реклама

Проект решения IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ

0 289 10 мин
Делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ (проходящего 26 февраля 2018 года) констатируют, что со времени проведения Третьего Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства, экономическая, производственно-техническая и социальная обстановка в отрасли существенно улучшилась.
Рыбохозяйственный комплекс России – динамично развивающаяся отрасль, гарантирующая продовольственную безопасность страны, ответственный участник экономической жизни, занимающий высокие позиции по показателям динамики инвестиций и росту налоговой отдачи в региональные и федеральный бюджеты.

Объем вылова водных биоресурсов в размере 4,9 млн. тонн в 2017 году стал рекордным для отрасли за последние 25 лет, а поступления в казну государства от деятельности рыбопромышленного комплекса превысили 40 миллиардов рублей.

Работу комплекса обеспечивают несколько тысяч предприятий в десятках регионов страны. Непосредственно в отрасли трудится более 270 тысяч человек, еще более одного миллиона рабочих мест отрасль создает в смежных областях.

Отрасль утвердила за собой статус надежного работодателя. По итогам 2016 года средняя зарплата работников комплекса превысила аналогичную по стране в 1,5 раза и составила более 54 тысяч рублей. В 2017 году отраслевые образовательные учреждения выпустили более 7 тысяч специалистов по специальности «Рыболовство».

В целом, в отрасли завершился длительный период консолидации и специализации предприятий. В настоящее время, основу рыбохозяйственного комплекса страны составляют компании, имеющие долгосрочную стратегию развития, нацеленные на эффективное и рациональное использование водных биоресурсов, ориентированные на решение широкого спектра социальных задач.

Делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ отмечают, что формирование современного облика отрасли было бы невозможным без существующего базового принципа отечественного рыболовства – долгосрочного предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, и без уверенности в его незыблемости и преемственности.

Делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ уверены, что сохранение данного принципа является основой для дальнейшего, поступательного развития отрасли и решения еще более сложных и масштабных задач, которые государство ставит перед рыбаками.

За время, прошедшее с момента проведения Третьего Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства, произошел ряд событий, определивших вектор развития отрасли на ближайшее десятилетие:
1. Заседание президиума Государственного Совета РФ 19 октября 2015 года;

2. Принятие Федерального закона от 03 июля 2016 года № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов»;

3. Принятие Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 02 июля 2013 №148-ФЗ.

Все эти события нацелены на решение целого комплекса важных государственных задач:
1. Выполнение доктрины продовольственной безопасности РФ;

2. Расширение присутствия РФ как рыболовной державы в Мировом океане;

3. Масштабное обновление промыслового флота с использованием потенциала отечественных судостроительных предприятий;

4. Развитие береговой переработки водных биоресурсов;

5. Уход от сырьевой направленности экспорта водных биоресурсов;

6. Повышение эффективности промысловой деятельности;

7.Использование потенциала прибрежных морских акваторий и внутренних водных объектов для развития аквакультуры и рыбоводства.

Обсуждение и выработка рекомендаций для решения этих задач - основная цель IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса.
Делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ отмечают, что с момента закрепления долей квот на добычу (вылов) водных биоресурсов в 2008 году вылов основных видов водных биологических ресурсов увеличился на 86%. Прирост выращивания продукции аквакультуры увеличился более чем на 40%, при этом доля марикультуры в общем объеме выращивания, составляет около 10% и по-прежнему остается незначительной несмотря на существующий потенциал. Производство рыбной продукции увеличилось примерно на 16,8% по сравнению с 2010 годом, при этом отмечен значительный прирост производства непищевой продукции.

Вводятся в промышленную эксплуатацию новые массовые объекты промысла на Дальнем Востоке, глубоководные крабы и рыба, ранее недосягаемые по глубине, и не востребованные на рынке. Доказана их финансовая привлекательность и подтвердились утверждения академической науки о будущей перспективе промысла водных биоресурсов именно на большой глубине. Они позволят значительно увеличить объемы и изменить структуру российского вылова на ближайшие 15-20 лет.

Объем рыбной продукции отечественного производства на российском рынке в 2017 году составляет по оперативным данным 80,3%, что соответствует доктрине продовольственной безопасности РФ, а сокращение импорта рыбной продукции свидетельствует о выполнении рыбохозяйственным комплексом страны задачи по импортозамещению.

Наблюдается уверенный прирост экспорта российской рыбной продукции как в натуральном, так и в стоимостном выражении, что свидетельствует о стабильном спросе на российскую рыбную продукцию на мировом рынке и увеличении вклада отрасли в валовой внутренний продукт страны.

Налажено взаимодействие регулятора отрасли с объединениями рыбаков и другими ведомствами, что позволяет оперативно решать широкий спектр внутриотраслевых вопросов.

Вместе с тем, делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ выражают серьезную обеспокоенность, что ряд важных решений, принятых на Третьем Всероссийском Съезде работников рыбного хозяйства, не исполнены или исполнены частично, по-прежнему сохраняются условия, оказывающие негативное влияние на отрасль, тормозящие ее развитие.

