реклама

Самусьский ССРЗ: "Не останавливаясь на достигнутом, продолжаем движение вперед"

Повышение производительности труда и приемы бережливого производства – не пустые слова для директора Самусьского судостроительно-судоремонтного завода. За три года на предприятии в 2,5 раза увеличились выполненные объемы трудоемкости и выручка. Спасает приличный портфель заказов, хорошее оборудование и ставка на современные методы производства.
Подготовка к спуску на воду первой баржи для Енисейского речного пароходства проекта 66.68М класс "М-СП3,5(лед 30)" / Фото: Серафима Кузина (предоставлено ООО
Подготовка к спуску на воду первой баржи для Енисейского речного пароходства проекта 66.68М класс "М-СП3,5 (лед 30)" / Фото: Серафима Кузина (предоставлено ООО "Самусьский судостроительно-судоремонтный завод")

– Николай Владимирович, как проходит строительство серии несамоходных барж-площадок для Енисейского речного пароходства?

 

– Две первых баржи проекта RDB 66.68M поставили заказчику по контракту в 2022 году. Строительство третьего судна завершили с опережением графика в сентябре прошлого года, но из-за сюрпризов погоды не стали рисковать с его отправкой. На данный момент практически готова четвертая баржа: корпусные работы завершены на 100%, сейчас ведутся наружные малярные работы. Готовимся к навигации и в самом начале июля поведем две новых баржи в Дудинку. На пятой барже завершается формирование корпуса. Идут подготовительные работы по прокладке трубопроводов, электромонтажные работы. Шестая баржа в работе. Собраны 50% цилиндрических блоков. 

 

Все объекты будут сданы заказчику в срок согласно графику контракта. Хочется отметить, что соблюдение сроков сдачи объектов стало традицией нашего предприятия.

 

Напомню, что мы по просьбе заказчика вносили корректировки в типовой проект RDB 66.68, и наши суда – это универсальные баржи, которые могут эксплуатироваться и в морских, и в речных условиях. Они будут работать в низовьях Енисея и в Енисейском заливе, а в мае-июне, пока Енисейский залив покрыт льдом, будут эксплуатироваться в среднем течении реки. Строительство барж связано с активным ростом грузопотока на севере Красноярского края.

Директор Самусьского ССРЗ Николай Вдовенко и глава "Норникель-ЕРП" Ольга Ксанф во время спуска первой баржи проекта RDB 66.68.M. 4 августа 2022 г. / Фото:
Директор Самусьского ССРЗ Николай Вдовенко и глава "Норникель-ЕРП" Ольга Ксанф во время спуска первой баржи проекта RDB 66.68.M. 4 августа 2022 г. / Фото: "Норникель-ЕРП"

Уменьшение габаритов и веса баржи при сохранении грузоподъемности позволит снизить затраты на топливо при ее буксировке. Длина судна составляет 92 метра, доковый вес – 700 тонн, грузоподъемность в морских условиях 2500 тонн, в речных 3000 тонн.

Линия стыковки секций баржи на стапеле / Фото: ООО
Линия стыковки секций баржи на стапеле / Фото: ООО "Самусьский судостроительно-судоремонтный завод"

– С какими итогами завод завершил 2022 год? 

 

– В 2022 году мы сдали рекордное количество судов. Это и два обстановочных судна проекта 3052, и наплавной мост проекта РЕГК.128 через реку Конда в ХМАО, и две первые несамоходные баржи серийного заказа для Енисейского речного пароходства проекта 66.68М класса "М-СП3,5 (лед 30)".

 

Также мы справились с большим объемом работ по судоремонту. Переклассифицировали четыре баржи проекта Р56 с класса "Р1,2" на "МПР3,0 (лед 40)" и один теплоход "ОТ-2000" для Томской судоходной компании. За три года произошел колоссальный рост экономических показателей. В два с половиной раза увеличились выполненная трудоемкость и выручка.

Обстановочное судно проекта 3052 "Вальдемар Хан" / Фото:
Обстановочное судно проекта 3052 "Вальдемар Хан" / Фото: ООО "Самусьский судостроительно-судоремонтный завод"

– Приличный рост. Каковы планы на 2023 год?

