двигателя всегда надежней, чем один. В любом случае, как надеются российские оборонщики, подписание контракта на продажу ВМС Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" с авиакрылом из истребителей МиГ-29К дает шанс убедить партнеров по ВТС в целесообразности такой покупки.
- С индийцами надо уметь торговаться, - говорят представители ВПК, - они дорожат каждой копейкой. Хотят получить на нее максимум возможного. Но и у нас есть аргументы - эксплуатация одного и того же типа самолета и на море,, и на суше значительно выгодней, чем если бы это были разные машины от разных производителей.
Видимо, об этом и предстоит говорить Сергею Иванову в ходе визита в Индию. Во всяком случае, поддержка ВТС со стороны госчиновников давно стала нормой, обеспечивающей продвижение отечественной продукции на внешний рынок, что дает возможность с полученных прибылей заниматься модернизацией техники, идущей на вооружение собственной армии. На это в последнее время делает упор Сергей Иванов.