Особую тревогу вызывает попытка пересмотра в интересах определенной финансово-промышленной группы базового принципа российского рыболовства – долгосрочного предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов на основании «истории промысла», и замена его механизмом реализации такого права через систему аукционов.

Основная цель этой попытки – получение контроля над одним из самых ценных объектов промысла, а ее практическая реализация способна свести на нет все существующие достижения отрасли и поставить под угрозу решение перспективных задач.

Реализация законодательства об инвестиционных квотах выявила серьезное ограничение по участию в этом процессе предприятий среднего и малого бизнеса. Принимаемые нормативно-правовые акты имеют существенные системные ошибки, устанавливающие неопределенность в принятии решения о перезаключении договоров закрепления долей квот на новый срок, а также способные прекратить прибрежное рыболовство многих объектов в 2018 году.

Действующие предприятия рыбохозяйственного комплекса не имеют возможности стать резидентами свободного порта в рамках реализации положений Федерального закона от 13 июля 2015 года №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».

Остаются нерешенными вопросы таможенного законодательства в части статуса рыбной продукции, произведенной на российских судах за пределами исключительной экономической зоны РФ.

Не реализовано в полной мере предложение Третьего Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства об освобождении от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного Союза судов рыбопромыслового флота, построенных, приобретенных, отремонтированных, модернизированных и переоборудованных за рубежом до 1 января 2017 года.

Требует решения вопрос упрощения декларирования и установления льгот по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении судовых припасов российских рыбопромысловых судов, осуществляющих промысел в исключительной экономической зоне России, в том числе в отношении топлива, ГСМ, тары и тарных материалов, необходимых для производства рыбной продукции.

Несмотря на требование об обязательной доставке в российские порты для декларирования всей рыбной продукции, произведенной в 200-мильной зоне России и за ее пределами, сохраняется требование по прохождению рыбопромысловыми судами контрольных точек и осуществлению контроля за перегрузом уловов и продукции в море должностными лицами пограничной службы.

Остается нерешенным вопрос административных барьеров для рыбодобывающих предприятий и предприятий аквакультуры и рыболовства. Остро стоит проблема формирования и эксплуатации действующих рыбоводных участков в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.

Требует решения вопрос доставки рыбной продукции из дальневосточных морей в западную часть страны Северным морским путем. Необходимо принять меры по снижению стоимости ледовой проводки и обеспечения навигационного сопровождения российских судов, перевозящих рыбную продукцию Северным морским путем.

Несмотря на решение Третьего Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства и многочисленные обращения в адрес Правительства РФ, региональных администраций, научно-исследовательских институтов, предприятий отрасли и их объединений, весьма острыми остаются вопросы качественного научного сопровождения рыбохозяйственной деятельности. Сокращается объем ресурсных исследований, отсутствует современный научно-исследовательский флот. Не решен вопрос с отменой нормы по уничтожению выловленных в научных и контрольных целях биоресурсов. Недостаточно внимания уделяется научному обеспечению аквакультуры, что сдерживает развитие указанного направления.

В отрасли ощущается дефицит кадров, как рядового плавсостава, так и командного звена. Сокращены учебные программы для морских специальностей, отсутствует необходимая база для прохождения практики курсантами непосредственно в море. Требуется комплексная программа подготовки кадров для рыбной промышленности и нормативное обеспечение условий прохождения производственной практики на судах рыбопромыслового флота.
Отсутствуют условия для развития отечественного рыболовства в открытых и удаленных районах Мирового океана, что ведет к утрате Россией позиций в области рыболовства в открытых, конвенционных и удаленных районах Мирового океана.

Необходимо совершенствование законодательства в части осуществления рыболовства коренными и малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего востока.

Для эффективного и рационального использования запасов анадромных видов рыб, требуется расширение полномочий, создаваемых в регионах комиссий по регулированию их промысла в части установления допустимых к применению орудий лова для каждого рыбопромыслового участка, с учетом локальной специфики промысла.
Требует расширения практика оперативного регулирования промысла некоторых видов водных биологических ресурсов (по аналогии с региональными комиссиями по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб).
Для эффективного решения вопросов в области урегулирования трудовых отношений между отраслевыми профсоюзами и рыбохозяйственными предприятиями необходимо создание в РФ общероссийского объединения работодателей в рыбной отрасли. Это позволит более эффективно решать многие общеотраслевые проблемы, в том числе налогового регулирования, от которых во многом зависит социальная обстановка в прибрежных регионах РФ.

Делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ заявляют, что при сохранении стабильности законодательства о рыболовстве, отрасль продолжит поступательное развитие, останется гарантом продовольственной безопасности страны, обеспечит занятость жителей прибрежных регионов РФ, увеличит финансовую отдачу в бюджеты всех уровней.

Участники Съезда решили:
Рекомендовать Союзам и Ассоциациям рыбохозяйственного комплекса, Федеральному агентству по рыболовству, Минсельхозу России, Правительству РФ, органам государственной власти РФ и Субъектов РФ:
1. Обеспечить сохранение механизма («исторического принципа») закрепления долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов за рыбопромышленными предприятиями, предусмотренного Федеральным законом от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

2. Обеспечить открытое обсуждение любых инициатив по изменению законодательства о рыболовстве с учётом мнения отраслевых союзов и ассоциаций, предприятий рыбохозяйственного комплекса.

