Российский танкерный флот набирает обороты

0 1678 3 мин
В последние годы зарубежный бизнес все больше интересуется развитием российской транспортной отрасли. Взоры ведущих международных аналитиков и банков главным образом обращены на самые перспективные сегменты отечественного рынка, одним их которых является перевозка нефтеналивных грузов. В частности, исследователи группы Braemar Seascorp предрекают в своем исследовании большое будущее освоению Российской Арктики. Об этом пишет RZD-Partner.ru.
По мнению экспертов, отечественное судоходство в ближайшее время будет довольно активно развиваться. У нас имеется большой потенциал роста в данной отрасли, который может быть реализован в самом ближайшем будущем. В Braemar Seascorp считают, что уже скоро зарубежным партнерам следует ожидать существенного расширения флота РФ и – соответственно – увеличения экспортных поставок.

Мировой спрос на нефть и нефтепродукты на сегодняшний день как никогда высок. Самым крупным потребителем нефтепродуктов по-прежнему остаются Соединенные Штаты (в США и Канаде ежегодно потребляется 3,5 тонны нефти на душу населения, в Китае – 2,5 тонны), на долю России на сегодня приходится более 20% мирового производства нефтепродуктов.

Согласно данным директора группы Braemar Seascorp Колина Кридленда, объем российских экспортных поставок сырой нефти постоянно растет, в частности, в 2007 году через порты Балтийского бассейна пройдет всего 80 млн тонн, через порты Черного моря – 113 млн тонн, через Дальний Восток и Арктический регион – 12,9 млн тонн.

Причем нужно учесть, что потенциал балтийских портов (равно как и черноморских) ограничен современным уровнем развития инфраструктуры и недостаточностью инвестиционных ресурсов. Если на Балтике экспортные поставки нефти остаются на том же уровне, то на Черном море показатели несколько снижаются. Рост перевалки наблюдался в последнее время только в Российской Арктике (с 9 млн тонн в 2005 году до 12,9 млн в 2007-м).

Флот, занятый транспортировкой сырой нефти, представлен на сегодняшний день судами следующего класса: танкеры Handy дедвейтом 20-39,9 тыс. тонн, продуктовозы MR (40-54,9 тыс. тонн), суда типа panamax (59-79,9 тыс. тонн), aframax (80-124,9 тыс. тонн), suezmax (125-199,9 тыс. тонн) и VLCC (200 и более тыс. тонн). Основная доля экспортных перевозок приходится на танкеры класса aframax, на втором месте идут suezmax.

Если рассматривать российский нефтяной флот в контексте географии, то на Балтике он в большей степени представлен «афрамаксами». Правда, в последнее время их доля снижается за счет увеличения количества «суэцмаксов». Эти перемены объясняются активным обновлением флота судовладельцев в регионе, в первую очередь по заказам группы компаний «Совкомфлот». По словам вице-президента ОАО «Современный коммерческий флот» Николая Колесникова, компания действительно развивается сейчас довольно динамично и в ближайшие три года собирается выйти на общий дедвейт 5,8 млн тонн (сейчас он достиг 4,24 млн тонн). А окончательное объединение с ОАО «Новороссийское морское пароходство» позволит группе занять первое место в мире по числу танкеров-продуктовозов, второе – по числу судов типа aframax, и пятое – по Suezmax.

Значительная часть нефти идет из балтийских портов в Роттердам; остальной объем приходится на Финляндию и Великобританию.

На Черном море наблюдается обратная динамика. В транспортировке нефти здесь также заняты преимущественно суда Aframax, однако их число постоянно растет, а «суэцмаксов», в свою очередь, становится меньше. Причиной такой динамики стало давлениt турецкой стороны, которая настаивает на использовании более мелких судов для прохода через Босфор. Процент судов типа Panamax, продуктовозов MR и танкеров Handsize в Черноморском бассейне практически не изменяется.

Лишен стабильности состав дальневосточного танкерного флота. Если в прошлом году доля судов «афрамаксов» неуклонно росла, то в 2007-м году она снова снизилась. Процент танкеров типа MR, напротив, в 2006-м уменьшился, а в текущем – снова вырос.

Из российской Арктики нефть вывозится в Северную Америку в основном судами типа Aframax и Suezmax, в Европу – танкерами MR и Handysize.

В этом году, когда внимание ученых и политиков всего мира обращено в сторону севера, арктические перевозчики нефти заметно оживились, и в перспективе за Полярным ожидается дальнейшее расширение танкерного флота.

Согласны с западными исследователями и российские эксперты, подсчитавшие, что с учетом судов, строящихся компаниями «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Норильский никель», «Совкомфлот» и Мурманским морским пароходством, к 2020 году арктический флот под российским флагом будет включать до 96 единиц, и, работая круглогодично, сможет обеспечить ежегодные перевозки объемами до 40 млн тонн.

Подготовила Надежда Вторушина



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В Кронштадте готовится к открытию Всероссийский центр морских профессий
13:25 / образование