 

– Да, это исторически важный для нас момент. Контракт с ЕРП загрузил нас на 100% на три года. На 2023 год объемы работ сохраняются, это позволяет остаться в этом году на том же уровне по показателям, что и в прошлом. До предстоящей навигации мы должны построить четыре баржи в рамках заказа ЕРП и сдать их заказчику до сентября 2023. Плюс нам вновь предстоит переклассификация двух барж проекта Р56 из разряда "Р1,2" на "МПР3,0 (лед 40)", сдача в апреле-мае 2023. Также сдадим по контракту на строительство несамоходную баржу-площадку.

 

Хочу отметить, что кроме судостроения и модернизации, силами Самусьского судостроительного завода (слип Г-150) и Моряковского речного затона (слип Г-300) выполняется полный комплекс всех видов судоремонтных работ на судах Томской судоходной компании, а это очень серьезный объем.

Спуск на воду первой баржи ЕРП,  построенной Самусьским судостроительно-судоремонтным заводом / Фото:
Спуск на воду первой баржи для Енисейского речного пароходства проекта 66.68М класс "М-СП3,5 (лед 30)" / Фото: "Норникель-ЕРП"

– Высокие экономические показатели способствуют вложениям в развитие…

 

– Мы довольно много инвестируем в обновление завода. Уже вложили достаточно средств в оборудование, в его модернизацию. За два года полностью закрыли все вопросы с полуавтоматами. Восстановили цеха внутри,установили светодиодное освещение. Сейчас активно работаем над зданиями цехов, вкладываем средства в их энергоэффективность. Запустили процесс остекления, начали менять световые окна, проводим утепление и гидроизоляцию крыши. С сентября прошлого года ведется ремонт в административном здании. Хочется отметить, что мы не только выпускаем актуальную для рынка продукцию, но и придаем зданию современный вид, создаем комфортные условия труда для всех сотрудников.

Сейчас присматриваемся к автоматизированной линии для сварки плоскостных секций. Работники выставляли бы набор, потом роботы все это быстро варили, а дальше в объем уже сгоняли бы люди в кондукторах. Пока что такой, как нам надо, линии я нигде не встретил.

 

– Производственные мощности завода позволяют вести строительство судов круглый год?

 

– Да, судостроение ведется у нас круглый год благодаря большим отапливаемым цехам. Этому же способствует и современное оборудованию: машины плазменной резки, листоправильные вальцы, мощное гибочное оборудование, магнитные стенды для сварки плоских секций, краны – и 35-, и 15-тонные. 

 

Новые баржи собираются сейчас на двух стапелях в судостроительном цехе. Мы можем строить две 100-метровых баржи или десять 10-метровых теплоходов. Еще есть помещение площадью 2000 квадратных метров. Мы завели туда отопление, сделали крышу и можем там спокойно строить суда до 70 метров. Ну и конечно же стапельные места на слипе.

 

– Какое сварочное оборудование используете при производстве работ?

 

– Как зарубежное, так и отечественное. Например, для ручной дуговой сварки применяем Kemppi, однако предпочтение все равно отдаем российским аппаратам марки "Пионер", ВДМ. К российскому оборудованию у нас нареканий нет. Оно недорогое, справляется с поставленными задачами, полностью ремонтопригодно. Мы легко на него получаем ЗИП. Любое иностранное брендовое оборудовании, если сломается, придется отправлять в сервисную службу, ждать. А завод должен работать. 

Установка плазменной резки способна работать с металлом толщиной до 25мм / Фото: ООО
Установка плазменной резки способна работать с металлом толщиной до 25 мм / Фото: ООО "Самусьский судостроительно-судоремонтный завод"

– С судовым оборудованием и материалами проблем не возникает?

 

– При строительстве серии барж проблем с импортозамещением не возникает, т.к. только якорно-швартовое устройство производства Китай. Все остальные материалы отечественные.

 

– Какую продукцию машиностроения производите на вашем предприятии?

 

– Прежде всего стандартные дельные вещи: мачты, стандерсы, кнехты, крышки откидные, палубные, люковые. Из судовых устройств и оборудования, например, насадки пр. 428, пр. 1741, замки сцепные УДР-75, УДР-100, УДР-50К, УДР-100К. Арматуру судовых систем: головки воздушные, как вариант. Изготавливаем новые валы. В общем, всего не перечислишь, можем изготавливать любые дельные вещи по техническому заданию заказчика.

