- A + Автор: Кирилл Воловик КомментарииПрочитано 872 раза   |
В 2020 году Онежский судостроительно-судоремонтный завод уже успел много - спустить два первых в России уникальных катера, работающих на гибридных установках, заключить контракт на строительство краболовов и начать строительство буксира класса Arc6. И все за три месяца! Наша редакция поговорила с директором Онежского ССЗ Владимиром Майзусом о жизни предприятия, о планах и сотрудничестве с "Корабелкой".
- Владимир Борисович, глядя на Онежский судостроительно-судоремонтный завод, на ум приходят две большие темы для разговора — продуктивность и загрузка предприятия, а также тесное сотрудничество с "Корабелкой". Расскажите, каким образом осуществляется работа с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом по разработке и реализации проекта глубокой модернизации верфи, которое осуществляется в последние годы. На какой стадии находятся процессы цифровизации?

- Наш завод взаимодействует с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом сразу по нескольким направлениям. Основное, собственно, с чего и началась наша тесная работа с вузом, заключается в модернизации завода с максимальным использованием мировых практик в области цифровых технологий. Проект является пилотным, и в случае его успешной реализации опыт использования цифровых технологий в судостроении будет распространен на всю отрасль.

Модернизация предусматривает реализацию комплекса мероприятий с применением цифровых технологий на всех этапах производства – от разработки проекта до самого процесса строительства судна, включая закупки материалов и оборудования, планирование, разработку графиков и контроль исполнения. Особое внимание мы хотим уделить судометрике, внедрению трекеров и тахеометров.
 
Владимир Майзус, директор Онежского ССЗ / Корабел.ру

Вторым направлением сотрудничества, безусловно, является подготовка инженерных кадров для нашего предприятия. Сотрудничество с одним из наиболее весомых профильных вузов России в этой сфере очень важно для нашего предприятия. Мы готовы принимать у себя на производственную практику студентов университета на постоянной основе, что позволит нашим инженерам быть в курсе новейших достижений научной мысли, а студентам знакомиться с производством и осваивать новые методики судостроения на практике. Такая форма работы, надеюсь, будет весьма эффективной и взаимовыгодной.

Кроме того, мы уделяем серьезное внимание созданию наиболее благоприятных условий тем сотрудникам завода, которые намерены либо продолжить обучение в университете по программам магистратуры, либо получить высшее профильное образование с целью его применения в профессиональной деятельности.

- Скажите, какова текущая и перспективная потребность предприятия в персонале?

- На сегодняшний день численность работников составляет порядка 520 человек. Из них 50 процентов – это основные рабочие, 50 процентов – инженерно-технический и вспомогательный персонал. Эта штатная численность оптимальна для обеспечения тех заказов, которые сегодня имеет наше предприятие.

Текущий дефицит кадров мы перекрываем за счет подготовки специалистов в Петрозаводском автотранспортном техникуме, где создана базовая кафедра и ведется обучение по специальности "судостроитель-судоремонтник металлических судов". В настоящее время первая группа студентов проходит производственную практику, по ее завершении наиболее отличившиеся придут на наше предприятие уже в качестве молодых специалистов.
 
Владимир Майзус, директор Онежского ССЗ / Корабел.ру

Онежский судостроительно-судоремонтный завод совместно с Беломорско-Онежским филиалом  Госуниверситета морского и речного флота имени адмирала Макарова осуществляет программу дополнительного профессионального образования для судостроительной отрасли, что дает возможность работникам предприятия получать образование в области судостроения.

Кроме того, кадровый вопрос решается и за счет таких форм работы, как участие в ежегодных ярмарках рабочих и учебных мест, которые проводятся Центром занятости Петрозаводска, а также организации для безработных жителей республики курсов обучения по специальностям: сборщиков корпусов металлических судов, трубопроводчик судовой, слесарь-монтажник судовой. В течение 2016-2019 годов подготовку по этим востребованным на заводе специальностям прошли 74 незанятых, из них 49 человек трудятся на нашем предприятии. Данная акция – один из важных шагов по решению и проблемы безработицы и вопроса обеспечения производства квалифицированной рабочей силой.

Что касается перспективной потребности, будем оценивать ее по готовности проекта глубокой модернизации.

- Владимир Борисович, есть ли в рамках совместного проекта с СПбГМТУ какие-то разработанные решения по привлечению и мотивации персонала?

- Формы мотивации давно известны: создание комфортной среды на производстве, предоставление возможности профессионального роста, обеспечение стабильной заработной платы и социальных гарантий.

Мы организовали долгосрочное сотрудничество с Нижегородским государственным техническим университетом и Сибирским государственным университетом водного транспорта. За последние годы 25 студентов успешно прошли практику на предприятии. Двое выпускников из Новосибирска по специальности "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры" получили предложение от руководства конструкторско-технологического отдела о работе. В целях создания комфортных условий в новом городе завод компенсировал семье молодых специалистов проживание в съемной квартире, что позволило им оформить ипотеку и, надеюсь, надолго обосноваться в Петрозаводске.

Другой не менее эффективный способ обеспечения производства квалифицированными специалистами – обучение в профильных высших учебных заведениях по программам бакалавриата и магистратуры без отрыва от производства. На сегодняшний день четыре сотрудника Онежского судостроительно-судоремонтного завода заочно учатся в СПбГМТУ и в ГУМРФ.

Считаю, что сегодня судостроительным предприятиям в регионах, не имеющих профильных вузов, очень помогла бы практика распределения, общепринятая ранее в нашей стране.

- Владимир Борисович, в начале 2020 года Онежский судостроительно-судоремонтный завод спустил два рабочих катера проекта ST23WIM-H с гибридной установкой. Над чем сейчас ведутся работы?