3. Оценить эффективность выделения квот добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели по истечении пяти лет с даты первого наделения такими квотами пользователей водными биоресурсами. Сохранить неизменной данную законодательную норму до истечения указанного периода и получения объективной информации.

4. Сохранить действующий уровень налоговой нагрузки на рыбодобывающие предприятия в период реализации инвестиционных проектов по строительству рыбопромысловых судов и береговых перерабатывающих предприятий, предусмотренных ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 3 июля 2016 года №349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов».

5. Принять меры по повышению эффективности научного обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса РФ в части увеличения финансирования рыбохозяйственных исследований и строительства новых научно-исследовательских судов.

6. Увеличить финансирование на строительство и модернизацию спасательных судов в целях гарантированного обеспечения безопасности мореплавания при осуществлении рыбохозяйственной деятельности.

7. Внести следующие изменения в нормативно-правовые акты в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов:
- исключить требование об обязательном прохождения морских контрольных пунктов (точек) судами рыбопромыслового флота РФ при входе этих судов в исключительную экономическую зону РФ с целью осуществления рыболовства и выходе из нее;
- обеспечить беспрепятственный транзитный проход через Первый Курильский пролив российских судов рыбопромыслового флота, в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль;
- установить порядок обязательной утилизации судов под «удобными» флагами, задержанных за осуществление ННН-промысла водных биологических ресурсов в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ;
- установить порядок формирования справочника (классификатора) орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, а также регламента оценки соответствия орудий лова, применяемых лицами, осуществляющими добычу (вылов) водных биоресурсов, типовым образцам, которым присвоен код отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов;
- установить механизм государственной поддержки строительства малых и маломерных рыбопромысловых судов.

8. Ускорить решение вопроса о снижении тарифов на ледокольную проводку судов, осуществляющих перевозку рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов по Северному морскому пути.

9. Распространить нормы п. 1.17 приказа Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2016 года № 223/16 «Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах РФ» на российские рыбопромысловые суда, осуществляющие рыболовство в зонах иностранных государств и районах действия международных договоров РФ, в случаях, когда доставка уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляется для переработки или реализации на территории РФ.

10. Внести в «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» и нормативные правовые акты изменения, направленные на его реализацию, для устранения негативных последствий таможенного регулирования рыбохозяйственной деятельности.

11. Разработать и принять комплекс мер по поддержке и развитию промысла:
- перспективных видов водных биологических ресурсов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (сардина-иваси, скумбрия, сайра);
- перспективных объектов с невысокой рыночной стоимостью (сайка Северного бассейна, кильки Волжско-Каспийского бассейна и др.);
- глубоководных объектов промысла Дальневосточного бассейна.

12. Предусмотреть для средних и малых предприятий, осуществляющих товарную аквакультуру, возможность применения механизма компенсации из федерального бюджета части прямых понесенных затрат на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов товарной аквакультуры.

13. Ускорить принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)», предусматривающий предоставление земельных участков в аренду хозяйствам аквакультуры без проведения торгов.

14. Разработать комплекс мер по сокращению избыточных требований, предъявляемых к хозяйствам аквакультуры при осуществлении государственного контроля и надзора, с учетом реализации проектов по основному направлению стратегического развития РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

15. Разработать и реализовать меры поддержки отраслевого образования, в том числе направленных:
- на сохранение профильных образовательных организаций в ведении Федерального агентства по рыболовству;
- формирование на Северном рыбохозяйственном бассейне филиала Калининградского государственного технического университета, подведомственного Федеральному агентству по рыболовству, - увеличение финансового и материально-технического обеспечения отраслевых образовательных учреждений;
- прохождение студентами и курсантами отраслевых образовательных учреждений производственной практики на рыболовецких и транспортных судах, создание условий для приема на работу молодых специалистов.

16. В целях сохранения водных биоресурсов волжско-каспийского бассейна обеспечить учет рыбохозяйственных требований при определении режима работы водохранилищ Волжско-Камского каскада, в том числе – увеличение попусков воды в Нижнюю Волгу.

17. Освободить от обязательного ведения электронного-промыслового журнала (ЭПЖ) и оформления электронных ветеринарных сертификатов (ЭВС) операции по добыче маломерными судами на рыбопромысловых участках водных биоресурсов, доставляемых в пункты сдачи в живом или охлажденном виде.

18. Проанализировать Паспорт проекта Россельхознадзора по Реформе контрольно-надзорной деятельности на предмет оптимизации оформления ветеринарно-сопроводительных документов.
Опубликовать Решение Четвертого Всероссийского Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ в центральных и региональных средствах массовой информации.
Источник: LIVEJOURNAL



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Амурский судостроительный завод присоединился к Всероссийской акции "Стена Памяти"
17:45 / пресс-релизы