 

– Какие еще суда, построенные СССРЗ за последние годы, вы бы выделили?

 

– В 2020 году завод впервые в истории построил две морские баржи проекта RDB 66.68 класс "М-СП4,5, (лед 40)" для Томской судоходной компании. И они показали себя в деле очень хорошо. Эти баржи стали своеобразной визитной карточкой завода при контакте с Енисейским речным пароходством, они как раз зацепились за этот проект. Единственное, что ЕРП доработало его под себя, пришлось снизить класс плавания на "М-СП3,5, (лед 30)", чтобы подойти к доковому весу 700 тн, не уменьшив грузоподъемность.

Строительство морской баржи проекта RDB 66.68 класса "М-СП4,5 (лед 40)"для Томской судоходной компании / Фото: ООО
Строительство морской баржи проекта RDB 66.68 класса "М-СП4,5 (лед 40)"для Томской судоходной компании / Фото: ООО "Самусьский судостроительно-судоремонтный завод"

Есть опыт отправки в Якутию на Лену двух нефтеналивных барж грузоподъемностью 2000 тн тронкового типа проекта RDB 66.61 класса "Р1,2".

 

Об обстановочных судах проекта 3052 мы с вами говорили в прошлый раз. Хотел бы еще обратить внимание на интересный проект понтонов для последующей эксплуатации их в понтонно-мостовых переправах различной длины на российских реках. Класс судна по классификации РРР: "Р1,2III".

 

Основной акцент при разработке данного проекта сделан на безопасное двустороннее движение автотранспорта (проезд автотранспорта полной массой до 140 тонн в одиночном порядке), спецтехники и пешеходов, а также круглогодичный и круглосуточный режим эксплуатации. Здесь очень значительные эксплуатационные преимущества, приведу одно: вся конструкция мостовой переправы, состоящая из наших понтонов, включая аппарельное устройство, находится в одной плоскости без перепадов и обеспечивает комфортный проезд длинномерной техники и низкопольных автобусов.

 

На текущий момент эксплуатируются и отлично себя зарекомендовали две понтонно-мостовые переправы, построенные на нашем заводе в 2021-2022 годах. Это наплавной мост через реку Конда на 127 км автомобильной дороги Урай – Советский, состоящий из двух понтонов. Его габаритная длина 130 метров. И наплавной мост через реку Лямин на 36 км автомобильной дороги Лянторский водозабор – Песчанный – Сытомино. Он состоит из трех понтонов и имеет длину 150 метров.

Наплавной мост проекта РЕГК.128 через реку Конда / Фото: ООО
Наплавной мост проекта РЕГК.128 через реку Конда / Фото: ООО "Самусьский судостроительно-судоремонтный завод"

– Для каких регионов вы строите суда?

 

– Можем строить для всей России, но основные бассейны: Обь-Иртышский, Енисейский, Ленский.

 

– До конца 2024 года у вас большой заказ от ЕРП. А что-то параллельно строить вы можете? Сколько судов может одновременно строится?

 

– Параллельно, конечно, строим. Это показывают и 2022-2023 годы, и годы до этого. В 2021 году сдали два мелкосидящих двухвинтовых буксира-толкача проекта 106.20-03.640 класса "Р1,2А". В общем, от работы не отказываемся, берем проекты, изыскиваем средства, чтобы выполнить объем. Сколько судов будет строится одновременно, зависит от их габаритов. 

Строительство двухвинтовых буксиров-толкачей проекта 106.20-03.640 класса "Р1,2А" / Фото: ООО
Строительство двухвинтовых буксиров-толкачей проекта 106.20-03.640 класса "Р1,2А" / Фото: ООО "Самусьский судостроительно-судоремонтный завод"

– Вы строили и большие баржи, в том числе морские, и путейские теплоходы, обстановочные суда проекта 3052. А что проще строить?

 

– Одно удовольствие штамповать наплавные мосты. Строительство барж –процесс посложнее. Тут и габариты, и весовые нагрузки, и насыщение больше. Ну и, конечно, самое сложное – это самоходный флот. Безумно трудно и одновременно интересно.