- Да, за январь и февраль наш коллектив успел спустить на воду два катера, проект которых разработало КБ "Морская Техника". Строительство ведется для Ванинского филиала ФГУП "Росморпорта".

Рабочие катера предназначены для обследования состояния судоходных путей; доставки комиссий, членов экипажей и их семей; осмотра и экологического мониторинга акваторий; участия в спасательных операциях; при необходимости – осуществления доставки и снятия лоцманов с судов, а также лоцманского сопровождения на судоходных путях.
 
Катер "Виктор Воротыло" проекта ST23WIM-H / Корабел.ру

Впервые в истории российского судостроения на судах применена гибридная пропульсивная установка. Внедрение в существующую главную энергетическую установку гребных электродвигателей/валогенераторов обеспечивает движение на скоростях до шести узлов без работы главных двигателей и движение на максимальных скоростях без работы дизель-генераторов.

Для завода особенно важно, что одно судно названо в память директора по производству АО "ОССЗ" Виктора Ивановича Воротыло – одного из опытнейших работников завода, вся жизнь которого была связана с судостроением. Он внес неоценимый личный вклад в развитие предприятия и строительство всех судов, построенных Онежским судостроительно-судоремонтным заводом, а также другими предприятиями на территории нашей страны.
 
Катер "Виктор Воротыло" проекта ST23WIM-H / Корабел.ру

Кроме катеров, завод ведет строительство двух самоходных самоотвозных шаланд проекта НВ-600 и азимутального буксира проекта ASD3413 ICE. Проект судна разработала нидерландская компания Damen Shipyard B.V. В 2021 году построенный буксир будет передан архангельскому филиалу "Росморпорта".

- Какие размерения будет иметь буксир?

- Длина буксира составляет 34 метра, ширина — 13 метров. Это будет портовый буксир с эскортной функцией. Достаточно сложное судно. Замечу, что хоть судно и будет класса Arc5, но его корпус будет соответствовать классу Arc6. Это означает, что в этом корпусе могут строиться другие буксиры с соответствующим классом.

- В конце 2019 года ОССЗ передал "Росморпорту" земснаряд "Юрий Маслюков" проекта THSD 2000. Расскажите, пожалуйста, о строительстве данного судна.

- Строительство данного земснаряда стало серьезным вкладом в опыт судостроения для нашей верфи. Земснаряд "Юрий Маслюков" способен работать в суровом климате северного региона, судно будет обеспечивать поддержание навигационных глубин на акватории и подходах к морскому порту Архангельск, а также осуществлять ремонтное дноуглубление в морском порту Сабетта.
 
Спуск земснаряда "Юрий Маслюков" / Корабел.ру

Для нас это был очень интересный заказ – сложное, высокотехнологичное судно с уникальным оборудованием. Для строительства землесоса использовалась 3D-модель судна. Осуществлялось обучение работе с моделью на рабочих местах как работников конструкторско-технологической службы, так и мастеров и рабочих, непосредственно осуществляющих строительство судна.

Эта практика при изготовлении секций и систем земснаряда подготовила нас к сложным заказам. Опыт, приобретенный заводом, пригодится при строительстве серии краболовов-живовозов, заказ на которых размещен на предприятии ГК "Русский краб".

- Строительство будет вестись в рамках программы "квоты под киль"?

- Да, в рамках программы инвестквот. Суда должны быть построены в течение пяти лет – с 2020 года по 2024 год. Они предназначены для работы в бассейнах Охотского и Берингова морей. На борту будет установлено оборудование, позволяющее выполнять промысел краба с помощью ловушек и последующее хранение живого краба в RSW-танках. Краболовные суда будут построены по проекту компании "Дамен Инжиниринг", которая базируется в Санкт-Петербурге.

- Владимир Борисович, выполняет ли завод судоремонтные работы в межнавигационный период?

- Да, наше предприятие выполняет несколько судоремонтных контрактов. Данные работы составляют небольшую долю от общего объема производства, но это неотъемлемая часть деятельности предприятия.

- Владимир Борисович, какие перспективы завода? В каком направлении развиваться?

- Мы учимся строить новые типы судов, осваиваем новые технологии, используемые в мире при судостроении. В планах предприятия – строительство судов для перевозки СПГ и возможное расширение линейки типов рыбопромыслового флота.

Материалы по теме:
В Карелии спустили на воду гибридный катер. Как это было (фоторепортаж с события)

На Онежском заводе спустили катер проекта ST23WIM-H (репортаж со спуска катера "Анатолий Климов")
В Карелии спустили на воду уникальный земснаряд. Как это было (фоторепортаж с события) 

Наши новости в Telegram

Автор: Кирилл Воловик
Поделиться новостью
"Морская Техника", Группа компаний
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 309-46-46
"Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО
Россия, Петрозаводск+7 (921) 010-54-41, +7 (814) 2330-321
"Санкт-Петербургский государственный морской технический университет", ФГБОУ Россия, Санкт-Петербург+7(812)757-16-77
"Росморпорт", ФГУП Россия, Москва+7(495)626-14-25, +7(495)411-77-59
"Нижегородский Государственный Технический Университет им. Р.Е. Алексеева", ФГБОУ ВПО Россия, Нижний Новгород+7 (831) 436 23 25
"Дамен Инжиниринг", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(911)920-18-76


Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-2+
#Назаров Альберт Георгиевич, 27.03.2020, 14:59Какое распределение, вы о чем? Платите и заинтересовывайте, и народ к вам потянется.
-1+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 31.03.2020, 15:52Я бы с удовольствием работал. Да жаль в регионе не том живу а условия переезда нормальные не предлагают.

Предыдущая новость