Немного о судне
"Юрий Маслюков" проекта TSHD-2000 - это самоотвозный землесос. Важно заметить, что проект судна разработало голландское КБ Damen Shipyards Group. Вообще, это современное, мощное, экономичное судно, представляющее из себя синтез новых технических решений и опыта эксплуатации ранее построенных дноуглубительных судов подобного класса.
Основные характеристики судна:
- Длина наибольшая - 80,35 м;
- Длина между перпендикулярами - 76,10 м;
- Ширина - 16,20 м;
- Осадка при землечерпании - 5,10 м;
- Максимальная глубина разработки грунта - 22 м;
- Объем трюма - 2000 м3.
Как рассказали представители компании "Антикоррозийные защитные покрытия" нашей редакции, в ходе строительных работ применялись различные покрытия, в том числе антикоррозионная схема с применением противообрастающего покрытия АКРУС 042М для подводной части, зона пояса переменных ватерлиний была покрыта ледостойким покрытием АКРУС Стронг (разработанного специально для ледоколов и судов ледового класса ARC4 и выше), надводный борт и поверхности корпуса выше ватерлинии обеспечили антикоррозионной схемой с финишным полиуретановым покрытием АКРУС Полиур.
Судно строится по заказу Архангельского филиала "Росморпорта". Заключение контракта на строительство уникального земснаряда состоялось в сентябре 2017 года в рамках выставки "НЕВА 2017". Напомним, что церемония закладки в Петрозаводске на Онежском ССЗ состоялась 17 ноября 2018 года. Выходит, что карельским корабелам понадобилось чуть меньше двух лет с момента заключения контракта для того, чтобы спустить землесос на воду. А это, стоит подчеркнуть, достаточно хороший результат!
Праздник для Карелии, событие для страны
Приятно наблюдать, как на закладки и спуски судостроители приходят всеми семьями. Как дети знакомятся с трудом своих родителей, видят как суда строятся, спускаются на воду, проникаются эстетикой этой уникальной профессии. Это всегда придает празднику особый шарм!
В торжественной церемонии спуска приняли участие глава Республики Карелия Артур Парфенчиков, заместитель секретаря Совета безопасности РФ Сергей Вахруков, председатель Заксобрания Карелии Элиссан Шандалович, заместитель гендиректора по флоту "Росморпорта" Василий Стругов, директор Damen Holdings Russia Вадим Акимов, представитель Заксобрания Карелии в Совете Федерации Федерального собрания России Игорь Зубарев и директор Онежского ССЗ Владимир Майзус.
Первый слово взял глава Карелии Артур Парфенчиков: "Дорогие земляки, дорогие рабочие завода! В первую очередь хочется поздравить с такой красотой - спуском судна "Юрий Маслюков". Мы гордимся тем, что это первый земснаряд такого класса, которое построено в современной России. До этого два первых землесоса этого проекта построили за рубежом. Однако наши корабелы доказали, что могут строить качественнее и лучше. В этом заказчик, думаю, убедится. Надеюсь, что благодаря поддержке Федерального центра и Совета безопасности к празднованию 100-летия Республики нам в ближайшее время удастся воплотить нашу мечту и сделать Онежский ССЗ первой в стране цифровой верфью. С праздником!"
Следующим выступил заместитель секретаря Совета безопасности России Сергей Вахруков: "Это значимое событие не только для Карелии, но и для всей России. В последнее время не так много сдается современных судов. И то, что сегодня мы присутствуем на таком празднике - это прекрасно! С 2015 года на Онежском ССЗ построено уже 13 судов, и на ближайшие несколько лет предприятие имеет заказ на шесть единиц флота общим объемом более 3,3 млрд рублей. Это все стало возможно благодаря активному участию правительства Карелии, руководства завода, федеральных органов власти и многих других. Только люди и руководители, которые болеют за развитие судостроения, делают подобные дела! Таким руководителем был Юрий Маслюков. Он внес огромный вклад в развитие оборонной промышленности России".
Затем выступил председатель Заксобрания Карелии Элиссан Шандалович, который так же отметил важность спуска подобного земснаряда. Он подчеркнул, что судно сдается точно в срок: "Мы наблюдали за ходом строительства "Юрия Маслюкова". Вообще в Карелии особое внимание уделяется развитию судостроения, машиностроения, высокотехнологичного производства. И это влияет на настройку нашего регионального законодательства. У нас в Карелии сегодня наиболее благоприятное законодательства на территории РФ. И наше решение, которое мы приняли в 2011 году, по предоставлению налоговых льгот Онежскому ССЗ, как видим, было правильным, и это помогло предприятию".
А директор Damen Holdings Russia Вадим Акимов в своей поздравительной речи отметил сложность не только строительства такого землесоса, но и сотрудничества завода-строителя с зарубежными партнерами: "На территории России подобное судно строится впервые. Хочу заметить, что в земснаряде реализовано очень много новых технологических решений, и Онежский ССЗ прекрасно справился с поставленными задачами по строительству "Юрия Маслюкова". Мне бы хотелось лично отметить директора завода-строителя Владимира Майзуса за его выдержку во время работы с иностранными коллегами. Это не так просто как кажется!"
К поздравлениям присоединился и представитель Заксобрания Карелии в Совете Федерации Федерального собрания России Игорь Зубарев: "Это чудесный праздник для Онежского ССЗ. И я очень уважаю это предприятие! Везде рассказываю о нем и стараюсь всячески помогать ему. К примеру, благодаря нашей совместной работе удалось получить заказ на строительство девяти корпусов краболовов. Договор уже подписан, до 2024 года карельским корабелам предстоит выполнить этот заказ".
Завершил церемонию спуска директор завода-строителя Владимир Майзус: "Я хочу поблагодарить всех участников события и тех людей, кто помог развиваться нашему заводу до такой стадии, что наш коллектив судостроителей может строить такие сложные суда. И тот контракт на строительство краболовов, который уже был упомянут, поверьте, тоже не самые простые в реализации суда. Я надеюсь, что мы получим этот заказ и будем обеспечены работой до конца 2024 года".
Церемония спуска завершилась морской традицией - ударом бутылки шампанского о борт земснаряда "Юрий Маслюков". Крестной матерью судна стала Екатерина Цветкова, главный бухгалтер – начальник управления по учету, методологии и отчетности "Росморпорта".
Архангельск, жди!
После спуска землесос "Юрий Маслюков" будет проходить необходимые заводские и ходовые испытания, а затем отправится к порту приписки - в порт Архангельск. Дальнейшую судьбу судна уже связывают с развитием Северного морского пути и региона эксплуатации.
Уже известно, что "Росморпорт" будет использовать дноуглубительное судно для поддержания заданных навигационных глубин и обеспечения безопасности мореплавания на акватории и подходах к морскому порту Архангельск, а также для проведения ремонтного дноуглубления порту Сабетта.
Напомним, что подобной сложности и размерений землесосов не строилось ни в СССР, ни в современной России. И коллектив Онежского судостроительно-судоремонтного завода в срок реализует заказ для "Росморпорта". Работа с таким сложным иностранным оборудованием по зарубежному проекту - это довольно необычный и сложный процесс, требующий креатива и профессионализма. Не будем заглядывать вперед, но надеемся, что у нас получится так же красочно осветить прохождения необходимых испытаний "Юрия Маслюкова" перед переходом к порту приписки.
[Больше фотографий в Галерее снизу]