 

– Проект 3052 продолжите строить? Пассажирскими теплоходами заняться не собираетесь?

 

– Пока таких заявок нет. Но если будут заказы, с удовольствием займемся и этими проектами, и другими. У нас для этого все подходит: общее состояние завода и фондов, производственные мощности, колоссальный опыт, квалифицированные кадры, способные решать задачи любой сложности, и боевой дух коллектива. Да, наплавные мосты и баржи мы строим быстро и умело, но есть и хорошие компетенции в самоходном флоте, и мы готовы их развивать.

 

За 2021 и 2022 год завод сдал заказчикам суда по пяти новым проектам, это грандиозный опыт. Мы обеспечиваем гарантийное обслуживание и готовы осуществлять любой судоремонт построенных объектов. Конечно же серийность – мечта корабелов, побольше бы серийных заказов, но мы готовы ко всему.

 

– Специалистов хватает?

 

– Сейчас коллектив двух заводов составляет порядка 450 работников вместе с подрядчиками. Но дефицит кадров, конечно, все равно ощущается: не хватает инженеров, технологов, рабочих. В число наших основных задач входит, как привлечение, так и развитие персонала завода.

 

Чтобы удержать высококвалифицированные кадры, стараемся поднимать зарплаты всем сотрудникам, плюс индексация, соцпакет. Сегодня средняя зарплата по заводусоставляет 60 тысяч рублей. Сварщики и корпусники получают больше, порядка 70-120 тысяч рублей. Несмотря на то, что мы находимся в населенном пункте в 40 км от Томска, 95% наших работников – это жители поселка Самусь. Платим всем четко, день в день, платим достойно, и люди переходят на завод иногда целыми бригадами. 

 

Нам удалось увеличить количество сварщиков и корпусников. Кроме того, у нас проходит внутреннее дополнительное обучение работников в рамках повышения качества труда. Мы проводим внутренние совещания, в том числе с бригадами-подрядчиками, на которых озвучиваются и обсуждаются проблемы, разъясняются ньюансы применения технологий. Предлагаем пути решения проблем и получаем обратную связь от подрядчиков и работников.

 

– Молодые специалисты приходят? 

 

– Минимальный приток есть, но нужно больше. Система подготовки будущих рабочих кадров и специалистов для завода – это сотрудничество с такими учебными заведениями как Томский техникум водного транспорта и судоходства и Сибирский государственный университет водного транспорта (СГУВТ). В позапрошлом году томичи провели набор под наш завод, открыли группу судокорпусников численностью 15 человек. Мы помогали оборудованием, сварочными столами и т.д.

Группа студентов Томского техникума водного транспорта на СССРЗ / Фото: ООО
Группа студентов Томского техникума водного транспорта на СССРЗ / Фото: ООО "Самусьский судостроительно-судоремонтный завод"

В СГУВТ мы ведем двух ребят, платим им стипендию за хорошую сдачу сессии. Летом они приезжают к нам на практику и за это получают зарплату. Теорию студенты изучают в техникуме и университете, а практику проходят на заводе. Их курируют опытные сотрудники, поэтому можно сказать, что обучение продолжается и на производстве. Ждем этим летом всех ребят на практику. Будем вместе работать и присматриваться. Планируем, что заберем всех. 

 

– На новых судах и двигателях используется много электроники. Вашим специалистам хватает квалификации, чтобы с этим разобраться?

 

– Да, мы с этой работой справляемся.

 

– Как продвигается проект автоматизации производственных процессов?

 

– Мы продолжаем подготовительные мероприятия: прежде всего определяемся с базовой платформой (вендором) САПР. Изучив информацию, мы поняли: для того, чтобы внедрение прошло успешно, необходимо прежде всего определиться с планом работы в данном направлении на ближайшие 5-7 лет. Кроме того, у нас нет опыта масштабного IT-проекта, и в судостроении на сегодняшний день успешного полноценного опыта внедрения PLM мы не видим. Работаем сейчас в нескольких направлениях.

 

В марте-апреле направляем на обучение САПР-3D первую боевую группу из ключевых инженеров технического отдела и конструкторского бюро. Использование онлайн-курсов, в том числе, с открытых платформ (например, Youtube, ВК) можно рассматривать исключительно как дополнительные возможности для самообучения специалистов. Хороший полноценный курс бесплатным быть не может – это совокупность опыта и наработок специалистов высокого уровня за длительное время в виде "выжимки", позволяющий научиться работать правильно и рационально, а не основываясь на личном мнении и привычках блогеров, пусть даже с большой аудиторией. 

 

Визуальная составляющая работы очень важна, также как и возможности ПО. Хорошо работающая знакомая система с удобным интерфейсом вызывает желание людей в ней разбираться и работать.

 

– Производительность труда повышать планируете?

 

– Это одна из главных целей. Для этого мы и внедряем новое оборудование, участвуем в различных федеральных программах. Маленькими шажками движемся в сторону дальнейшей автоматизации. Стремимся, чтобы люди как можно быстрее получали на местах производственную информацию, чтобы все потери на производстве были убраны. Повышаем производительность производства, в том числе,через систему "Бережливое производство".

 

Приведу пару примеров. Устранение нескольких "узких" мест, позволило поднять производительность труда на магнитном стенде на 70%. Во втором случае, анализируя работу заготовительного цеха, мы поняли, что рабочие высокой квалификации,работающие над корпусом, не должны тратить время на поиск и комплектацию заготовок металла. Мы ввели в штат заготовительного цеха разнорабочих, буквально двух-трех человек, обучили их маркировкам, привели в порядок цех, обозначили правила размещения заготовок до момента сортировки. И сортировщики по комплектовочной ведомости стали собирать наборы в специальные корзины. Бригады, которые сгоняют в объем блоки, получают уже полностью готовый набор на блок.

Заготовительный участок судостроительного цеха / Фото: ООО
Заготовительный участок судостроительного цеха / Фото: ООО "Самусьский судостроительно-судоремонтный завод"

К учету базы деловых остатков мы тоже пришли через проект "Бережливое производство".

По итогам 2022 года в связи с увеличением масштабов работ и финансовых показателей взлетели вверх и утвержденные показатели роста производительности труда.

 

Еще в рамках проекта по повышению производительностью труда на заводе запущена программа для работников "Есть идея – есть решение!", продумана мотивация. В рамках этой программы, к примеру, реализовано улучшение технологии изготовлении горловин, дающее уменьшение себестоимости без снижения качества. Будем развивать это направление.

 

– Какие еще события из жизни завода вы бы отметили? 

 

– С 2022 года участвуем в очень интересном проекте "Всероссийский акселератор по промышленному туризму". Это позволяет развивать промышленный и коммерческий потенциал завода, продвигать его имидж. Также с помощью этого проекта мы рассчитываем привлечь нужные нам кадры, в том числе молодежь. За 2022 год на заводе проведено 17 экскурсий с 215 участниками.

 

Принимаем всех желающих. Радуемся, когда у студентов и молодежи начинают гореть глаза, они готовы более осознанно изучать профессию. Им становится интересен завод, процессы, продукция и конечно же люди. Экскурсанты задают много вопросов о практике, трудоустройстве. Они видят предприятие и понимают, что Самусьский судостроительный завод – это круто.

 

Еще хочу сказать про новый и волнительный для нас этап привлечения внимания к заводу и сотрудничеству молодых специалистов, заказчиков, поставщиков, ценных кадров, общественности – через соцсети. Сейчас практически стало аксиомой, что бизнеса, которому не нужны социальные сети, не существует. Мир меняется, мы готовы меняться к лучшему вместе с ним. 

 

В данный момент мы работаем над ребрендингом, создаем новый корпоративный сайт и выходим в соцсети. Скоро мы скажем: ищите нас в соцсетях и присоединяйтесь!)

 

– Какие стратегические задачи ставите для себя?

 

– Мы планируем стабильно развиваться, обеспечить завод контрактной базой, строить и сдавать суда и корабли в срок и с отличным качеством, выходить на отличные финансовые показатели, увеличивать среднюю зарплату.

 

Своим работникам, подрядчикам Самусьского судостроительного завода и Моряковского речного затона хочу сказать спасибо за достигнутые результаты, уверен мы их удержим и в дальнейшем.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости